Україна

Прем'єр-ліга

Совковая лопата для интеллигента

Тарас САВЧУК, «Киевские ведомости» Спросите у Google – кто такой «Курт», и всезнающий поисковик предложит вам начать мониторинг 1 040 000 виртуальных страниц информации знакомством с вокалистом «Нирваны» Куртом Кобейном. Идол рок-музыки, страдавший наркотической зависимостью и покончивший с собой выстрелом из ружья, родился 20 февраля 1967 года…

2009-03-17 09:40

… для всех поклонников его таланта этот день – праздничный.

А десятью годами ранее, 23 февраля 1957-го, увидел свет другой Курт. Мальчика, который появился в носящей такую фамилию швейцарской семье, назвали Томасом. Становиться гитаристом он и не собирался, зато научился виртуозно играть на других струнах и впоследствии сделал карьеру в спортивном менеджменте.

Герр Томас Курт весьма быстро стал своим в кругу высших футбольных чиновников Старого Света, в 1990-м возглавив Департамент УЕФА по проведению соревнований и проработав на этой высокооплачиваемой – в швейцарских франках! – должности восемь лет. Являлся директором двух финальных турниров европейских первенств – шведского (1992) и английского (1996), лично курировал организацию еврокубков, включая финалы Лиги чемпионов и турнира УЕФА.

А вот в конце 1990-х его знания и опыт оказались востребованы небезызвестной группой G-14, которая на протяжении нескольких лет инициировала острую – на грани ультиматума – полемику с ФИФА и УЕФА о переделе сфер влияния. Генеральный менеджер G-14 Томас Курт искусно поддерживал высокий градус напряжения в отношениях коалиции самых богатых клубов Европы с официальными футбольными инстанциями, выбивая для членов группы определенные турнирные и финансовые льготы. Пока G-14 не самораспустилась, по сути, уступив в «холодной войне» с УЕФА.

И вот он – здесь, в Украине! Швейцарец, в последнее время сосредоточившийся на консалтинговых услугах, прошел в финальный тур выборов... президента Премьер-лиги (УФПЛ). В голосовании представителей наших элитных клубов Курт набрал семь голосов, заручившись поддержкой «Шахтера», «Ильичевца», «Ворсклы», «Таврии», «Зари», «Карпат» и запорожского «Металлурга» и опередив Вадима Рабиновича, за кандидатуру которого выступили «Динамо», «Днепр», «Арсенал», «Кривбасс» и ФК «Харьков».

Кстати, Вадим Зиновьевич оказался единственным из доморощенных кандидатов, прошедшим своеобразный кастинг. Помимо него и Томаса Курта, на пост главы Премьер-лиги также претендовали также англичанин Эдвард Фридман (председатель совета директоров сети гольф-клубов) и швейцарский массовик-затейник Томас Гюртнер. Как ни крути, тенденция налицо – в своем отечестве пророков не ищем, уповаем на заграницу…

Причем, заметьте, впервые в нашем футболе поиском топ-менеджера занимались – по поручению директората УФПЛ – те же чужеземцы. Компания Ward Howell, изучив резюме нескольких десятков кандидатов, предложила на суд хозяев украинских клубов выше перечисленную четверку.

Изначально список тех, из кого шел отбор, вызывал, по крайней мере, удивление. В нем оказались как действующие руководители профи-лиг Испании, Германии, Франции, Греции и Северной Америки, люди из директоратов клубов калибра «Милана», «Ювентуса», «Барселоны», «Ливерпуля» и «Арсенала», так и энтузиасты-аматоры. Я лично сомневаюсь, что гендиректор бундеслиги Кристиан Зайферт или президент французского «Лиона» Жан-Мишель Ола вообще знали о подобном конкурсе. Впрочем, это так, к слову.

Принимая во внимание принципы работы Премьер-лиги на начальном этапе ее существования, можно лишь предполагать, кто и почему обратился к специалистам из российской консалтинговой компании. Кто в нашем футболе, подбирая менеджмент клуба, обращает взор за рубеж? В каком из коллективов главный тренер, руководитель юношеской академии и один из директоров – иностранцы? И кто стоит во главе «пула», лоббировавшего Томаса Курта? Загадка – из простых. Особенно для тех, кто знает, что «Шахтер» является клиентом Ward Howell, а управляющий этой компании Антон Дерлятка работал в свое время в донецком клубе.

Что ж, на футбольном Донбассе избрали свой путь и вправе его отстаивать и пропагандировать. Тем более, что альтернативы, к сожалению, вообще не предложено. Вадим Рабинович? При таком президенте, да простит меня экс-президент «Арсенала», Премьер-лига рискует стать балаганом.

А что мы получим при Томасе Курте? Швейцарские нейтралитет, пунктуальность и стабильность? Опять-таки – позвольте усомниться. Нет, не в профессиональных качествах самого швейцарца. А в его способности к перезагрузке сознания, к адекватному восприятию нашей действительности в переживаемый ею период развитого кризиса. Герр Курт славно поработал и на УЕФА, и против него. Но в Ньоне за его спиной стояли мощные организационные структуры, и Томасу, образно говоря, оставалось, сидя за пультом, переключать тумблеры и двигать рычажки. В белых перчатках, в условиях практически полной стерильности. У нас же нужно брать в прямом и переносном смысле совковую лопату и разгребать. Если повезет – всего лишь снег. А иногда, пардон, и навоз.

Вполне возможно, при президенте Курте у нас не было бы конфликтов вокруг матчей на неподготовленных стадионах, вокруг назначения судей или задолженности клубов перед игроками. Швейцарец и его команда использовали бы в качестве щита брошюрки законов, которые в цивилизованном мире, как известно, крепче брони. Но тогда наш элитный дивизион пришлось бы слегка урезать – в нем не нашлось бы места ни «Арсеналу», ни ФК «Львов», ни ФК «Харьков», ни «Кривбассу», ни еще нескольким клубам, которые не имеют собственных стадионов, детских школ, нерегулярно платят зарплату и не могут обеспечить безопасность проведения матчей.

Способен ли Томас Курт, лично следивший, чтобы финалы Лиги чемпионов, решающие матчи европейских первенств прошли без сучка и задоринки, закрыть глаза на некоторые наши реалии? Готов ли, после знакомства с бюджетами клубов-миллиардеров, смотреть на свет сквозь дыры в расходных сметах украинских ФК?

Не говорю уже о том – готовы ли сами владельцы наших клубов к тому, что над их детищами будет занесена беспощадная длань? Готовы повиноваться жестким, непопулярным вердиктам в отношении соответствия инфраструктуры, судейских назначений и телевизионных прав? Они – хозяева – объединились под вывеской УФПЛ, чтобы всем было хорошо, уютно и выгодно. Они живут не только по нашим, но и по своим законам, где честное слово подчас важнее мокрой печати. И пускать в этот круг чужака, уверен, готовы далеко не все.

Значит, герр Курт рискует оказаться втянутым в очередной «конфликт интересов», и в его контракте это не пропишешь. И вот так, сразу, в курс швейцарского мессию не введешь. Ни в том, что касается наличия в нашем футболе определенных кланов, ни в тонкости взаимоотношений ведущих клубов со сборными страны, ни в другие хитросплетения. Глядишь – рафинированный европейский интеллигент до истерики дойдет и, подобно своему «тезке» Кобейну, в петлю полезет. А нам жертв – не надо. Футбол – против насилия, расизма и ксенофобии.

Есть, правда, у кандидатуры Томаса Курта один большущий плюс. На чужеземца, в случае чего, можно будет навесить всех собак за провал миссии превращения УФПЛ в раскрученный бренд и прибыльное предприятие. И – выслать из страны! Его опыт будет другим наукой...

А, может, поступить, как в ООН? Пусть каждый из участников Премьер-лиги председательствует в ней в течение некоторого времени, обладая формальным правом подписи, которая заверит коллегиальные решения общего собрания. И все будут довольны.