Моніторинг
Аналітика
О штанге и других местах
Николай НЕСЕНЮК, «СЭ в Украине» В футболе все определяет результат. Отскочивший от штанги мяч может на многие годы решить судьбу не только одного матча, но и судьбу целого клуба. К отскочившему мячу мы вернемся в конце, а вспомнил я об этом потому, что пишу эту заметку еще до матча «Шахтер» – «Динамо» и не могу знать результата, который, возможно определит судьбу столичного клуба на ближайшее, а может и не на ближайшее время.
sport-express.com.ua
2010-10-04 12:00
Так стоит ли что-то писать, если к моменту выхода номера газеты уже, возможно, будет известно имя нового наставника «Динамо»?
Думаю, стоит. Потому что, как показало утро пятницы, судьба киевского «Динамо» – это далеко не внутреннее дело футбольного клуба. В пятницу мне едва ли не поминутно звонили люди, которые, казалось, всегда были далеки от футбола и «Динамо» в частности. Смысл их вопросов коротко можно передать так: «Как можно терпеть такой позор?» Я даже не пытался объяснить этим людям, что ФК «Динамо» – это вообще-то частное предприятие со своими владельцами, учредителями соучредителями, акционерами и так далее. Потому что понял – все это не так. Точнее, формально так, но если проигрыш «Динамо» чемпиону Молдавии всколыхнул буквально всю Украину и не только ее, значит все намного серьезнее, чем кому-то может показаться.
Позорное поражение приняли как личную обиду практически все – даже те, кто на словах равнодушен к «Динамо» или вообще болеет против него. Оказывается, мы можем вообще не интересоваться футболом, интересоваться изредка, наконец, болеть за «Шахтер», «Днепр», «Зарю», «Карпаты» и так далее, но проигрыш «Динамо» такому сопернику мы все без исключения приняли как личную обиду. Провал динамовцев в Тирасполе обнаружил то, что, казалось, уже давно осталось в прошлом – воистину всенародную популярность команды, которую, как теперь понятно, не свели на нет годы без великих побед.
Пока «Динамо» худо-бедно держалось на минимально пристойном уровне в Европе, этого заметно не было. Все по инерции верили, что команда рано или поздно снова будет побеждать в еврокубках. Поэтому команде прощали поражения от сильных соперников и конфузы в играх с оппонентами послабее. И если бы в Лиге Европы динамовцам в этот раз попались середнячки из какой-нибудь Греции или Швейцарии, неудачи в играх с ними не имели бы такого сокрушающего резонанса. Но случилось так, что играть пришлось с чемпионами Белоруссии и Молдавии, бывших наших братских республик, по которым мы и сегодня равняем свою жизнь. И если мы им уже и в футбол проигрываем, дальше идти некуда.
Мы – это «Динамо», никуда от этого не деться. «Динамо» не имеет права проигрывать таким соперникам. Я писал об этом в день игры с «Шерифом». «Динамо» проиграло, но оно все равно не имеет на это права. Не верите? Спросите у любого прохожего. Все имеют право проиграть, даже очень сильный в последнее время «Шахтер». А «Динамо» не имеет. Потому что никто не скажет в отчаянии на улице, в транспорте, на работе дома или еще где-нибудь, «мы проиграли молдаванам», если молдаванам проиграет любая другая наша команда кроме «Динамо».
Это я к тому, что сегодня на руководстве «Динамо» лежит небывалая раньше ответственность. Кто бы ни стал новым тренером команды, ему уже не будут прощать то, что прощали Лобановскому и всем, кто был до и после него, входя в положения и веря в конечный успех. Критическая точка пройдена, дальше опускаться некуда. Иначе «Динамо» может повторить историю московского «Спартака», который десять лет назад был главной и единственной в России «народной командой», а сегодня даже и не помышляет о титуле чемпиона, который еще десять лет назад казался забронированным на долгие годы вперед.
«Динамо» для Украины – это намного больше, чем «Спартак» для России. На «Динамо» равнялись все поколения наших футболистов в реально обозримом прошлом. «Динамо» было эталоном, образцом для подражания. Можно ли позволить, чтоб над «Динамо» смеялись? Думаю, этого не позволят все те, кто понял в прошедшую пятницу, что такое для них – «Динамо». И новый тренер почувствует это с первого дня своей работы. Точно так же, как и те, кто его на эту должность назначит.
Мне лично кажется, что это пойдет команде только на пользу. Пренебрегать мнением такой армии поклонников, которая несмотря ни на что есть и будет у «Динамо», теперь уже будет невозможно. Но с другой стороны, новый тренер, если будет работать успешно, может получить невиданную раньше поддержку болельщиков, воодушевленных переменами и переполненных надежд на возрождение любимой команды.
Спросите, причем здесь штанга?
А вот причем. Осень 1984 года была для «Динамо» самой провальной осенью за последние двадцать лет. Команда разваливалась на глазах, в чемпионате было занято десятое (!) место, а на последний матч сезона против «Кайрата» из Алма-Аты пришли... 700 зрителей. Судьба тренера Валерия Лобановского висела на волоске. О нем не в интернете, как теперь, а между собой болельщики говорили почти то же самое, что в прошлую пятницу о Валерии Газзаеве. И, как оказалось, именно Газзаев вместе с упомянутой выше штангой спасли тогда «Динамо» и определили ход развития нашего футбола на много лет вперед.
28 октября 1984 года матч 1/8 финала Кубка СССР между киевским и московским «Динамо» закончился вничью 1:1. В серии 11-метровых первыми промахнулись киевляне – удар Блохина отразил Прудников. У киевлян оставался лишь один удар, когда при счете 3:3 к мячу подошел московский динамовец Газзаев – и... попал в штангу. Отскочи тогда мяч в ворота – не было бы у киевских динамовцев Кубка СССР 1985 года, а значит, и Кубка кубков 1986-го. Не было бы сборной из динамовцев на чемпионате мира в Мексике, не было бы чудо-голов Беланова и его «Золотого мяча»...
Но вечером 28 октября 1984 года мяч отскочил в поле, и все произошло так, как произошло. Уже весной 1985 года переполненный киевский стотысячник рукоплескал великой команде великого Лобановского, забыв ту злосчастную осень...
Если бы мяч, неудачно выбитый Денисом Бойко 30 сентября в Тирасполе попал Александру Ерохину на несколько сантиметров ниже или выше того места, куда он попал, отскок был бы не в ворота и гола бы не было. А там, возможно, динамовцы и забили бы, ведь моменты у них существовали. И продолжал бы сегодня Газзаев работать с командой.
Но 30 сентября 2010 года случилось то, что случилось. Отскок мяча изменил судьбу «Динамо» на ближайшее время, а может, и на более долгий срок. Хочется верить, что изменил в лучшую сторону. До следующего отскока…
sport-express.com.ua