Моніторинг

Полеміка

Гливинский: «Гол» стал ненужным»

Ирина ШУСТ, «ПиК Украины» Спортивные программы исчезают c украинских экранов. Они не набирают высоких рейтингов, и каналы не могут на них зарабатывать. Неужели украинцы стали меньше интересоваться спортом? Об этом и об отсутствии у руководства телеканалов желания развивать спортивную тематику мы беседовали со спортивным комментатором Александром Гливинским.

pik.org.ua

2008-12-03 06:50

– Саша, два месяца тому назад канал ICTV закрыл твою программу «О футболе». Почему это произошло? Проблема с рейтингами? Спонсорами? Конфликт с руководством? Тебя спрашивали об этом раньше, но ты отказывался об этом говорить.

– Да, спрашивали, но я не очень то хотел рассказывать. Что касается причин, то спонсоров можно было найти, просто Богуцкий не захотел их искать. Можно ли это назвать конфликтом? Наверное, какой-то разновидностью конфликта. Потому что, я так и не понял Богуцкого. Сначала он торопил, чтобы мы начали футбольный проект в начале марта. Тогда люди, которые занимались на ICTV маркетингом и PR-м говорили, что это проект с вертикальным взлетом, и пытались запустить его как можно скорее.

 

Сам Богуцкий говорил, что они хотят купить трансляции, так что проект полностью соответствовал их планам. Однако в результате они ничего не купили и Богуцкий в середине сентября сказал, что он пессимист по футбольной теме. В конце сентября закончился контракт со спонсором, и он просто не давал добро рекламной службе, чтобы она искала нового.

 

Сказал, что эта тема для ICTV не интересна. Ну, в принципе таким образом, конечно, подвел меня, потому что мы договаривались, чтобы люди еще немного поработали. Мы готовили новый спортивный проект, который я ему предложил, но из его отношения я понял, что этот пилот спортивной программы не пройдет, потому что он их не интересует.

 

– То есть у руководства канала просто изменились планы?

– Мы разговаривали с Богуцким как глухой с немым. Он говорил, что я его не слышу, я считаю, что он меня не слышал. Не слышал того, что я ему предлагал, в том числе по раскрутке программы. У него все сводилось к тому, что хронометраж должен быть короче, хотя о продолжительности программы мы договаривались с самого начала. Ну, и подход к рейтингу меня тоже удивил. У нас первая программа, которая даже не была анонсирована, вышла в 1.37 ночи, хотя в программе было указано в 1.20.

 

Понятно, что при таких обстоятельствах говорить о высоком рейтинге – бессмысленно. Но уже на следующий день после выхода все ходили и говорили: как же так, почему такой низкий рейтинг? Удивляет, почему люди серьезно оценивают рейтинг неанонсированной программы. Ну, и потом, честно говоря, не хочу разбрасываться словами, но у меня были основания говорить о нехватке профессионализма у некоторых людей.

 

Я открыто об этом сказал Богуцкому. В результате он воспринял все наоборот, будто я только себя считаю профессионалом, а все остальные не профессионалы. Хоть я не говорил обо всех, я говорил о конкретных звеньях. Хотел сделать полезное дело для канала, а сделал полезное дело себе, ушел из канала ICTV.

 

– Саша, чем объяснить низкие рейтинги спортивных программ?

– Ну, лично о своих программах я могу сказать, что, например, у «Гола» были хорошие рейтинги. Большая проблема наших футбольных программ, за исключением ТРК «Украина», в том, что у них нет постоянного времени выхода в эфир. Это касается всех спортивных программ, на всех каналах. Они выходят в эфир после фильмов по окончательному принципу. То есть существует точка отсчета – это фильм и, соответственно, время выхода в эфир спортивных программ может колебаться в пределах 30-40 минут, иногда даже часы. Все это не способствует рейтингу. А о каком рейтинге можно говорить на ICTV в последние два месяца, когда программа выходила в час ночи? Ну, доля была высокой, а рейтинг, ясно что нет.

 

– То есть мы говорим на данный момент о непрофессионализме программной службы?

– Да, на ICTV меня сначала отправляли в программную службу. Хотя, по-видимому, это можно назвать недостаточной компетентностью руководства, потому что получается – добро дали, а потом делайте, что хотите. И как здесь показать высокий рейтинг, если программу штормит и бросает туда-сюда. Ну, в принципе, в наших программ рейтинг был не плохой, но удивить взрывным рейтингом, вроде «Окон» с Нагиевым, футбольная программа не может.

 

– Давай поговорим об аудитории спортивных программ. Понятно, что от общего количества зрителей, интересующиеся спортом составляют незначительный процент. Существует спрос на спортивные программы?

– Конечно, спрос есть. Даже учитывая то, что никто не заказывал таких исследований, то есть исследований спортивной аудитории, это чувствуется. Чувствуется, когда заходишь на любой футбольный форум. О том, что «Гол» знают, я чувствовал в течение всего его существования. У меня нет сомнения, что спортивные программы любят и хотят видеть. Вот на примере «Гола» можно проследить настроения болельщиков.

 

Я могу ошибаться во времени, но года три тому, когда мы выходили в удобное время, мы получали только комплименты, где бы мы не появлялись. А последние два года возникал только один вопрос: «Почему вы так поздно выходите? Мы бы вас хотели смотреть, почему вы так поздно выходите?». Кстати, если вспомнить 2002 год, когда мы начинали, 23.00 считалось довольно поздним временем, и нам его спокойно отдавали, а теперь прайм подвинулся к 24.00, и это стало то время, в которое нас начали ставить.

 

Понятно, что на рекламе, которая транслируется во время кино, каналы зарабатывают больше, нежели на демонстрировавшейся во время спортивной программы. То, на чем зарабатывают деньги, вытесняет то, что полезно обществу. А я убежден, что спортивные программы более полезны для общества, нежели просто фильмы. У нас общество вообще много не думает, поэтому и телевидение, какое-то хаотичное, вкусы зрителей сложились в результате хаоса, то есть хаотичного прихода новых продуктов. И все это выработало какую-то систему ценностей у зрителя. Вот, есть какое-то мясо, которое нужно бросить стервятникам, чтобы они съели, кальмаров они есть не будут, а вот эта тухлая свинья – подойдет. И вот эту тухлую свинью нужно ставить в эфир.

 

– Я знаю, что ты в настоящий момент ведешь переговоры с каналом ТЕТ по поводу новой программы. Почему именно ТЕТ, а не, например, Мегаспорт, аудитория которого фактически является твоей аудиторией?

– Я привык работать на каналах, которые смотрят люди. Если канал не смотрят, или он локален, мне не очень интересно.

 

– Почему тогда ТЕТ, а не «Украина»?

– Ввиду того, что на ТЕТ в настоящий момент идут футбольные трансляции, он доступен для футбольной аудитории, его уважают. Этот канал есть точно во всех областных центрах. А что касается «Украины», ведь все не могут идти на «Украину». Я не привык искать легких путей, если все идут на «Украину», я считаю, что должен же кто-то защитить честь Киева. Там и так уже работает достаточно людей. Я сделаю новую команду. И в конечном итоге, кем я там буду? Мне мало быть журналистом, или комментатором. Мне хочется что-то создавать. Жаль только, что сегодня «Украине» никто не создает конкуренцию.

 

– Какое, на твой взгляд, будущее спортивной журналистики?

– Я думаю, что ситуация циклична: после падения идет подъем. В настоящий момент – падение, на телевидении вообще нет оснований для ее существования, потому что новости сведены до минимума. Фактически, коментаторство является частью журналистики, а на сегодняшний день у нас нет профессионального подхода к этому направлению. У нас много вещей не развиваются. Я считаю, что телевидение у нас проходит эволюцию, и точно так же, как и общество, должно осознать, что кроме тупого зарабатывания денег есть еще духовные ценности.

www.pik.org.ua