Моніторинг
Полеміка
Кредит недоверия
В толерантной Англии назревает очередной скандал. Четыре футболиста-мусульманина из «Ньюкасла» могут отказаться носить футболки клуба с логотипом нового спонсора – компании, которая выдает кредиты под проценты.
Андрей БЕЛОВ, «СЭ»
2012-10-14 06:00
ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ
Футбольная ассоциация Англии едва уладила громкое дело с записью в Twitter защитника «Челси» Эшли Коула, который поддержал Джона Терри в набившем оскомину расовом деле. ФА приняла извинения игрока, но к ноябрю пообещала подготовить что-то вроде «Кодекса чести футболиста», который бы регламентировал поведение спортсменов на поле, в социальных сетях, интервью и так далее.
Сам «виновник торжества» Терри еще думает, подавать апелляцию на решение ассоциации или нет. Гари Линекер назвал празднование гола футболистами-мусульманами «Монпелье» «поеданием травы». Просил прощения. Парой недель ранее на матче «Ливерпуль» – «Манчестер Юнайтед» успокоилась, наконец, ситуация с рукопожатием Луиса Суареса и Патриса Эвра. И вот, лыко да мочало, начинай с начала.
СПОНСОРЫ ИЛИ РОСТОВЩИКИ?
«Ньюкасл « подписал четырехлетний контракт на 24 миллиона фунтов стерлингов с новым титульным спонсором – компанией Wonga. Контора называет себя «самой инновационной финансовой компанией в сфере предоставления краткосрочных кредитов, потому что работает напрямую с клиентами онлайн, 24 часа в сутки, без оформления бумаг и походов в банк». «Быстроденьги», одним словом. Wonga уже имеет подобные соглашения с «Блэкпулом» и «Хартсом».
Вроде бы ничего особенного, легальный бизнес. Разве что проценты по кредитам высокие. Английские журналисты подсчитали: если фанат «Ньюкасла» захочет приобрести футболку любимой команды стоимостью 50 фунтов стерлингов, то, взяв кредит на один месяц в Wonga, в итоге выплатит за нее 72 фунта только одних процентов.
Городской совет Ньюкасла и Федерация футбольных болельщиков Великобритании подвергли сделку жесткой критике, назвав нового спонсора «беспринципными ростовщиками». ФА взяла дело на контроль. Но руководство клуба успокаивает болельщиков тем, что вернет стадиону «сорок» старое название – «Сент-Джеймс Парк», а спонсорское имя «Спортс Директ Арена» канет в лету. Часть денег от Wonga обещают также вложить в детский футбол.
СОВЕТ ОТ СОВЕТА
Тут в дело вмешался еще и Мусульманский совет Великобритании. Влиятельная на островах организация считает, что четыре игрока основы «Ньюксала», исповедующих ислам, – Демба Ба, Паписс Сиссе, Исмаэль Тиоте и Атем БенАрфа – не могут носить футболки с рекламой такой фирмы. И настойчиво советует им не делать этого.
«Коран проповедует защиту бедных и обездоленных людей от эксплуатации со стороны богатых и могущественных. Последние часто дают несчастным деньги под проценты, и те попадают в финансовую кабалу. Исламская система основана на беспроцентных сделках. В соответствии с законом шариата, мусульманин не может извлечь выгоду из кредитных денег. Или пропагандировать нечто подобное, включая азартные игры», – заявил помощник секретаря Совета Ибрагим Могра, по совместительству имам мечети в Лестере.
Могра вспомнил случай с малийским форвардом «Севильи» Фредериком Кануте, который из-за религиозных убеждений отказался носить форму с логотипом компании 888.com, занимающейся игорным бизнесом. Правоверному мусульманину разрешили заклеивать бренд фирмы, но на тренировках обязали-таки носить «все, что полагается». Конфликт был улажен.
ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?
Wonga – далеко не первая такая ласточка в английском и мировом футболе. Поэтому странно, что Совет мусульман именно сейчас обратил внимание на проблему. Да, такие футболисты-мусульмане, как Абу Диаби, Самир Насри или Яя Туре, играют за клубы, на майках которых нет прямой рекламы компаний, подобных новому спонсору «Ньюкасла».
Но на стадионе, в программках и фирменных магазинах команд аналогичных брендов достаточно. Практически все клубы премьер-лиги, не говоря уж о небогатых коллективах из низших дивизионов, сотрудничают с онлайн-казино и букмекерскими компаниями. Команды получают миллионы фунтов, фирмы – лояльность огромной армии болельщиков, и, следовательно, новых клиентов. Правда, обоюдное счастье иногда разбивается вдребезги, как это случилось недавно с «Вест Бромвичем». Букмекерская контора, спонсировавшая «дроздов», оказалась замешана в отмывании денег, а ее менеджеры отправились не на стадион, а в полицию.