Моніторинг
Аналітика
Халканавты
Для начала сообщаю вам, что в понедельник мы отправили в типографию спецвыпуск, посвященный четырем национальным чемпионатам. 96 страниц, постеры, очерк о каждой команде, всё такое... Не пропустите. Переходим к событиям «вне нас». Здесь во-первых помяну то, что слухи о некоем подтоплении...
Артем ФРАНКОВ, «Футбол»
2012-09-08 10:00
... НСК «Олимпийский» не имеют с действительностью ничего общего – бывали мы там не раз, в том числе в ВИП-зоне, никто не плавал и не тонул. Плиты гранитные и вправду перекладывают – УЕФА для изъятия своих рекламных линий подогнал технику, которая оказалась слишком тяжела. Ну и что? Играть на этом стадионе не переиграть, а вот слухи всякие – похоже, просто-напросто последствия информационных войн и дурных отношений. Вы же понимаете, что любой компромат подхватывается охотно и могучей струей течет по трубам – нам только дай!
Но и это не так уж важно.
В последние дни российского трансферного окна, а точнее, периода дозаявок в Лиге чемпионов, завершившегося в ночь с 3-го на 4 сентября, «Зенит» громыхнул двумя трансферами, чья общая стоимость предположительно превышает 100 млн. евро. Безусловно, речи о том, что вся эта сумма немедленно должна проследовать на счета «Порту», «Бенфики» и прочих хозяев Халка и Акселя Витцеля, не идет, и руководство «Зенита» даже имеет совесть заявлять, что как минимум Халка взяли на очень выгодных условиях – мол, 40 миллионов евро растянутся на три года. В то время как Португалия если не ржет в голос, то ядовито хихикает – ну, дали нам подзаработать эти русские! «Зенит», простите, повел себя на рынке, как тот руссо туристо, давно уже превратившийся в нарицательное понятие – бабок (нефти и газа) еще до хренища, гуляй, Расея.
ЧЬИ ДЕНЬГИ, ЗИН?
Я понимаю, что нас с вами куда больше должно интересовать ослабление «Порту» как соперника киевского «Динамо»*, и всё же нельзя оставлять в стороне глобально-финансовую сторону происшедшего. Ладно еще Халк, год назад спрос на него вообще чудовищным был; но Витцель за сороковник?! Да хоть бы он звездочки с неба доставал – есть же какая-то разумная конъюнктура рынка!
Любопытно, что на радость журналистам «Порту» и «Бенфика» устроили после свершения переходов публичную разборку. Бенфикисты высмеяли злейших врагов, выразив сомнение, что те действительно получили такую чертову уйму миллионов. В ответ «Порту» разразился официальным заявлением, в котором подтвердил, что непосредственно «Драконы» получили сорок, 15 процентов от трансфера (9 миллионов) ушло некой компании, владеющей частью прав на Халка, немалая сумма ушла на подъемные игроку и комиссионные его многочисленным агентам, кое-что перепало и первому его клубу – «Витории» из Сальвадора. В завершение «Порту» потребовал от «Бенфики» раскрыть подробности трансфера Витцеля – на какие части следует поделить 40 миллионов, якобы причитающиеся «Орлам», где там третьи лица, где подъемные и комиссионные... Веселуха!
Кстати, логика этих трансферов так и лезет наружу: в прошлом лигочемпионском сезоне «Зенит» играл с «Порту» в группе, а от «Бенфики» вылетел в 1/8-й, и как раз Витцель пяткой отдал решающую голевую передачу. Другой вопрос, как отнесутся к новичкам ультрас питерского клуба, которым не без оснований приписываются и буйство, и расистские наклонности – не секрет ведь, что и Халк, и Витцель достаточно темнокожие ребята, а таких в «Зените» не было! Интересно, пытался ли клуб договориться с лидерами фанатов, учитывал ли их позицию.
В принципе, никогда не считал себя популистом и сторонником веселой точки зрения «взять всё и поделить, а то они в семи комнатах, а другие по помойкам шастают», однако в подобных тратах «Зенита», на мой взгляд, присутствует нечто безнравственное, да еще и в изрядном масштабе. Помнится, покупка у московского «Динамо» Данни за 30 млн. евро вызвала бурные протесты динамовских фанатов именно по этому поводу: «Газпром», финансирующий питерский суперклуб – государственное предприятие, то есть эти деньги в той или иной степени вынуты из карманов самих динамовцев! Что уж говорить теперь, когда деньги еще и из страны ушли.
КАКАЯ МЕЛОЧЬ!
Хотя, конечно, тот факт, что прибыль «Газпрома», основанная на эксплуатации народного, по идее, добра, в 2011 году превысила 44 (сорок четыре) МИЛЛИАРДА долларов и стала рекордной в мире, заставляет предположить, что Халк, он же Живанил-до Виейра ди Соуза, – сущая мелочь. Даже вместе с Витцелем. У них бывший канцлер Шрёдер и «Кайзер» Беккенбауэр в кармане. Они спонсируют Лигу чемпионов и «Шальке». Европа изо всех сил пытается подвести «Газпром» под какое-нибудь антимонопольное законодательство, но это у нее крайне слабо получается, потому что газ всё равно нужен.
Нам бы так на трубе посидеть, как они умеют, согласитесь. Но это не более чем мечты.
Возможно, со мной тут же вступят в дискуссию – мол, «все крупные современные состояния нажиты преимущественно нечестным путем» (с), то бишь, читай, бессовестным ограблением народа, а потому не так уж важно, кто стоит за футбольным клубом, конкретный олигарх или безликая госкорпорация. Даже не буду возражать. И всё же, и всё же!
В общем, у «Зенита» есть шансы перехватить пальму первенства всенародной ненависти у разъевшегося в последнее время «Анжи». Правда, там чувства весьма сильно замешаны еще и на национализме, так что вряд ли удастся. Скорее всего, малость пошумят и утихнут, а уж если «Зениту» еще и удастся успешно выступить в Лиге чемпионов (скажем, до полуфинала добраться), вовсе примутся прославлять рачительных менеджеров.
НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ РОССИЯ
Впрочем, не только массированными закупками суперигроков для Питера гремела в последние дни Россия. Выборы нового президента Российского футбольного союза, которым в этом номере «Футбола» посвящен отдельный материал нашего «россиеведа», поразили своей напряженностью и непредсказуемостью. Мы как-то привыкли, что у них всё заранее решается на самом верху, а потом лишь утверждается послушным большинством, в лучших советских традициях... Ан нет!
Контраст, благо наш Конгресс прошел днем ранее и есть полная возможность сравнивать. Разные страны, разные условия, разные системы, но всё равно тянет сопоставить.
Вот скажите – то, что у нас выбрали при полном согласии из единственного кандидата, о чем говорит? О том, что в нашем футбольном хозяйстве царит полное и конструктивное согласие, в то время как у северо-восточных соседей – разброд и шатание? Можно, конечно, истолковать и так. Но я лично никак не ожидал подобной зарубы с выборами. Война была в высшей степени настоящей. Как в том анекдоте о глупых американцах: «Представляете, до выборов осталось всего два месяца, а они до сих пор не знают, кто у них станет президентом!» В РФС тоже не знали.
Интересно, каковы будут первые действия Николая Толстых (не так давно, чтобы от него избавиться, специально разорвали договор с тамошней ПФЛ!) на новом посту. Он ведь как минимум противник системы «осень-весна», на которую Россия энергично перешла только что! Обратно, что ль, завернет?
Наши уже известно что сделали. В полном соответствии с заветами классика – почта, телефон, телеграф – произведены мощные кадровые перестановки. Назначен новый исполнительный директор, на сей раз отдельный от первого вице-президента – им стал Максим Бондарев из Премьер-лиги. Учреждена Палата по разрешению споров (ПРС) – правда, это никакая не новость, этот проект давным-давно обсуждался и оспаривался. Главная его проблема – в 34-й статье Регламента ПРС четко сказано, что ее решения могут быть оспорены только в КАС, то бишь Лозаннском спортивном арбитражном суде. Представляете, какая ответственность для свежеучрежденного и непривычного органа?
Параллельно упразднены дисциплинарные комитеты УПЛ и ПФЛ, что, в принципе, роняет роль лиг и резко расходится с обещанием не угнетать клубы и их представителей – вся власть ФФУ, Григорий Суркис такую централизацию не проворачивал! И чем заниматься лигам – только телеправами торговать? Возможно, клубы намереваются успокоить путем предоставления некоторым особо заслуженным коллективного членства в Федерации – после предварительной чистки тех, кто есть, разумеется. Вот только по какому критерию будут отбираться эти клубы, допущенные к голосованиям... Не захлебнуться бы Федерации в потоке ежедневных дел – ведь именно для того и делегируют полномочия различным организациям, чтобы хоть как-то разгрузиться! Сейчас же ФФУ замахивается на всё сразу. Что ж, ее право, ее ответственность, за что и будет спрошено.
Известный арбитр Василий Мельничук возглавил судейский комитет. Рискну предположить, что это булыжник в огород Пьерлуиджи Коллины – ранее вся власть была сосредоточена в его руках как куратора, и судейская, и инспекторская, а потому и смысла в отдельном главе этой почтенной организации не было. Что ж, понаблюдаем развитие событий в динамике. Может, и не стоит искать темных кошек по темным же комнатам. Вы же понимаете, что Коллина на наши разборки не то чтобы чихать хотел, но всё же весьма и весьма от них независим. У него и другой работы немало.
Помимо всего прочего, заряжена тотальная проверка всего хозяйства ФФУ – от аудита (тот, что представило предыдущее руководство, видимо, не устроил, что было вполне предсказуемо) до инвентаризации. Опять-таки – логично и интересно в плане последствий.
ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ
8 сентября, если мне не изменяет память (но не лезть же в архив «Украинского Медиа Холдинга» по столь незначительному поводу!), исполняется 15 лет с того момента, как ваш покорный слуга принялся руководить «Футболом». Однако, срок. Если б кого убил, небось, уже на свободу вышел бы. Признаться, хотелось, и не раз. И убить, и выйти. Но вот как-то работаю.
В связи с таким поводом позвольте от вашего имени поздравить Александра Фришко, который в «Футболе» тоже с того самого дня, и Андрея Шахова -только его юбилей наступит немного позже.
15 лет. В Киеве при весьма активном участии той самой компании, где я как раз и процветаю (как же мы разрослись за эти годы!), прошло весьма приметное событие. Точнее, сразу два: 64-й Всемирный газетный конгресс (речь об издателях) и 19-й Всемирный форум редакторов (это уже больше по мою душу). Сотни журналистов и менеджеров со всего мира – и это ни в малейшей степени не преувеличение! – съехались в так проклинаемую демократами Украину и усердно обменивались передовым опытом. О значимости мероприятия можно судить хотя бы по тому, что с приветственной речью выступил лично президент страны.
Что еще происходило в Украинском доме эти четыре дня? Можно рассказывать долго, пусть даже многие штучки весьма далеки от наших реалий, но вот вам один фактец: в том самом 1997 году, который сочился вокруг нас полтора десятка лет назад, 68 процентов пользователей Интернета были гражданами США да там и располагались. Сейчас – 13 процентов, Европа (в том числе и мы) и Азия откусили свои пространства, которые порой кажутся столь материальными. Цифровые технологии победоносно наступают, облик мира меняется чуть ли не каждые полгода, и скорость этих изменений лишь нарастает.
Иногда я в свои 42 чувствую себя безнадежно отставшим. Все эти социальные сети, черт бы их побрал, подсовывающие вместо человеческого общения какой-то виртуал-эрзац, а потом вдруг взрывающие изнутри целые государства. Уф. Но мы и с этим справимся. Будет вам «Футбол», надеюсь, что всё же обзаведемся и электронной версией, и приложением для телефона, не всё ж нам блогами отбиваться. В крайнем случае, будем редакционку смс-ками рассылать!
Из очень показательных диалогов последнего дня – оно и в шутку хорошо, и для подумать, и для обсудить. В последний день развернулась дискуссия по украинской прессе, то есть тема была самой актуальной из всех, какие только могли случиться (хотя иностранцы крутили носом – нам эти ваши внутренние проблемы до.). Ведшему ее главе «УМХ» Борису Ложкину (ну вы знаете, «Футболу» постоянно приписывают разных хозяев – от Григория Суркиса до Бориса Колесникова, так вот запомните-ка Ложкина – он и есть босс! В выходные данные почаще заглядывайте, авось, попустит) либерально озабоченные коллеги задали вопрос – мол, как это ваше издание «Комсомольская правда» ведет столь проправительственную редакционную политику, хвалит, понимаешь, и хвалит! Ответ был убойным: вы знаете, падения тиражей «Комсомолки» почему-то не замечено. Стало быть, ее читателей политика издания вполне устраивает, а какие нам еще нужны аргументы?
Вы подумайте, подумайте.
На закуску. Попытайтесь-ка внятно ответить на вопрос, заданный одним из издателей по ходу дискуссии: «Почему в ваших газетах пишут «Михайло Горбачов», но «Майкл (а не Михайло!) Джексон»? Логика-то одна и та же – с какой-то радости переведенное с другого языка имя».