Україна
Калейдоскоп
Какие ваши доказательства?
Весьма жесткий разговор о договорных матчах и всем, что с этим так или иначе связано, состоялся в четверг, 29 октября, в Доме футбола в рамках «Круглого стола» – без рыцарей короля Артура, Ланселота, Галахада, Гарета и прочих, но с журналистами и представителями комитета ФФУ по этике и честной игре (КЭЧИ).
Артем ФРАНКОВ, «Футбол»
2016-10-03 17:00
ДВА И ШЕСТЬ В ПЕРИОДЕ
В частности, традиционно и вальяжно всплыл вопрос о бездействии органов футбольного правосудия, а также правосудия всего остального по отношению к коррупции. Дескать, в то время как телевидение мужественно борется, снимая пронзительные фильмы и метая обвинения, как лосось – икру во время нереста, вы тут. Грубо говоря, не хотите договорняки разоблачать! А «закон Павелко» не работает.
О наказании игроков молодежной команды «Металлиста» уже доводилось писать. Для особо одаренных: вопрос не в сумме штрафа и не в покарании конкретно этих пацанов – вопрос во вскрытии всей схемы и выходе на организаторов подобных игрищ. Ничтожность наказания (8,5 тыс. грн штрафа, хотя ФУТБОЛЬНОЕ наказание еще не определено) – следствие сделки с правосудием, того, что игроки рассказали ВСЕ и тем предоставили ценную информацию. Помимо всего прочего – вот это уже новое! – сейчас прокуратура вплотную подобралась к весьма известному футболисту, который как раз не только сам участвовал, но подбивал и устраивал. Будет интересно и в тоже время горько, м-да... Работает закон, работает – к сожалению, поводы, события, субъекты и объекты в изрядном наличии.
Что касается эффективности работы КЭЧИ, то восемь матчей, признанных договорными, это в 2,6 (6) раза больше, чем по всей Европе за тот же период. Более того, по достославному матчу «Олимпик» – «Металлист» документы второй раз отправлены в КДК. КЭЧИ не отказывается от своей позиции, что матч был договорным. При том что у нас реально занимаются этим три человека. В настоящее время УЕФА считает необходимым изучать украинский опыт борьбы за фэйр-плей и отвешивать нам вполне искренние комплименты. Это правда чистой воды, к сожалению, очень неудобная и скучная для пламенных трибунов.
Далее. Беспощадные разоблачители почему-то бросаются словами, но ни разу – ни разу! – не обратились с официальными заявлениями ни в КЭЧИ, ни в прокуратуру. Почему? Да очень просто – как только ты подписываешь бумагу такого рода, сразу же начинаются возможные неприятные последствия, прежде всего – ответственность за свои слова. Не забывайте – клуб, президент, тренер, игрок не должен искать доказательства своей невиновности, напротив, органам следует найти и предъявить доказательства его, их виновности. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, а не предположения! Или, прости Господи, лирико-маразматические соображения типа «это все знают» или «это все видели». Продолжаю ликбез и рассказываю, казалось бы, совершенно очевидные вещи.
КТО С КЕМ БОРОЛСЯ
Взывая к вашему разуму и трезвой оценке ситуации, старательно напоминаю – если вы используете примеры других стран, делайте это вменяемо. Италия, Турция, Чехия, Польша и вправду провернули и проворачивают могучие коррупционные расследования, но кто за этим стоит, скажите на милость? Правильно – ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. Футбольные структуры, футбольная власть в этих разборках зачастую оказываются по другую сторону баррикады – среди тех, кого разоблачают и карают. Ну так чего вы тыкаете эти примеры в нос Украине, где все антикоррупционные расследования доселе исходили от самой Федерации футбола?!
Надеюсь, вы все же прочувствовали разницу. В частности, в полномочиях, возможностях, технических средствах. В дальнейшем очень прошу вас использовать этот лакмус: как только кто-то вякнет – смотрите-де, как хорошо в Чехии, сразу отправляйте его по правильному адресу с обвинением либо в некомпетентности, либо в передергивании.
Дальше. В настоящее время главным показателем (лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином, тестом на беременность) подозрительности матча выступают аномальные в смысле размера и направленности ставки. Однако никто не отменял договорняков иного рода – по согласованию между руководством клубов, команд, некоторыми игроками и пр. Ставки в данном случае могут выступать побочным фактором, а могут и нет. Но как вскрывать подобные язвы?
И КАКИЕ, И ЧТО ТАКОЕ
Возьмем достаточно очевидный пример, которым меня частенько достают на конференции MatchDay.ua, помимо Pepsi-прогнозов и проблем киевского «Динамо» – резонансный матч «Олимпик» – «Шахтер» – 2:3 26 сентября 2015 года. Как часто бывает, по ТВ указали на действительно странные повороты сюжета, практически в открытую обвинили в договорном характере и… И ничего. Опять-таки официально никто не обращался – ни в прокуратуру, ни в КЭЧИ. Клубы тоже отнюдь не поспешили в суд с исками о защите честного имени и деловой репутации.
Что нужно для, так сказать, самостоятельного возбуждения расследования и хотя бы попытки опросить действующих лиц?
Подчеркиваю – опросить! На большее у КЭЧИ нет полномочий. Конечно, если бы кэчисты, народ плечистый, имели право арестовать кого угодно и пропустить через пыточные подвалы ФФУ или хотя бы просто яйца дверью прищемить, возможно, методика расследований претерпела бы серьезные изменения, а вы узнали бы об отечественном футболе много нового. Но пока маємо те, що маємо и вынуждены медленно и печально действовать в установленных рамках.
Итак...
1. Повторюсь, аномальность ставок. В этом случае все было более-менее в порядке.
2. Четкие свидетельства договорного характера матча – записи телефонных переговоров, электронная переписка, письменные улики. Догадайтесь с трех раз, существуют они или нет.
3. Показания участников матча или организаторов его как договорняка. Например, арбитр сообщает, что команды валяли ваньку, игроки докладывают о подозрительном поведении товарищей или напрямую признаются, что они сливали или им сливали. Туда же, нет у нас такого.
4. Показания тех, кто слышал или знает – например, подслушал разговор причастных, странные реплики на поле, бормотание в дУше и пр. Туда же.
5. Остается последнее – мы привлекли экспертов (о том, что привлекаться не захочет никто, а если и согласится, то на условиях анонимности; а на кой ляд анонимный эксперт – какое доверие он вызывает?), посмотрели и решили, что действия футболистов неадекватны и матч договорной. Ergo, официально признали его таковым и отправили документы в КДК.
Что будет? Отвечу: КДК вернет эти документы в КЭЧИ и вдогонку покрутит пальцем у виска – ребята, вы хотите, чтобы мы с такими «доказательствами» поставили вопрос об отправке «Шахтера» во второй дивизион?! Три ха-ха.
Вот и вы не выставляйте себя на посмешище. Дорога в десять тысяч ли начинается с одного шага, и никому не дано перескочить ее одним прыжком. Более того, приметесь скакать – не сделаете и этого шага.