Персони

Інтерв'ю

Петраков: «Пока я тренер сборной, матча Украина – Россия не будет»

Главный тренер сборной Украины Александр Петраков дал интервью одной из главных спортивный газет Италии Corriere dello Sport.

Юрий ШЕВЧЕНКО

2022-05-20 11:40

– В чем сейчас самая большая сложность для вас как тренера сборной?
– Игроки постоянно думают о своих родных, о том, что в их стране война. Каждое утро, проснувшись, проверяют, писали ли что-то из дома, были ли новые происшествия. В такой ситуации очень сложно думать о футболе. Я стараюсь отвлечь их, развеять тревогу. Другая проблема в том, что украинские команды не играли официальные матчи. Но, к сожалению, у нас нет выбора. Мы благодарны, что у нас есть возможность быть вместе и готовиться к плей-офф.

– На фоне войны футбол отходит на второй план.
– Тяжело сосредоточиться на игре, когда твоя страна защищается. Когда каждый день погибают наши герои, солдаты на передовой, отдающие самое дорогое, что у них есть, – жизнь. Когда тебе рассказывают, как невинные женщины и дети умирают ни за что, от ракет и пуль, выпущенных нелюдями, пришедшими из России, у которых нет чувства жалости.

Как тут думать о работе? Не получается, но этого не понять, пока не попадешь в такую ситуацию. Никому этого не пожелаю. Но мы все очень стараемся. «Вы можете помочь стране, делая свою работу», – сказал президент Зеленский. Я с ним согласен.

Мы тут, чтобы отстаивать интересы Украины в мире футбола. Украинцы ждут от нас побед. Если нам удастся добиться нашей цели, мы повысим моральный дух людей. Такая ответственность помогает сфокусироваться на задаче и выкладываться по максимуму.

– Впервые в карьере вы должны больше думать о психологическом состоянии игроков, чем об их физических кондициях?
– Да. Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить ни с чем, что со мной было раньше. Я никогда прежде не тренировал команду во время войны, когда парни постоянно переживают за родных и родину. Это непросто, но я знаю, как разрядить обстановку. Часто рассказываю футбольные истории, шучу, чтобы отвлечь их. Мы все понимаем, чего ждут от нас украинцы. На нас – огромная ответственность.

– Что может дать футбол Украине, на которую напала Россия?
– Футбол может принести радость, особенно когда твоя любимая команда побеждает. Сборную поддерживают все украинцы, от молодежи до стариков. В такой ужасный момент, когда люди потеряли любимых, дома, были вынуждены бежать из страны, попадание на чемпионат мира может удивительным образом помочь воспрянуть духом стране, которая каждый день оказывается под ракетными ударами.

– И это большая мотивация для вас.
– Футболисты получают много сообщение от военных с фронта. Нам пишут: «Мы защищаем страну тут, в окопах, а вы защищаете ее честь на футбольном поле!» Украина только один раз в истории играла на чемпионате мира. Попасть на ЧМ в таких условиях – больше, чем спортивный успех. Это стало бы глотком свежего воздуха в нашей битве за свободу и независимость.

– Что думаете о Шотландии?
– Очень сильная команда, ее лидер – Робертсон из Ливерпуля, многие футболисты играют в Англии. Они быстрые, атлетичные, я очень хорошо изучил их манеру игры с момента жеребьевки, еще до войны. Потом полтора месяца не мог смотреть футбол… В Шотландии, где их будет поддерживать великолепная публика, будет сложно, но мы не сдадимся.

– Вы могли представить, что Россия нападет?
– Никогда. Эти нелюди – не могу называть их иначе – пришли на нашу землю, убивают наших детей и женщин, насилуют. Не знают жалости. Массово поддерживают своего президента путина – напишите, пожалуйста, с маленькой буквы – аплодируют ему.

Это не преступление путина. Это преступление всего российского народа.

Когда-то в СССР меня учили, что русские – наши братья. Разве братья так поступают? Я хочу поблагодарить весь демократический мир, всю Европу, за помощь Украине в этой войне, за то, что приютили людей, которые ради выживания покинули свой дом.

– Вы хотели пойти в ВСУ, это правда?
– В первый день я записался в территориальную оборону Киева, но мне вежливо пояснили, что там нужны профессиональные военные. Я никогда не держал в руках пулемет, но был готов помочь. Подумал, что могу, например, возить еду, если оккупанты действительно зайдут в Киев.

Я точно не сбежал бы из моего города, в котором родился, вырос, прожил всю жизнь. Эти непрошенные гости не вышвырнули бы меня из Киева. Так что я остался, как и мои родители, жена, дети и внуки. В середине июня, после наших матчей, я вернусь в Украину.

– Кто-то из игроков пошел воевать? Мы слышали о Беланове.
– Он не отправился на фронт, но поддержал солдат, которые обороняли Одессу. Хорошая работа. Что касается действующих футболистов, то многие погибли, все они были любителями.

– Сложно представить, что Путин действительно называет эту войну спецоперацией.
– Только путин так ее называет. На самом деле это вторжение на территорию независимой страны. Даже те, кто не знает историю, должны понимать, что Украина и Россия – разные народы, пусть страны и граничат. У каждой страны свой президент, свое правительство, парламент, границы. И когда одна страна объявляет, что проводит спецоперацию против другой страны, это означает одно – войну, атаку на независимую нацию.

– Расскажите нам об этой ужасной войне.
– Когда я был в Украине, то видел, как ракета пролетает у меня над головой и попадает по самой большой телевышке в Киеве, в двух километрах от моего дома. Я шел в магазин, когда это произошло. Огромная яркая вспышка в небе, дома качаются.

Ракеты постоянно прилетали в жилые дома Киева, Одессы, Николаева, в здания инфраструктуры Львова, по Западной Украине. Россияне сравняли с землей Мариуполь, там не осталось ни одного целого здания. Возможно, вы не знаете, но в Мариуполе жило 500 тысяч человек! Очень сильно пострадал Харьков, город с полуторамиллионным населением. Его освободили совсем недавно.

Не говоря уже о маленьких городках… Вы видели видео из Бучи, пригорода Киева? Они не просто разрушили дома – расстреливали людей на улицах. Весь мир должен знать, что на самом деле происходит.

– Как украинец вы гордитесь сопротивлением своего народа?
– Конечно. Мы едины в борьбе с врагом. Раньше внутри страны были разногласия, но сейчас все заодно. Мы хотим вернуть мир на нашу землю, освободить оккупированные территории, на которых люди не хотят жить под русским флагом и подчиняться путину. Я горжусь нашим народом и верю в победу. Мы восстановим страну, я уверен. Но сейчас платим слишком высокую цену за то, что защищаем Европу от нелюдя. Слишком высокую! Каждый день гибнут мужчины, женщины и дети.

– Защитники «Азовстали» – герои?
– Конечно. Они до последнего защищают людей, которые безжалостно обстреливают. Россияне хотят уничтожить всех. Защитники «Азовстали» – герои, их запомнят героями, они войдут в историю. Подобное больше не повторится.

– Президент Зеленский – символ Украины, которая не хочет сдаваться?
– Я общался с ним дважды. Впервые – после победы на чемпионате мира U-20 в 2019-м. Он – настоящий лидер страны во время войны. Пример мужества для всех нас. Президент, который ведет свой народ к победе.

– Когда война закончится, возможно ли будет наладить отношения между россиянами и украинцами?
– Россияне сделали все, чтобы у нас больше не было никаких отношений. Не знаю, сколько лет должно пройти, как они должны искупить грехи за все эти зверства. Мы не можем иметь отношения с ними на протяжении десятилетий.

– Можете представить в будущем товарищеский матч между Россией и Украиной?
– Нет. Пока я тренирую сборную, этого точно не будет.

– По вашему мнению, мир до конца понимает весь ужас происходящего в Украине?
– В демократическом мире есть независимые медиа. В России, к сожалению, нет. Думаю, все могут видеть тот ужас, который творили русские войска в Буче, Ирпене. Они расстреляли женщину, которая ехала на велосипеде, парня с мешком картошки. Вы не знали? Это действительно произошло. Они насиловали наших женщин!

Представьте, что такое произошло на окраине Рима или Флоренции! Люди вышли на улицу, чтобы узнать, почему на дорогах военная техника, а их расстреляли! Вы не знали? И такое было! Я считаю, что россиян нужно отстранить от всех спортивных соревнований как минимум на пять лет. Минимум! Эти сволочи не имеют право принимать участие в мирных соревнованиях, где подчеркиваются человеческие ценности. Если они поддерживают своего путина, то пусть сидят у себя и соревнуются между собой. В мире царят мир и любовь. А они не знают, что это такое.

fanday.net