Моніторинг

Полеміка

История одной любви

Этот зеленый забор мне мешает!.. Потому, что на матч любимой команды я вынужден добираться оленьими тропами. Потому, что из-за этого забора воняет запущенным сортиром. Потому, в конце-концов, что стройка, упрятанная за ним, заставляет беспокоиться по поводу того, состоится ли финал Евро-2012 на арене, с которой у меня связаны трепетные переживания.

Тарас САВЧУК, «Прессинг»

2007-07-25 13:00

Переживания любви, давно и прочно поселившейся в моей душе. Поселившейся, я точно это знаю, навсегда. Любви, которую я не променяю ни на какие коврижки и коржи. Речь – о любви к футболу, утверждавшейся именно здесь, на нынешнем НСК «Олимпийский» или около него.

И, думаю, таких, как я, в Киеве – великое множество...

ГАРЕВАЯ КРОШКА ИЗ ДЕТСТВА

Мне повезло: возраст, в котором начинаешь воспринимать мир не только осознанно, но и ответственно, пришелся на взлет второй чудо-команды Валерия Лобановского – «Динамо» середины 1980-х. Впервые на трибунах Республиканского я побывал 29 августа 1984 года. В тот день киевляне в матче первенства страны обыграли со счетом 1:0 ленинградский «Зенит», между прочим, будущего чемпиона СССР. Гол забил Блохин.

С моего места в угловом секторе верхнего яруса, где мы сидели с зятем – мужем сестры, было невозможно рассмотреть лица Блохина, как и лиц остальных игроков. По телевизору их показывали куда отчетливее. Но по телевизору было «не то». А здесь, ласковым вечером, одним из последних перед новым учебным годом, меня и моих кумиров уже не разделяло толстое стекло экрана и километры кабелей. Они – динамовцы – стали мне ближе. А я – взрослее. Первого сентября с гордостью рассказывал одноклассникам, что видел «живого Блохина», да еще и в его стихии – «впереди, на лихом коне».

...Помню, за пару лет до этого наш класс повезли на обзорную экскурсию по Киеву. К моему большущему стыду, то был единственный раз, когда я знакомился с любимым городом не стихийно, а целенаправленно. В моем фотоальбоме даже снимков цветных нет на фоне достопримечательностей матери городов руских (настаиваю на написании этого слова с одной «с»; Киевская Русь и Россия-Руссия для меня понятия не тождественные). Рим, Париж, Лондон, Каир – есть, а Софии, Печерской лавры, грозящего булавой Богдана и Андреевского собора – увы. Оно же рядом все, вот и не спешим, откладываем на потом...

Так вот, одной из остановок на той экскурсии был Республиканский, еще толком не остывший от футбольных баталий Олимпиады-80. Хорошо помню, как я оторвал от беговой дорожки крупную гаревую крошку сочно-оранжевого цвета, примерно в том месте, откуда на газон выходили Блохин и его партнеры. Та крошка, частичка Стадиона Мечты и Больших Побед, долго хранилась в моей шкатулке, рядом с другими мелочами, которыми обозначается дорожка из детства – словно новогодними подарками, просЫпавшимися из дедморозовского мешка с прорехой (этот образ чудно выписан в мультике  «Дед Мороз и Серый Волк»).

СЕМЕН СЕМЕНЫЧ!..

Расти, мужать и взрослеть помогало и родное «Динамо». На Республиканский я уже ходил сам или с друзьями. В жизни появились новые ритуалы, а новые впечатления и эмоции – в основном положительные! – игра самой лучшей на земле команды доставляла постоянно. Трибуны огромной чаши, этого бурлящего вулкана человеческих страстей, притягивали, вовлекали, заряжали позитивной энергией.

Я был на матче со «Спартаком», когда невысокий Игорь Беланов вдруг превратился в гиганта, разбившего ненавистных красно-белых. На стадион мы пришли за час до стартового свистка, и с площадки над левым входом в мавританский дворик (через который футболисты шли в раздевалки из автобуса) приветствовали своих любимцев: они были на расстоянии всего каких-то полутора десятка метров! Великие, молодые и модные (как сейчас помню: в тот вечер на Беланове был черный джинсовый костюм). 28 мая 1985-го, теплый, но моросящий вечер. Учебный год – позади, впереди – экзамены и каникулы!..

Я прекрасно помню, какая погода стояла 2 апреля 1986 года, в день первого полуфинального матча Кубка кубков с пражской «Дуклой». Неделю ходил в приподнятом настроении, поскольку у меня в кармане был билет на этот матч! Ни я, ни, наверное, вообще никто из киевлян не сомневался, что тот поединок – последний, в котором можно не через телестекло наблюдать за игрой будущего обладателя европейского клубного трофея. А незадолго до того выяснилось, что в соседнем парадном нашего большого дома на Троещине живет кассирша с Республиканского стадиона! Я с трепетом брал у нее заветный билетик с «нагрузкой» – никому не нужной программкой на какой-нибудь гимнастический или шахматный турнир.

И на следующий день после того, как дважды Блохин и Заваров отправили чехословаков в нокдаун, я по-доброму «подкалывал» своего любимого учителя – физика Семена Семеныча: мне досталось место именно за теми воротами, куда влетели все три мяча, а он сидел за противоположными... Через пару лет Семен Семеныч уехал навсегда в Штаты. Надеюсь, что там он жив и здоров. И уверен, что ему не хватает киевского «Динамо», и он многое отдал бы, чтобы снова оказаться на том месте на деревянной скамейке Республиканского, откуда голы Блохина и Заварова смотрелись хуже, чем с моего места и с кресла у телеэкрана.

КАК БЕЛАНОВ УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ СОРВАЛ

2 апреля 1986 года... Ровно месяц – до завоевания Кубка кубков командой Лобановского. Три с небольшим недели до аварии в Чернобыле. На следующий день после взрыва, о котором пока знали только «имевшие допуск» либо родственников «где надо», я был на трибунах Республиканского среди тех 82 тысяч болельщиков, которые созерцали очередную победу над «Спартаком».

Что той знойной весной нужно пугаться, я так и не понял – фильмы и книги о событиях на АЭС вышли позже... Хотя от одного слуха меня действительно передернуло: в школе кто-то брякнул, что из-за Чернобыля киевское «Динамо» не сможет проводить домашние матчи на своем стотысячнике. Это был легкий шок, сравнимый с тем, что я пережил в том памятном году еще как минимум дважды – после поражения сборной СССР от бельгийцев на чемпионате мира в Мексике, а также во время землетрясения в ночь на 31 августа, которое застало меня на балконе восьмого этажа. На следующий день я честно признавался друзьям, что маленько струхнул. Они, малодушно проспавшие вздох земной коры, лишь отмахивались и просили не мешать им смотреть матч «Динамо» с московским «Торпедо». Разговор, естественно, происходил на трибунах Республиканского.

Еще через два месяца с небольшим на тех же трибунах на меня упал человек. Он был без билета, но прилетел специально на поединок Кубка чемпионов с «Селтиком» откуда-то с Дальнего Востока, поэтому попросил ребят из толпы у входа на сектор, чтобы они... перекинули его через забор. Ни он, ни я, о не совсем удачном приземлении гостя не помнили всего через полтора часа: «Динамо» победило, а Олег Блохин в день своего рождения забил потрясающий гол со штрафного. Ради этого стоило лететь – из-за тридевяти земель и из-за забора!

Я отлично помню вечер 7 декабря 1986-го, когда Лобановский утер нос Малофееву, и наше «Динамо» стало чемпионом Союза. За несколько дней до этого в школе номер 17, что на Подоле, сорвали урок физкультуры. Впрочем, причина была уважительной: Игорь Беланов и Олег Кузнецов пришли «пройти практику» в учебном заведении, куда попали по распределению из института физкультуры. Физрук быстренько проштемпелевал нужные бумажки и... усадил грозного форварда (вблизи он оказался щупленьким, скромным, с золотой «фиксой» в зубах) и непроходимого защитника держать ответ перед нашим восьмым «А». Тоже шок, но – приятный. Особенно, если учесть, что именно Беланов, которому неугомонный и вездесущий Семен Семеныч дал последние наставления перед «матчем года», забил москвичам победный, чемпионский мяч.

Вечер 7 декабря был последним не по-зимнему теплым в том году. Мороз ударил наутро, а снег валил до апреля следующего года. Поэтому на расчистку трибун Республиканского, помимо солдат-срочников, были призваны добровольцы. Нам, членам только что созданного под эгидой «Динамо» Клуба болельщиков, не нужно было намекать дважды. В назначенный срок все, кто мог держать в руках совковую лопату, собрались у входа в 12-й «фанатский» сектор – тот, что прямо под табло за Бессарабскими воротами. Работая рядом с солдатами, мы все же сознавали, что не в армии. Это у них – «чем быстрее уберете снег здесь, тем быстрее пойдете убирать его в другом месте». Мы, убрав «свой», шли получать заслуженные зеленые книжечки – абонементы на сезон стоимостью три советских рубля.

НАМОЛЕННОЕ МЕСТО

Получалось, что поход на каждый домашний матч обходился нам порядка 20 копеек. Сто грамм вареной колбасы, мороженое в шоколаде или четыре поездки на метро. Или – позолоченные часы?.. Мне предлагали их за билет на полуфинал Кубка чемпионов-87 между «Динамо» и «Порту», на полпути от метро «Площадь Льва Толстого» к Республиканскому. Хорошие, наверное, были часы. Не знаю, свой билет я не отдал, меня ждало МОЕ место на трибунах, среди друзей, я ДОЛЖЕН БЫЛ видеть, как играет моя любимая команда, я должен был поддержать ее. Я шел в храм футбола, местами в котором не торгуют.

И местами около которого начали торговать значительно позже. Площадь перед Республиканским составляла неотъемлемую часть этого заповедника позитивных эмоций (независимо от результата того или иного матча). Вспомните свои чувства по пути из метро (через этот, заколоченный нынче, вход!) к воротам арены: ухмылки в адрес тех, кто спрашивает лишний билетик; раздражение по поводу слишком уж дотошных парней из милицейских кордонов; озабоченность – не восседает ли на вашем месте перепутавший ряды олух; и гордость вперемешку с трепетом в последние мгновения перед первым свистком судьи...

Я ненавижу этот вонючий зеленый забор, поскольку им пытаются отгородить от меня мои воспоминания – по словам мудреца, единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны!..

Есть места, которые называют намоленными. Туда идут, чтобы воздать благодарность Высшим Силам, попросить о насущном, поделиться заветным. Футбол для Киева, для Украины давно уже не просто игра, это религия. И наш Республиканский – место, намоленное многими поколениями адептов этой простой и в то же время сложной и красивой Игры. Этот заповедник нельзя позволить превратить в задний двор гаражного кооператива...

pressing.net.ua