Україна

Прем'єр-ліга

Ахметов: «Лимит нанесет вред»

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, «СЭ в Украине» Как известно, с нового сезона в украинском футболе вступает в силу новая редакция регламента в части лимита на легионеров. В новом чемпионате на поле одновременно смогут находиться не более шести иностранцев, а через год – не более пяти. Свои мысли по поводу нового правила высказал президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов.

2010-05-18 10:00

– Ринат Леонидович, в будущем сезоне лимит на легионеров может стать еще более суровым. Готов ли ваш клуб к одновременному присутствию на поле пяти украинцев? – вопрос президенту «Шахтера».

– Мне кажется, мудрым решением было бы сохранить лимит в прежнем виде – четыре наших соотечественника и семь иностранцев. Скажу вам больше: его ужесточение не только не принесет пользы украинскому футболу, но и, боюсь, нанесет ему ощутимый вред. Поясню на примере «Шахтера». Сейчас наши игроки, не имевшие в Донецке стабильной практики, выступают на правах аренды в других командах, где раскрылись настолько, что без них уже сложно представить основные составы этих клубов. Ребята попали в сферу интересов национальной сборной. Но следует понимать, что если лимит ужесточится, нам поневоле придется их возвращать, и вовсе не факт, что в «Шахтере» они не окажутся на скамейке запасных. В итоге не только целый ряд клубов потеряет своих сегодняшних лидеров, но и сборная, не исключено, не сможет рассчитывать на игроков, которые станут значительно менее регулярно появляться на поле в чемпионате страны.

– Решение о новом формате лимита пока не принято, но клубы, в том числе и ваш, уже демонстрируют активность на трансферном рынке. Работа осуществляется с оглядкой на вероятные изменения в регламенте?

– Приходится корректировать трансферную политику. Возьмите «Динамо»: допустим, что этим летом столичный клуб получит предложения по двум-трем своим ведущим игрокам. Как поступить в данном случае Игорю Суркису? Не будь у него обоснованных опасений по поводу лимита – конечно же, в соответствии с духом рынка. Ну, почему не отпустить футболистов, к которым проявлен интерес, а на их место не приобрести исполнителей, способных усилить игру команды? Лимит же ставит клуб в жесткие рамки: никто не знает, как проявит себя молодежь. Раскроется она или нет, предсказать невозможно, а результат необходим здесь и сейчас. Наверняка в свое время введение ограничений на иностранных игроков было верной мерой, но в данный момент лимит достиг предела, и переступать существующую черту резона нет.

– Главный аргумент сторонников ужесточения лимита – заведомо проигрышное, в сравнении с легионерами, положение национальных футбольных кадров…

– Мне кажется, условия для молодых украинских футболистов необходимо создавать не искусственно, а органично, принимая на вооружение европейский опыт. Стоит уделять внимание клубным академиям, существование которых при командах премьер-лиги, по моему мнению, следует прописать в регламенте. Воспитанники этих академий получат возможность себя проявить – и не важно в какой команде. Ведущим клубам страны они станут интересны благодаря игре, а не украинскому паспорту, а со временем окажутся на заметке у тренера национальной сборной.

– Тем временем трансферную кампанию «Шахтер» открыл приобретением именно украинцев – футболистов запорожского «Металлурга» Тараса Степаненко и Сергея Кривцова. Этот шаг продиктован лимитом?

– Отнюдь. Мирча Луческу на самом деле рассчитывает на этих игроков, и мы создадим все условия, чтобы они раскрыли в нашей команде свои лучшие качества. Хотя, конечно же, этим молодым ребятам потребуется время для адаптации.

– Ведущие европейские клубы давно обсуждают утопическую, на первый взгляд, идею комплектования двух равноценных составов – для внутренней и международной арены. Можно ли допустить, что при дальнейшем ограничении в украинском чемпионате «иностранного присутствия» об этом задумаются и в Донецке?

– Не думаю, что в нашем случае это реальная мера. Как не назвал бы реальной мерой и ужесточение лимита – это популизм в чистом виде. Сокращение числа легионеров и процветание сборной – явления напрямую не связанные. К примеру, в Голландии нет никакого лимита, а сборная – на загляденье. Да и футболисты из этой страны играют в ведущих клубах мира. Уверен, что и для украинской национальной команды полезным было бы выступление ее игроков, скажем, в «Барселоне», «Реале», «Челси», «Арсенале» или «Ливерпуле».

– Получив в свое время достаточно любопытные предложения по Анатолию Тимощуку и Дмитрию Чигринскому, «Шахтер» исходил, как вы понимаете, не только из рыночных реалий, но и из совпавших с клубными интересов самих футболистов и сборной, – продолжил президент «Шахтера». – Если же сегодня, например, обнаружится интерес зарубежных клубов к кому-то из играющих у нас украинских футболистов, а лимит станет более суровым, я как президент «Шахтера» буду вынужден не только пойти против рынка, но и поставить интересы своей команды выше интересов сборной. Иными словами – удержать игроков в Донецке. Надо понимать, что лимит не просто осложняет трансферную политику украинских клубов, готовящихся к еврокубкам, но и мешает им как следует сбалансировать состав перед континентальной кампанией. Украинский футбол в этом случае лишь проигрывает.

– Велик ли сегодня, на ваш взгляд, рынок отечественных футболистов, уровень которых отвечал бы требованиям «Шахтера»?

– Мне кажется, недостатка в талантливых украинских игроках у нас не было никогда. В качестве примера назову Ярослава Ракицкого: еще недавно он был неизвестен, а теперь без него невозможно представить наш клуб. Рассчитывают на парня и тренеры сборной. И ведь в «Шахтере» Ракицкий играет не по национальному признаку, а потому, что талант этого парня соответствует лучшим мировым стандартам. Не слову «лимит», а амбициям клуба, который уже выиграл Кубок УЕФА и стремится к новым победам на европейской арене. То же касается и других украинских футболистов, которые стабильно играют у нас в стартовом составе.

– По вашим наблюдениям, не привело ли уже сейчас потенциальное ужесточение лимита к неоправданному росту трансферных цен на доморощенных игроков?

– Допуская возможность возникновения в нашем чемпионате драконовских ограничений на иностранцев, мы, разумеется, подогреваем рынок. Когда спрос велик, цена на товар поднимается автоматически. Клубу с амбициями «Шахтера» придется покупать игрока, который, возможно, был бы полезнее менее мотивированной в турнирном плане команде. Он помог бы ей, самому себе и, возможно, тренеру сборной, который не просто имел бы больший выбор, но и не приглашал бы исполнителей, играющих в своих клубах лишь от случая к случаю.

Мне, кстати, очень импонирует кадровый выбор Мирона Маркевича, который вызвал на сбор перед серией контрольных матчей представителей самых разных клубов, а не сделал ставку на пару-тройку базовых команд. Ведь класс игрока сборной определяется не его принадлежностью к «Шахтеру» или «Динамо» – он может выступать во Львове, Полтаве, Запорожье, Кривом Роге. Но если вам интересно мое мнение, то в будущем, когда наша национальная команда станет добиваться больших успехов, мне бы хотелось, чтобы в ее рядах на ключевых ролях находились наши парни, играющие в ведущих клубах Европы и мира. Лимит, стань он суровее, этому вряд ли поспособствует, но я все-таки надеюсь, что исполком национальной федерации примет верное решение.

– Каким окажется в случае ужесточения или, напротив, сохранения лимита на прежнем уровне вектор кадровых приобретений вашего клуба?

– Что бы ни решил исполком – амбициозным и качественным. Ведь наша задача – выйти в 1/8 финала Лиги чемпионов.

– Какие позиции требуют усиления?

– Свежая кровь всегда нужна. Вот, пожалуй, и все, что могу пока сказать вам в ответ на этот вопрос.

– После чемпионского матча с «Динамо» вы в шутку сказали, что если бы в «Шахтере» всегда учитывалось ваше мнение по поводу необходимого кадрового усиления, клуб боролся бы в чемпионате за выживание. А если серьезно: есть ли игрок, о появлении которого в Донецке вы бы мечтали?

– Такой игрок есть, но он не во вкусе Луческу.

– Вы обсуждали его кандидатуру с главным тренером?

– Так уж сложилось, что все футболисты, которые нравятся мне, не нравятся Мистеру. Именно поэтому я сказал, что мое мнение при выборе новичков особо не учитывается.

– Будут ли сейчас ваши селекционеры наблюдать за чемпионатом мира с позиции ближайшей кадровой перспективы «Шахтера»?

– Мы всегда наблюдаем за крупнейшими футбольными турнирами, и делаем это на самом высоком профессиональном уровне.

– А каковы ваши личные симпатии на мировом первенстве?

– С удовольствием поболел бы за сборную Украины, но, к сожалению, ее в ЮАР не будет. А коли так – поболею просто за красивый футбол…

СПОРНЫЙ МОМЕНТ

Руководители клубов Премьер-лиги откликнулись на предложение корреспондентов «СЭ» порассуждать о том, нужен ли нашему футболу более жесткий лимит на легионеров.

– Есть ли резон в ужесточении лимита до шести легионеров?

Мирон МАРКЕВИЧ, главный тренер «Металлиста»:

– Особой необходимости в этом я не вижу. Но это мое личное мнение. Решать же должны президенты клубов. В «Металлисте» постоянно играет шесть иностранцев, столько же – в «Днепре». В других же командах, за исключением донецкого «Металлурга» и «Шахтера», костяк составляют украинцы.

Андрей СТЕЦЕНКО, генеральный директор «Днепра»:

– Нет. Считаю, что действующий лимит – оптимальный вариант.

Вардан ИСРАЕЛЯН, спортивный директор «Металлурга» Д:

– Никакой пользы от нововведения не будет ни сборной, ни чемпионату, ни отдельным клубам. Нынешний лимит нас полностью устраивает.

Игорь ДЕДЫШИН, генеральный директор «Карпат»:

– Мы не против легионеров, но они должны дополнять общую картину, восполнять проблемные позиции.

Вадим РАБИНОВИЧ, президент «Арсенала»:

– На мой взгляд, нет.

Николай ПАВЛОВ, главный тренер «Ворсклы»:

– Думаю, есть. Эта мера – в интересах национальной сборной. К тому же в нашей команде с легионерами проблем нет.

Сергей КОВАЛЕЦ, главный тренер «Оболони»:

– Думаю, этот вопрос должен больше волновать клубы, в которых избыток легионеров. Для украинских футболистов, наверное, лучше, чтобы лимит был. Хотя, с другой стороны, важно, чтобы наши игроки не получали место в составе искусственно и не снижали к себе требований. В общем, у предлагаемого формата лимита есть как позитивные моменты, так и те, которые можно оспаривать.

Евгений ГЕЛЛЕР, президент «Зари»:

– Нет. Я против такого решения.

Юрий МАКСИМОВ, главный тренер «Кривбасса»:

– Думаю, нет. Зарабатывая очки для нашего клубного коэффициента, команды действуют в интересах украинского футбола. И неважно при этом, какой национальности игроки. Если клубы могут позволить себе приобрести хороших легионеров, то почему должны в этом себе отказывать? Но только эти футболисты должны быть на голову выше наших. В противном случае нет смысла вкладывать в них деньги.

– Скажется ли ужесточенный лимит на вашей команде?

Маркевич: – На «Металлисте» это абсолютно не отразится. Но вместе с тем, не стоит забывать, что уже через месяц-два наши клубы стартуют в еврокубковых турнирах. 

Стеценко: – На «Днепре» это ограничение никак не отразится.

Исраелян: – Уверен, что при любом решении исполкома федерации мы найдем хороших игроков, которые будут вписываться в ограничения.

Дедышин: – Никак не скажется.

Рабинович: – К нам, наверное, это меньше всего относится. Считаю, что мы нормально впишемся в любые ограничения по легионерам. На мой взгляд, своих игроков растить почетнее, чем приглашать иностранцев. С другой стороны, в вопросах лимита должна быть разумная мера.

Павлов: – Абсолютно не скажется. В «Ворскле» сейчас пятеро легионеров, и все являются игроками основной обоймы.

Ковалец: – Никак не скажется, поскольку у нас иностранцев нет.

Геллер: – Никак. Игра «Зари» зависит не от иностранцев.

Максимов: – Не скажется, конечно.

– Не приведет ли ужесточение лимита к неоправданному росту трансферной стоимости украинских игроков?

Маркевич: – Приведет. Цена на них сразу возрастет в два-три раза. И об этом тоже нельзя забывать. Уверен, что как только лимит станет более суровым, «Шахтер» сразу заберет у других клубов премьер-лиги арендованных игроков. От этого наша сборная, понятно, лишь проиграет.

Стеценко: – Конечно. Хотя надо признать, что сейчас цены на украинцев и так немалые. На мой взгляд, это незаслуженно.

Исраелян: – Они и сейчас не низкие, а при ужесточении лимита вырастут еще больше. И это притом, что цена не соответствует качеству.

Дедышин: – Однозначно изменится в сторону увеличения.

Рабинович: – Естественно.

Павлов: – Может, и изменится, но не настолько существенно, как кажется. Хорошие игроки если есть, то их покупают ведущие клубы. А у них, как правило, проблем с финансами нет. Сколько бы они ни стоили, за них эту сумму выкладывают. Пример «Шахтера» это подтверждает.

Ковалец: – Естественно, изменится в сторону увеличения. Чтобы не тратить большие суммы на покупку футболистов, необходимо воспитывать своих. Нужно, чтобы работали школы, академии, которым не обойтись без государственной поддержки. Тогда, наверное, и лимиты не будут нужны.

Геллер: – Конечно. При этом уровень этих исполнителей далеко не всегда оправдывает их цену. Только начались первые разговоры об ужесточении лимита, как цены на украинцев подскочили так, словно это игроки «Милана»…

Максимов: – Изменится ли? Конечно. Еще больше вырастет.

– Есть ли украинские футболисты, способные усилить состав вашей команды, покупка которых была бы вам по карману?

Маркевич: – Конечно же, есть. Но повторюсь: как только лимит ужесточат, стоимость квалифицированных украинских футболистов сразу вырастет. И кто от этого выиграет? Никто. В этой ситуации гранды скупят лучших игроков. Не исключено, впрочем, что эти новички будут сидеть на лавке.

Стеценко: – Разумеется, таких достаточно. Некоторые играют не только в нашем чемпионате, но и в ближнем зарубежье – в России, например. Но мы еще не решили, сколько игроков и кого конкретно приобретем в летнее межсезонье.

Исраелян: – Конечно, есть. Но такие исполнители уже находятся в расположении «Шахтера» и «Динамо».

Дедышин: – Есть такие. Мы работаем в этом направлении.

Рабинович: – Есть. Мы над этим работаем.

Павлов: – Футболисты, конечно же, есть. Но их покупку пока не потянем.

Ковалец: – Есть определенные наметки, мы ведем переговоры. Больше ничего сказать не могу.

Геллер: – Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми из них.

Максимов: – В нашей команде и так практически нет иностранцев. Я рассчитываю на украинских игроков. Думаю, этим летом мы усилимся еще двумя-тремя исполнителями.

– Есть ли в команде легионеры, с которыми не жалко расстаться в случае ужесточения лимита?

Маркевич: – Мне со всеми будет жаль расставаться.

Стеценко: – Если возникнет необходимость, кому-то придется уйти. Но это уже решать нашему главному тренеру.

Исраелян: – Потеря любого хорошего игрока, будь он легионер или украинец, не может положительно отразиться на команде. В «Металлурге», например, на данный момент лишних игроков нет. Хотя на этот счет существуют и противоположные мнения…

Дедышин: – Это не совсем корректный вопрос. Каждый футболист, независимо от того, украинец он или иностранец, важен для нас. Но если приходится расставаться с игроком, мы сделаем это корректно. При этом не важно, сколько он сыграл за «Карпаты» – один матч или сто.

Рабинович: – Для нас эта проблема неактуальна. Мы как раз расстались с тремя легионерами, которые даже без ужесточения лимита не проходили в состав, – Бито, Эссола и Жоземар. Считаю, у нас достаточно квалифицированных украинских игроков под любой лимит.

Павлов: – Со всеми иностранцами, с которыми можно было бы расстаться, мы уже расстались. Речь о Денисе Главине, Филипе Деспотовски и Дебатике Цурри. Переход последнего в один из зарубежных клубов, кстати, вот-вот состоится.

Ковалец: – Единственный наш легионер, молдаванин Виктор Комленок, скорее всего, покинет команду – у него закончился контракт.

Геллер: – Лимит не затрагивает наш клуб. Кроме того, у нас всего два иностранца. У Омоко заканчивается контракт, который мы решили не продлевать. Джихани пока остается, так как срок соглашения с этим футболистом рассчитан еще на год.

Максимов: – Сложно ответить. Наша команда и так не очень-то зависит от иностранцев. Если будет необходимость, мы найдем выход из любой ситуации.