Моніторинг

Аналітика

Страсти по Гаденышу

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, для «ПРЕССИНГА» Очень захотелось поделиться впечатлениями об увиденном случайно на одном из спутниковых каналов фильме «Проклятый Юнайтед». Захотелось сразу же после просмотра. Но одновременно и засомневался: а кому я собственно адресую эту статью? Киноманам ничего не скажут имена великих футболистов и тренеров, героев картины…

2011-06-07 06:25

…а футбольные люди также вряд ли среагируют на имена ее режиссеров и актеров, даже, несмотря на то, что те настоящие звезды мирового экрана.

Все же убедил сам себя, ведь я хорошо знаком, минимум, с пятью симпатичными людьми в Киеве, кто по-настоящему знает и любит как кино, так и футбол. Это признанные кинокритики: первый секретарь Союза кинематографистов Сергей Тримбач и профессор Александр Рутковский. Еще один профессор, наставник очень многих творцов, а заодно и один из самых интересных кинорежиссеров Украины Роман Ширман. Рома, кроме прочих своих достоинств, еще и остроумнейший насмешник над нынешним «форматным» коммерческим ТВ, главная заслуга которого в «тотальной дебилизации» массового зрителя. В эту добрую компанию стоит добавить известного бизнесмена в сфере «высокой моды», заодно и активиста всяких светских тусовок Владимира Нечипорука. Лично для меня Володя – толковый и умный тележурналист. И наконец, не забыть бы и главного редактора журнала «Футбол» Артема Франкова. Надеюсь, в державе найдется еще немало таких читателей, кому эти обе сферы жизни общества интересны.

Итак, фильм «Проклятый Юнайтед» («The Damned United»). Снят в 2009 году по мотивам одноименного литературного бестселлера Дэвида Писа. Идея снять картину принадлежит знаменитому кинорежиссеру современности Стивену Фрирзу, в активе которого уже были известнейшие ленты: «Опасные связи», «Кидалы», «Фанатик», «Миссис Хендерсон представляет» и, наконец, «Королева». Эти картины  усыпаны таким количеством «Оскаров», «Сезарей» и прочих «Берлинских медведей», а если добавить к ним еще номинации на каннские «Пальмовые ветви» да на венецианских «Львов»…

Кстати, и идея снять кино о футболе пришла к Мэтру именно на Венецианском фестивале, когда он там по случаю и почитал книгу Писа. Режиссеру с таким именем легко было убедить продюсеров о финансировании. И съемки начались. Но вскоре и завершились. Причина? Фрирз отказался сам, честно признавшись, что попал в творческий тупик, а снимать ниже своего высококлассного уровня он не захотел. Ну, художники, это такое дело, парят где-то в небесах… А продюсерам, людям земным, останавливать съемки никак нельзя, слушком уж много затрат было понесено. И они находят замену признанному режиссеру, пригласив на его место малоизвестного 35-летнего Тома Хупера. Это сегодня Хупер знамаенитость, снявший «Король говорит!», удостоенного в 2011 году 4-х(!) «Оскаров», включая знаменитую статуэтку за режиссуру.

Сюжет «Проклятого Юнайтеда», на первый взгляд, незамысловат. Начало 70-х годов ХХ века. Самый успешный клуб английского футбола той поры «Лидс Юнайтед». Под руководством своего великого тренера Дона Реви «Павлины» (прозвище команды) выигрывают все, что можно: золотые медали, Кубок и Суперкубок Англии, Кубок Лиги, популярный в те годы европейский Кубок Ярмарок, доходят до финала Кубка обладателей Кубков континента. Дон Реви внедрил в команду почти семейные традиции: он организовывал совместные обеды, приглашая туда жен и детей футболистов; устраивал своим подопечным турниры по гольфу, боулингу и даже … домино и лото. При этом прививал своим игрокам бойцовские качества. Но без границ! «Мы семья, а все другие команды – наши враги!» и «Для победы все средства хороши!». Оттого «Павлины» и имели дурную славу. Это была не привычная для английского футбола жесткость, а преднамеренная грубость, часто исподтишка, постоянные провокации соперников. Не чурались игроки «Лидса» и симуляции на поле, что для английского футбола редкость. К тому же Реви очень многие (и не без оснований) подозревали в «работе» с арбитрами.

Такой футбол не мог нравиться большинству и профессионалов и болельщиков. Один из самых непримиримых хулителей «Павлинов» и самого Реви был молодой тренер «Дерби Каунти» Брайан Клаф. Где только мог: в прессе, по радио и впрямую на стадионе он награждал и игроков и самого Реви самыми обидными эпитетами. Клафа нельзя было просто так проигнорировать. Как футболист он очень многого достиг: в 274 матчах на счету этого форварда 251 забитый мяч. Как делающий первые шаги в тренерском деле в 1972 выигрывает золотые медали английского первенства с более чем скромным «Дерби». А в следующем сезоне доходит до полуфинала Лиги чемпионов(!).

Короче, конфликт «бойцов» «Лидса» во главе с Реви и Клафа был предопределен. Внешне Дон и Брайан были как Голиаф и Давид, а для тех, кому лень зануриваться в Ветхий Завет, нагляднее было бы сравнение из нашей бурной политической жизни с Виталием Кличко, и, допустим, с Олесем Довгим. Реви в адрес Клафа вполне мог повторить слова Кличко, если бы «машина времени» отмотала годы назад: «Вы такой маленький, а такой нахальный».

В нынешние дни Клаф имеет знаменитого «наследника». Конечно же, это Жозе Моуриньо. Гениальность тренера, а достижения на поле тому доказательство, вновь сочетается с непомерным самомнением и талантом наживать себе недоброжелателей на ровном месте…

Все это – всего лишь необходимая предыстория ключевого события в фильме, необходимая  для понимания главной темы.

А та началась сразу, как Дон Реви ушел из «Лидса», чтобы стать главным тренером сборной Англии. Ушел, сам проявив инициативу перед начальством Федерации. И сделал это с пафосом, как и все делал до того. Заявив: «Я нужен своей стране!»

Вот тут-то и разруливается сюжет фильма. Президент «Лидса» ничего лучше не придумывает, чем пригласить на освободившееся место коуча именно Брайана Клафа. Побуждения были самые лучшие. Клаф – перспективный молодой тренер, отлично разбирается в тактике и тренировочном процессе. Не учитывались лишь «маленькие детали»:

– Клафа ненавидели футболисты «Лидса» за все «добрые» слова, сказанные им раньше в адрес почти каждого из них, сказанные в адрес любимого прежнего тренера и «отца солдатам», сказанные, наконец, в адрес самого клуба. А отсюда, ясное дело, Клафа ненавидели не только футболисты, но и фанаты «Павлинов». Недаром они прозвали его Гаденышем. Впрочем, и у нас никто не удивляется таким прозвищам, что в мире футбола, что в мире ТВ…

– Сам Клаф с первого же дня своей работы в «Лидсе» начал гасить вспышки этого противостояния «керосином», т.е. только обострял конфликт постоянными унижениями своих же футболистов.

– Еще одна тема в картине, тема верности, товарищества и предательства. Клаф раньше работал со своим помощником Питером Тейлором. Они когда-то играли вместе. Тейлор, на 8 лет старше, опытнейший вратарь, опекал юного задиру Клафа, не давая его в обиду более опытным партнерам, которых «салага» и одновременно талантливый форвард очень быстро настроил против себя. Позднее Тейлор, спрятав в карман собственное самолюбие, на долгие годы пойдет в ассистенты к Клафу, и они многого достигнут в футболе. Но именно сейчас, когда Клафа пригласят в Лидс, а он позовет за собой Тейлора, тот неожиданно откажется. Видимо, чувствовал, что не сложится у Брайана с «Павлинами». Но что это: предательство товарища или нет? Авторы сознательно не дают ответа, оставляя зрителю право на свою оценку.

В дальнейшем и у Клафа и у Реви тренерская карьера продолжалась. Реви полностью завалил игру сборной Англии. Он не вывел ее ни финальную стадию чемпионата Европы 1976 года, ни победил в стартовом матче отборочного цикла чемпионата мира 1978 года. После чего Федерация отправила его в отставку. Конечно, он еще вкусил радость побед и услышал перезвон трофеев. Но где? На Ближнем Востоке: в ОАЭ, Египте, Саудовской Аравии. Нет, в Англии такое не ценится.

Его «антигерой» Брайан Клаф возглавляет в это время скромный «Ноттингем Форест». И вот оно чудо! С середины таблицы Второй лиги, он за один сезон выводит «Лесников» в Высший дивизион, и снова только за один сезон делает из дебютантов чемпионов. А затем еще будут две победы в Лиге чемпионов и завоевание Суперкубка УЕФА (все то, о чем всю жизнь мечтал Реви, но никогда этого не достигал). А еще четыре победы в Кубке Лиги Англии и победа в Суперкубке Англии. К нему снова вернется верный «оруженосец» Тейлор. Перед нами тот самый случай, когда человек доказал: не страшно падать, страшно не уметь подниматься и стремиться дальше. Вот такое Колесо Фортуны для двух героев: когда один вверху, другой внизу, затем наоборот. И оба издалека следят за победами-поражениями друг друга. Вот они шекспировские страсти, да на футбольном поле. Казалось бы, почему бы не взять все эти годы и вот так – с этими «качелями успеха-неуспеха» раскрутить сюжет. Авторы сознательно сконцентрировались именно на тех проклятых 44 днях работы Клафа в «Лидсе». Чтобы боль героя передалась зрителю более емко.

Вообще тренерская доля – то еще «счастье». И не обязательно иметь такой отвратительный характер в сочетании с талантом, как у Клафа. Но, кто однажды сел на этот «электрический стул», сам не уйдет. И в нашем Отечестве помнят тех «рулевых», кому тоже давали время для восхождения на «Пик побед» примерно на такие же сроки – 44 дня.

Как много приходится «монтировать» самого себя, выбрасывая любопытные подробности о звездах, достоверно сыгравших главные роли – о Майкле Шине (Клаф) и Колме Мини (Реви), о Тимоти Сполле (Тейлор) и Стивене Грэхеме (капитан «Лидса» Билли Бремнер). Или о том, как буквально ворвался в Голливуд Стивен Фрирз, потеснив уже знаменитого Милоша Формана. Оба одновременно снимали фильмы по одному роману «Опасные связи» де Лакло. И никому тогда неизвестный Фрирз «нокаутировал по кассе» чеха, уже прославившегося и «Пролетая над гнездом кукушки», и «Рэгтаймом» и «Амадеем». Не здесь.

Лучше вспомню другое. Осенью 2001 году, буквально за пол-года до своей кончины Валерий Васильевич Лобановский читал статью в московской «Новой газете» о своей работе. В конце заметки он обратил внимание на такой «образный ход»: «…футбольный тренер природой своей работы весьма близок театральному режиссеру, который даже ближе ему, тренеру, чем… кинорежиссеру. Почему? Ну не заиграли у того актеры, так в кино еще столько «инструментария»: мастерство оператора, монтаж... Короче, там актеры «умирают» в режиссере. В театре – наоборот. Не сыграют, как того он хотел, не спасут ни декорации, ни музыка… Так и в футболе: не сыграют на зеленой «сцене» исполнители погибнет самый гениальный тренерский замысел».

Мэтр поднял глаза, и серьезно заметил:

– А что, все верно…