Україна

Прем'єр-ліга

«Заре» навстречу

Артем ФРАНКОВ, «Футбол» Матч «Заря» – «Волынь» на болоте. Матч, которого не должно было быть – или быть, но в другое время. Только не здесь и не сейчас! Особенно интересно смотрится фамилия лучшего игрока этого матча, которого голосующие на Football. ua вообще признали лучшим в туре. Уж Белого в нем ничего не оставалось точно! Равно как и ни в ком из участников.

2011-03-10 07:05

Думается, и мысли их были не очень светлы – особенно по отношению к организаторам издевательства.

Кто виноват и что делать – два классических вопроса. Давайте постараемся назвать и конкретных виновников, пресловутых «стрелочников», и предположить, в чем дефект системы, постоянно приводящей к подобным проколам. Ну а что делать, дабы не повторилась такая история… И об этом поговорим.

МАТЧ СОСТОИТСЯ НЕ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ

Аксиома: играть в таких условиях нельзя. Точнее, можно, но это не футбол. Это болотный футбол, может быть, еще что-то – но не футбол.

Если вы не согласны, дальше можете не читать. Есть подозрение, что вы также большой поклонник женских боев в грязи. Высокое искусство!

Видите ли, героическое правило «матч состоится в любую погоду», во-первых, давно уже отменено де-факто – потому что удобство зрителей и безопасность спортсменов превыше всего. Во-вторых, произошедшее в Луганске имеет к погоде лишь косвенное отношение. Никакие хляби небесные над городом не разверзались, никакие стихийные бедствия не накрывали – стояла достаточно тривиальная для начала весны на востоке Украины погода… И настоящей причиной приключившегося безобразия стало отсутствие на стадионе «Авангард» системы подогрева. Всё остальное – прилагается.

По этой же причине не имеет значения привычное «зачем мы так рано начинаем». Начинают рано все – но почему именно в Луганске оказался напрочь убитый газон?

Аксиома два: виновато недопустимое бездействие представителей Федерации футбола Украины, а потому только ей выгребать из этой щекотливой ситуации. Нет, конечно, есть еще Премьер-лига, безусловно, подобные вопросы в ее компетенции, она может и должна нагибать клубы, чтобы приводили в надлежащий порядок инфраструктуру. Но мы давно уже выяснили совместными усилиями, что собственно футбол руководство УПЛ не интересует ни в коем виде – оно для другого собралось. Поэтому призывать их к чему-то – принять меры, потребовать наказания людей, наехать на «Зарю» и заставить срочно привести стадион в порядок – бесполезно по определению. Они снова переведут стрелки на ФФУ и с удовольствием будут наблюдать, как та отобьется. Ибо процесс важнее результата.

Подыграем ребятам и будем адресовать претензии исключительно тем, кто слышит и, видимо, хочет что-то предпринять. Но – порой не может, впадая в привычный ступор.

КТО?

Для начала – процедура. Решение об отмене матча из-за отсутствия надлежащих условий для его проведения имели право принять два уполномоченных человека – главный арбитр матча Юрий Грисьо (Львов) и делегат ФФУ Виктор Парадников. Мог им помочь присутствовавший Сергей Татулян. Он формально не имел к этому отношения – как инспектор, он же судейский наблюдатель, он должен был контролировать вопросы арбитража игры, но не состояние поля. Однако как опытный и заметный функционер, глава комитета делегатов ФФУ (!), то бишь начальник Парадникова, и президент АФАУ, то бишь судейской ассоциации, начальник Грисьо Татулян мог и обязан был попытаться наставить коллег на путь истинный.

Самое удивительное, что ни накануне, ни в день игры никто не бил тревогу. Видимо, считали, что всё нормально? И сейчас считают? «Если на клетке слона увидишь надпись «буйвол» – не верь глазам своим». Если мне скажут, что в Луганске можно было играть, я для начала не поверю собственным ушам, затем – человеку, который на полном серьезе такое произносит… Насколько мне известно, Пьерлуиджи Коллина, скажем мягко, поразился, когда осознал, в каких условиях его подопечные позволили возюкаться футболистам! Если так, то я его понимаю и позицию его разделяю. Если нет – ну, тоже найду пару слов.

Зная наших людей, можно было бы предположить элементарную робость – не хочу использовать более громкие слова. Мол, хорошо вам из Киева обличать, а мы-то в Луганске были непосредственно, вокруг люди, любящие и хотящие футбол… Всё это так по-нашему, так «по-человечески», когда регламенты и прочие документы отступают на второй план… Не хотелось ведь обижать хороших людей – а неподготовленность поля на стадионе могла означать только техническое поражение «Зари»! Повторюсь, никаких погодных форс-мажоров, из-за которых порой переносят матчи в Европе, не наблюдалось, стало быть, вина только принимающей стороны. Ситуация, прописанная в документах достаточно четко.

А ЕСЛИ?

Давайте-ка на секунду предположим, что арбитр и делегат проявили принципиальность. Посоветовались с руководством (а то наверняка вышло бы на руководство «Зари») или нет, вспоминали предыдущие случаи такого рода или нет, но играть запретили. Что дальше?

Вариант первый. Президент «Зари» Евгений Геллер признает вину работников клуба и собственную вину – не нашел денег на своевременное и давно обещанное дооборудование стадиона системой подогрева, не потребовал, не… А потому разводит руками – что ж, это были важные три очка, но закон есть закон. Более того, на всякий случай запрашивает УПЛ и соседей насчет запасного варианта со стадионом – вдруг и через две недели не смогут привести в порядок газон «Авангарда». Тем самым он бы подал пример законопослушности и порядочности.

Вы в это верите? Я – признаться, не очень.

Вариант второй. Геллер звонит (звонИт, а не звОнит!) во все колокола и поднимает народ, несколько притихший в последнее время, на новую войну против ФФУ. На знамени вышивается история с Добромылем, куда весной 2009-го по злой воле загнали и тем здорово подкосили «Металлист» – конечно же, намеренно, кто бы сомневался! Эти предполагаемые мотивы не будут иметь никакого отношения к делам 2011 года, потому что придется путать пострадавших и инициаторов, но их очень просто нанижут на один и тот же шампур, который нужно будет сунуть в бок…

Безусловно, страшной силы вещь – прецедент. Почему ФК «Львов» разрешили принимать «Металлист» в подобном болоте, в багнюцi, а нам нет? Почему еще годом раньше «Металлисту» разрешили месить грязь дома с «Арсеналом», а нам нет? И так далее, и тому подобное… Повод для войны. Только-только всё притихло под давлением ФИФА и УЕФА, как опять раздухариться?!

Сумел бы Геллер? Захотел бы Геллер? Понятия не имею. Хватит уже с нас сослагательного наклонения. Хотя я так и представляю попытки оправдаться: «Ребята, с 2011 года мы и в этой области решили начать жизнь по уставу и законам! – Да-а? Это почему сейчас? Почему на нас? Начинайте жизнь с кого-нибудь другого!»

И КТО ТЕПЕРЬ?

Мне кажется, именно в войне причина. Лучше уж пусть две команды в грязи поплавают, чем пробудить ярость в президенте «Зари»… Тем более, в Украине никто и никогда доселе не отменял матчи. Иной прецедент не создан. Зато насчет откровенного попустительства, насчет добренького отношения к любым просчетам и любой халатности, у нас прецедентов валом!

Ну а корень всех проблем – «гибкие» условия лицензирования клубов. В частности, норма о том, что клуб высшей лиги (именно высшей, потому что это давно тянется) обязан иметь на стадионе подогрев поля, придумана и записана вовсе не сегодня, не вчера и даже не позавчера, а гораздо раньше. О ней все знают, но…

«Если нельзя, но очень хочется, то можно». Это на фоне постоянных заявлений о суровой аттестации, о возрастающих требованиях УЕФА и т. д. Год за годом.

Боже, но кто и когда наконец поломает эту треклятую систему всеобщего пох…?! Ведь был уже Добромыль и были очень жесткие разговоры, случились даже определенные административные подвижки по этому поводу – и что? Где результат? Где система, которая воспрепятствует постоянному наступанию на одни и те же грабли?!

Слушайте, а может, промолчать? Тем более, никого особо не взволновал этот матч, кроме, быть может, луцких болельщиков да нескольких озабоченных – да что там эти «Заря» с «Волынью», знаете, как у нас это бывает… Когда-то «Арсенал» принял «Харьков» на тренировочном поле, и ничего, сглотнули за милые веники. Почему? Да потому что команды не первой руки, скандала не получилось. Вот и сейчас – побухтят максимум неделю, а потом новые события вытеснят, замажут, заполируют, прискандалят на подготовленное место…

Нет! Иначе так и будем сидеть в болоте, кормя собой пиявок.

Сколько можно, а?

ЧТО ДЕЛАТЬ

Федерация футбола не имеет права вести себя подобно временщикам – мол, пусть с этим наши преемники разбираются, а на нашем веку и так сойдет. Федерация футбола и ее представители не имеют права вести столь трусоватую политику – лишь бы никто не взъярился, лишь бы тышком-нышком всё прошло. Кстати, по этой логике не стоило «Металлист» трогать по известному делу – глядишь, и не было бы никаких попыток свержения… Или уже пожалеть успели?

В общем, этот вопрос требует первейшего выяснения – чем руководствовались конкретные люди, принимая решение играть! Для этого они должны быть заслушаны на заседаниях соответствующих комитетов, судейского, делегатского, а также комитета по вопросам стадионов и безопасности проведения соревнований. Кстати, к последнему опять вопросы – наряду с комитетом по лицензированию – на каком основании «Заря» раз за разом допускается к турниру и никто не в состоянии ее заставить выполнить отнюдь не драконовские требования? И никто по этому поводу не шумит, не скандалит?

Да разве только в «Заре» дело… Но стадиончик имени Банникова в Киеве, на котором проводит домашние матчи беспризорный «Арсенал», хоть подогрев включил за три недели до того как. Итог – вполне приемлемая поляна на игре с «Карпатами». Не идеальная, но рабочая. Игровая.

И ведь посмотрите: в Луганске с полем трагедия, а в неподалеку расположенном Донецке оно совершенно приличное; в Днепропетровске – огород, а в соседнем Запорожье – просто прелесть! В чем дело? Уметь надо. А тем, кто сидит в центре – это положительное умение распространять повсеместно!

Ну а после заседаний комитетов – извольте вынести это на исполком Федерации и превратить в норму. Только не заболтать, как это происходит уже больше десятка лет, а – решить. И провозгласить это решение.

Что может быть проще на первый взгляд, правда? Если ты не выполнил такое-то требование – поди погуляй в первую лигу.

Но не в Украине! У нас обязательно начинается стенания на тему «войдите в мое положение»: – тяжелое детство – горшок с ручкой внутрь, кроватка без дна, деревянные игрушки, прибитые к потолку, мировой кризис, подкосивший в 2008 году, цены на бензин растут; – много болельщиков, которые никак нельзя лишить удовольствия наблюдать мучения своей команды в Премьер-лиге; – обещания всё исправить в ближайшее время – мол, вы же понимаете, что те, кто правил до нас… и далее по тексту.

И представляете – раз за разом действует! Входят в положение. И там сидят, страдают вместе.

Пока кто-то не наберется мужества разорвать и этот порочный круг.

ТОЖЕ НУЖНО ЗНАТЬ

Пользуясь случаем, поправляю коллегу с братского сайта, который написал по этому поводу очень хороший материал, но… Знаменитая немецкая песня «Die Moorsoldaten» («Болотные солдаты») не имеет никакого отношения ни к войне (Первой ли, Второй ли мировой), ни к солдатам. Она была написана в далеком 1933 году заключенными нацистского трудового лагеря Бёргермор – наци, придя к власти, тут же закатали своих политических противников, социал-демократов и коммунистов, в концлагеря. И те запели уже в августе 33-го:

Вир зинд ди морзольдатен Унд циен мит дем шпатен Инс мор!

Мы болотные солдаты, мы тащимся с лопатами в болото. Любимое исполнение – безусловно, Ханнес Вадер, «лидер-махер», то бишь «делатель песен» (поэт-песенник), а заодно и гитарист. Ни Эрнст Буш, ни хоры, ни Поль Робсон, прости Господи, даже не угадываются. Любопытно, что песню эту со слезами в голосе пели не только заключенные, но и охранники – так за душу брала! Впрочем, и сейчас берет – если знаете, о чем поете… Так что лучше вместе немецкого используем более привычный язык:

Вперед, «Заре» навстречу, Товарищи, в борьбе. Штыками и картечью Проложим путь себе!