Моніторинг

Аналітика

Мантия нестрогого режима

Евгений КАРЕЛЬСКИЙ, «СЭ-неделя» Поскольку минуло добрых полтора десятилетия, то хочу сознаться: однажды мне довелось побывать, в судейской Лиги чемпионов до отправки протокола игры в УЕФА. Ныне, разумеется, ни в Донецке, ни в Питере, ни в Глазго подобное было бы нереально. А тогда в тихом Ольборге получилось так...

2011-08-27 06:00

По ходу матча с киевским «Динамо» хозяева произвели двойную замену как бы тандемом – без огласки, кто вместо кого. После финального свистка, не обнаружив в туннеле инспектора, попробовал уточнить детали у Зеппа Пионтека. Но немецкий тренер «Ольборга», опечаленный домашними 1:3, громко бросил: «Да пиши, как нравится!» На шум из своей плотно охраняемой вотчины выглянул рефери ФИФА Атанас Узунов и быстро сообразив, в чем вопрос, выдал на приличном русском: «Помню тебя прошлый год по Киеву. Заходи!». Нижняя челюсть каждого из пары высоченных датских полисменов плавно спустилась к заколке галстука, но мешать болгарину они не стали.

...Сейчас нередко стучусь в двери нашей Фемиды перед матчами как диктор, чтобы перепроверить кто первый ассистент, кто второй, города приписки и т.д. Замечаю, что им такая щепетильность нравится, однако смысл в ином: люди, которым доверены порой судьбы сезона, должны осознавать, что они более публичны, чем, скажем, безымянный киномеханик, которого при порыве пленки ждет максимум возглас из темного зала «Сапожник!»

Еще задолго до появления в Украине итальянского куратора всегда решительно опровергал мнение, мол, зависимость арбитров от высших футбольных органов – порождение нашего времени. Классический, пример – четвертьфинал Кубка СССР-1977 между московским «Торпедо» и киевским СКА. Настороженная дерзостью полпредов второй лиги, ведомых Юрием Николаевичем Воиновым и одолевших туром ранее (2:1) «старшего брата» ЦСКА с Всеволодом Михайловичем Бобровым во главе, союзная федерация решила подстраховаться через три недели. В итоге, Ромуальдас Юшка не только отменил чистый гол Николая Пинчука, но и назначил «левый» пенальти в ворота Леонида Шмуца, благодаря которому автозаводцы выиграли – 1:0. Поднялся нешуточный скандал. За своих бойцов (войди они в четверку, 13 парней стали бы мастерами спорта) вступилось командование ККВО. Но, когда в офисе у памятника Гоголю стали разбирать вильнюсского судью, тот воскликнул: «Братцы, да вы же сами указали, кто должен пройти дальше».

Что ж, Пьерлуиджи Коллина, не внемля разговорам, что «судьи берут, потому что им предлагают», дал понять: будет полная их автономия. Пока можно твердо обозначить два успешных вектора. Корпус на две трети обновлен за счет выходцев из «младших» дивизионов, да и повышенные требования к «физике» дали свои плоды. Только не обессудь дорогой читатель, но за нормативы по кроссу и стометровке я был отмечен на стенде кафедры физвоспитания, однако госэкзамены все равно сдавал по иностранным языкам и научному коммунизму. Это к тому, что в любом ремесле главное – знать матчасть.

И еще. Давайте спросим у обычного посетителя стадиона, кто первым в суверенной Украине получил международную категорию? Я пробовал и – увы. Это плохо, ибо Вадим Шевченко, Владимир Пьяных, Василий Мельничук и Валерий Онуфер застолбили нам первую вешку уважения. Наверное, мудро подошел тогда и первый президент ФФУ Виктор Банников, что лишь первый из квартета – столичный житель, а в целом задействованы Восток, Юг и Запад страны. К слову, будь я боссом Фемиды, избавил бы киевских арбитров от работы на местных дерби. Почему? Будете смеяться, но после поединка «Оболонь» – «Арсенал» в весенней части прошлого первенства мне с тремя друзьями пришлось... подменять бригаду.

Словно вырываясь из тисков царившего ажиотажа и не будучи убежденными, в чью пользу счет 1:1, судьи, едва переодевшись, оседлали авто и покинули арену. Оговоренный регламентом ужин администраторы «пивоваров» не хотели отменять в отеле своих добрых знакомых. Отдавая должное их кулинарным способностям, всерьез задумался, а действительно ли судейская форма – это мантия строгого режима?