Моніторинг
Аналітика
Премьер-лиги и «многоканалье»
Только ленивый не ругал Премьер-лигу Украины за невыполнение главной задачи – абсолютное отстранение от работы по улучшению коммерческой составляющей наших клубов и прежде всего, от реализации телеправ...
Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбольный клуб»
2014-01-13 16:00
У Лиги была верная «отмазка» – нельзя ничего сделать – много каналов-трансляторов, много пулов.
Такая ли уж помеха – много каналов в странах-лидерах?
За страстями на зеленых полях мало кто обратил внимание на недавнюю сенсацию в футбольном медиапространстве – телекомпания BT (British Telecom Sport) объявила об эксклюзивной сделке с УЕФА на показ всех матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы в 2015-2018 годах. Сумма сделки также впечатляет: BT заплатила около 904 млн. фунтов (1,076 млн. евро) за ЛЧ и ЛЕ или 301 млн. фунтов (примерно 359 млн евро) за один евросезон.
Таким образом, BT бросил беспрецедентный вызов компании Sky – реальному монополисту на рынке платного ТВ. Напомним, компания мирового медиамагната Руперта Мердока BSkyB (British Sky Broadcasting Group) далеким летом 1991-го начала переговоры с футбольными клубами о создании Премьер-лиги и продаже эксклюзивных прав на трансляцию игр платному ТВ, т.е. себе. В результате эта компания получила английский футбол в собственность на пять лет, заплатив 304 млн фунтов. Так впервые в мировом футболе была создана Премьер-лига как маркетинговый инструмент коммерческого подъема клубного футбола в отдельно взятой стране.
Всего в 1991-2013 г.г. Sky заработал 5,6 млрд фунтов. Причем основной заработок пришелся на нынешние времена. За последние три года Sky заработал столько же, сколько в 1996-2010 г.г. На данный момент у Sky около 11 млн ТВ-клиентов, 7 млн из них подписаны на спортивные каналы. Плюс около 300 млн. в год Sky получает от пабов за показ спорта.
Этот опыт сразу же – в начале 90-х – оценили в УЕФА, началась новая эра евротурнирнов на нашем континенте – эра Лиги чемпионов. И вот такой удар по Sky со стороны вроде «непрофильного», не совсем телевизионного монстра. Да, монстра, т.к. ВТ – это 42% телефонных линий и 31% Интернета Великобритании.
Но это лишь начало «большого пути» ВТ в пространство футбольного ТВ. Там четко просчитали, что хотя Лига чемпионов является соревнованием экстра-класса, аудитория матчей ЛЧ составляет всего около 3% зрителей – против 18%, которые смотрят игры АПЛ. Абсолютно ясно, что с 2016 года, когда у Sky заканчиваются нынешние права на трансляцию матчей АПЛ, на показ элиты английского футбола нацелился как раз BT. Предстоит знатная драчка!
Все, о телебизнесе – баста. Выигрывает ли английский футбол от конкуренции гигантов телекоммуникации? Несомненно! Кстати, из-за экономии места опустим некоторые детали, когда Еврокомиссия в начале 2000-х годов не позволила Sky эксклюзивно «держать» АПЛ именно из-за нарушения свободы конкуренции, прав клиентов. Тогда на рынок вышли конкуренты – «Сетанта», позднее ESPN, но они были слабоваты против Sky. Иное дело – ВТ.
Именно конкуренция между этими гигантами позволит еще больше поднять цену АПЛ на телеправа. По данным английских коллег, клубы-аутсайдеры вполне могут заработать на 25 млн. фунтов больше, чем сейчас, а лидеры – на 40 млн. больше по сравнению с нынешним контрактом. По такой же логике выиграют английские клубы – участники ЛЧ. Ведь доля отчислений на счета этих клубов зависит в первую очередь от того, за сколько УЕФА продала права на трансляцию своих турниров именно в этой стране. То есть, большая часть из этих огромных денег уйдет именно английским грандам, давая им преимущество как перед не играющими в ЛЧ соотечественниками, так и перед европейскими оппонентами.
Конечно, УПЛ – и близко не АПЛ, несмотря на давний визит в Киев президента «старшей сестры» сэра Дэвида Ричардса по приглашению Виталия Данилова. На этом, все понимают, бизнес-деятельность УПЛ свернулась. Но в АПЛ, несмотря на финансовые успехи, которые нам и не снились, постоянно думают и реально работают над улучшением коммерческих показателей клубов, о чем свидетельствуют и те цифры, которые приведены в этой статье.
Как видим, конкуренция между каналами увеличивает коммерческие показатели футбола. Но лишь при условии, если это настоящая конкуренция, а не перекладывание денег владельцев клубов-грандов (как ни странно, заодно и владельцев компаний-телетрансляторов) из одного кармана в другой. Ведь при нынешнем распределении матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы в телеэфире Украины тем же владельцам не пришла в голову идея баловаться с УЕФА – их ТВ-каналы вполне цивилизованно показывают и комментируют (!) матчи украинских команд из «чужого пула».
И это еще не все. Лиги-лидеры европейского футбола все большую и большую долю отчислений получают из других стран, на которые транслируются матчи их клубов. Пример той же АПЛ это лишь подтверждает.
Если АПЛ от реализации своих телеправ в английском эфире по контракту 2013-2016 выручает более 3 млрд. фунтов, то от продажи за рубеж – более 2,2 млрд. У нас вообще эта тема всерьез не рассматривается из-за «многопулья». А между тем, нынешний внутренний футбол Украины сильнее почти всех чемпионатов Восточной Европы и даже некоторых стран Западной – тех же Португалии, Бельгии и даже Нидерландов, т.е. стран, чьи футболисты – желанные легионеры в державах-грандах футбола континента. А вот с продажей телеправ за границу картина – с точностью до наоборот, и не только в Западной, но и Восточной Европе.
Пыталась ли УПЛ и ее президент доказательно, с цифрами убедить владельцев клубов, что и при наличии нескольких трансляторов и даже пулов выгоднее действовать сообща? Особенно в преддверии вступления в силу финансового фэйр-плея УЕФА? Или – зачем себе нервы портить? Как говаривал известный персонаж мультфильма: «Нас и так хорошо кормят»...
footclub.com.ua