Єврo-2012

Міста

Дорожный вопрос Донецка

Александр КРУЖКОВ, Юрий ЮРИС, «СЭ» Узенькая лента асфальта не первой свежести, на которой едва разъезжаются встречные машины, заставила вспомнить о… Бернде Шустере. Нынешний тренер «Реала» пять лет назад работал в «Шахтере» и поначалу искренне удивлялся, почему донецкая команда на матчи чемпионата Украины добирается исключительно самолетом...

football.sport.com.ua

2007-07-16 13:00

В том числе в соседние города, до которых около двухсот пятидесяти километров. Возможно, в Шустере взыграла  природная немецкая бережливость. «Когда я играл в «Барселоне», мы проводили в автобусах по пять-шесть часов – и это воспринималось как должное, – говорил он. – Даже такой звездой, как Марадона. По-моему, «Шахтер» в этом смысле ведет себя слишком расточительно».

Этот вопрос не давал покоя Шустеру ровно до того момента, пока он сам не сел за руль клубного БМВ и не рванул в Днепропетровск на просмотр матча «Днепра» с «Динамо». Пять сотен километров туда и обратно по уже упомянутой нами разбитой асфальтовой узкоколейке были, как рассказывал потом немец, худшим приключением в его жизни. «Теперь понимаю, почему «Шахтер» не признает другого вида транспорта, кроме самолета», – проворчал Шустер, угнетенный количеством ям на украинских дорогах.

С тех пор они точно лучше не стали. Что при подготовке к чемпионату Европы-2012 окажется, пожалуй, ключевой проблемой для Украины. Защитник «Шахтера» и сборной Польши Мариуш Левандовски, для которого тема Euro-2012 особенно близка, подтвердил нашу догадку.

– По части создания новых футбольных арен Украина опережает Польшу, а вот с дорогами здесь прямо беда, – вздохнул Левандовски. – Я знаю, о чем говорю. От Донецка до моего дома под Вроцлавом две с лишним тысячи километров. Меня бы сочли сумасшедшим, если бы рискнул преодолеть это расстояние на машине. Впрочем, никакой автобан между самым западным городом Euro-2012 – Гданьском и самым восточным – Донецком не решит проблемы. Представьте, что сборная, игравшая групповой турнир в Гданьске, на плей-офф должна будет ехать в Донецк. Как отправиться следом за ней болельщикам? Только самолетом. Пока же Донецк не имеет воздушного сообщения с Польшей, и до дома мне приходится тащиться на перекладных. Сначала лечу в Киев, оттуда – в Варшаву...

Левандовски прав. Если в Польше новые стадионы сегодня существуют лишь на бумаге, то по крайней мере в двух украинских городах они уже становятся явью. В Днепропетровске первый матч надеются сыграть в этом году, в Донецке – в следующем.

КОБЗОН «ШАГАЕТ» К СТАДИОНУ Есть два способа увидеть, как рождается донецкий стадион. Можно, не выходя из своей квартиры, включить интернет и не дремлющим оком веб-камеры на официальном сайте «Шахтера» понаблюдать за стройкой. А можно пройти по главной улице Донецка мимо бронзового Сергея Бубки, установленного перед входом на стадион «Олимпийский». Дальше взять за ориентир памятник другой знаменитости, родившейся в этих краях, – Иосифу Кобзону, который «шагает» по направлению к новой арене. Еще триста метров – и проходная на стройку.

Размах впечатляет. Один 600-тонный кран чего стоит! В мире таких единицы. Они путешествуют по странам и континентам, выполняя самые трудоемкие монтажные операции.

Панорама строительства отлично просматривается и с десятого этажа гостиницы «Шахтер», где разместился офис Владимира Ковалевского – генерального директора компании ООО «Стадион «Шахтер», специально созданной для контроля над строителями турецкой фирмы Еnка. Напротив стола хозяина кабинета висит компьютерное изображение «летающей тарелки». Внизу подпись: «Стадион, который мы строим для вас». Это то, что в итоге должно получиться через год. Ковалевский настолько привык к нашествию репортеров и поднаторел в общении с ними, что даже не стал дожидаться наших вопросов.

– Кто из журналистов ни придет – обязательно подавай ему какую-то байку. А что может быть смешного на стройке? Ну, споткнулся о корыто, упал в раствор, каска в одну сторону, голова – в другую. Кому-то весело, а мне – не очень. Это ж несчастный случай на производстве! После которого работы нужно остановить, провести с каждым внеочередной инструктаж по технике безопасности. И что тут забавного?

Объяснили Ковалевскому, что не ради забавы оторвали его от дела. Все-таки не каждый день выпадает возможность побывать на строительстве пятизвездочной футбольной арены.

– Не пятизвездочной, а элитной, – сразу поправил гендиректор. – Так теперь называются по классификации УЕФА стадионы подобного класса. Основные их критерии таковы. Вместимость не менее 50 тысяч, раздевалки для игроков – не меньше 112 квадратных метров, комнаты допинг-контроля – минимум 18 квадратных метров, освещение- 1600 люкс, отдельный выход с арены для судей... В Европе сейчас 22 элитных стадиона. Наш будет 23-м.

В чем его уникальность? – Двух одинаковых стадионов не бывает. Все они созданы по индивидуальным проектам. Наши изюминки – полностью остекленный фасад и огромный – 47 тысяч квадратных метров! – козырек над трибунами. Мы отказались от привычных вантовых растяжек и решили повесить всю конструкцию на опорах с большими пролетами. Ночью арена будет подсвечиваться, создавая  эффект  «парения» над землей.

АГРОНОМА ВЫПИСАЛИ ИЗ АНГЛИИ Грош цена, впрочем, всем этим инженерным и дизайнерским фантазиям, если на суперстадионе возникнут такие же нелады с травяным газоном, как, например, когда-то в Лужниках, входящих в число 22 элитных арен Европы.

– Нам тоже трудностей не избежать, – кивнул Ковалевский. – Но лучше учиться на чужих ошибках. Поэтому и пригласили англичанина Мэта Фроста, одного из самых известных футбольных агрономов в мире. Его услугами пользовались все стадионы, на которых в последние годы проходили чемпионаты мира и Олимпийские игры. У нас Фрост сам подбирает траву, ищет подрядчика. После того как поле будет готово, он еще год по контракту станет за ним ухаживать и обучать местных специалистов.

Это избавит вас от необходимости часто менять газон? – Перед Фростом поставили конкретную задачу – сделать травяное покрытие с запасом прочности на 4-5 лет. Англичанин принял наши условия. Он, конечно, дорогой консультант. Зато гарантирует нам спокойную жизнь. Весной мы с ним побывали на стадионах в России – на «Петровском» и «Локомотиве». Фрост был поражен там низким качеством полей: «В Англии на таких газонах запретили бы проводить матчи премьер-лиги». Кстати, как и в Черкизове, мы собираемся прошить дерн синтетическими волокнами.

 Говорят, вам не удастся уложиться в первоначальную смету расходов, равную 250 миллионам долларов... – Мне об этом ничего не известно. В контракте записано: 185 миллионов на собственно чашу и 65 миллионов – на все остальное. Проектирование, парковки, ландшафтный дизайн... Хотя понятно, что со временем все дорожает. Скажем, португальский «Да Луш» обошелся в 220 миллионов долларов, немецкая «Алльянц Арена» – в 340. А долгострой на «Уэмбли» вместо 600 миллионов потянул аж на миллиард! Правда, в голове не укладывается, как такие деньжищи можно потратить на стадион? Может, там унитазы из золота?

Во многом благодаря ударной стройке в парке имени Ленинского комсомола Донецк обрел статус наиболее преуспевающего города Euro-2012. Но чудо-стадион, которому отдан полуфинал чемпионата Европы, – далеко не все, что предстоит сделать в ближайшие пять лет. По счастливому стечению обстоятельств за год до того, как был выигран конкурс в Кардиффе, Донецкая область получила право на проведение юниорского ЧЕ-2009.

Масштабы, разумеется, несопоставимы, но открывается перспектива обкатать на практике домашние заготовки к Euro-2012. В этом нас убеждал первый заместитель губернатора Донецкой области Сергеи Дергунов. – Мы объединили оба проекта, которые поручены одним и тем же людям, – сказал он. – Уже идет строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту. Повысилось качество дорог – и вовсе не потому, что была теплая зима, как полагают некоторые. К 2009 году будут частично реконструированы студенческие общежития – превратятся в недорогие отели. Под гостиницы 4 – 5-звездного уровня  выделены участки. Отвод земли, между прочим, самая утомительная процедура, которая растягивается на долгие месяцы. Бюрократы кругом! Что до стадионов в Донецке и Мариуполе, где состоятся матчи первенства Европы среди юниоров, то они практически готовы. А главную нынче донецкую арену – РСК «Олимпийский», на которой играет «Шахтер», – ожидают серьезные изменения.  Появится козырек над трибунами, и до 30 тысяч возрастет их вместимость. Таким образом убьем сразу двух зайцев. Для ЧЕ-2009 «Олимпийский» станет основным стадионом, для Euro-2012 – тренировочным.

ONE TEAM, ONE GOAL  WE ARE READY Памятник Сергею Бубке воздвигли неспроста именно возле «Олимпийского». Здесь он тренировался много лет, а когда стал видным спортивным чиновником – членом исполкома МОК и совета ИААФ, употребил все свое влияние, чтобы стадион преобразился и обрел респектабельный вид. Достаточно сказать, что в судьбе арены принимали участие Хуан Антонио Самаранч и Ламин Диак, бывший президент МОК и нынешний глава ИААФ.

Бубка был единственным представителем Донецка в делегации, которая добывала для Украины и Польши Euro-2012 в Кардиффе. Не пообщаться с ним мы не имели права. Сергей Назарович в этот момент находился в Чехии на юношеском чемпионате мира по легкой атлетике. Пришлось воспользоваться мобильным.

– Никогда не забуду необыкновенные ощущения, пережитые в Кардиффе 18 апреля, – охотно предался воспоминаниям Бубка. – Уже на репетиции представления нашей заявки я понял, что она окажется вне конкуренции. Почему? Такой представительной делегации, как наша, и близко не было у соперников: Андрей Шевченко, Виталий Кличко, Олег Блохин, Ирена Шевиньска, ваш покорный слуга. Мы чувствовали себя до того сплоченной командой, что могли убедить кого угодно в преимуществе нашей заявки. Сценарий был продуман до мелочей, однако в концовке, как мне казалось, не хватало эмоционального всплеска. Яркой финальной точки. И у меня неожиданно сложился слоган, который понравился всем. По-английски он звучал так: «One team, one goal – we are ready!» Мы действительно были одной командой, действительно стремились к общей цели – и действительно были готовы ее достичь!

С того памятного дня прошло три месяца. Не считаете, что эйфория несколько затянулась? – Считаю. Пора заканчивать разговоры и приступать к конкретным делам. Это касается и государства в целом, и городов, которым выпало принимать чемпионат, и инвесторов, желающих вкладывать деньги.

Проблемы вашего родного Донецка чем-то отличаются от общенациональных? – Со  стадионом  никаких сложностей не вижу. В этом плане некоторым городам стоит взять пример с Донецка. Если говорить об инфраструктуре – дорогах, отелях, вокзалах, то здесь ускориться обязаны все. Игра стоит свеч еще и потому, что Украина получила уникальный шанс всего за пятилетку уйти вперед на 20 – 30 лет.

Кому, на ваш взгляд, тяжелее – Сочи с его Олимпиадой или Украине с Euro-2012? – Нам. Во-первых, срок подготовки на два года короче. Во-вторых, смущает нестабильная политическая обстановка в стране.

ОНОПКО НЕ УЗНАЛ ДОНЕЦК Другую донецкую знаменитость – известного в прошлом защитника «Шахтера», киевского «Динамо» и сборной Советского Союза Виктора Звягинцева мы застали на рабочем месте. В кабинете президента городской федерации футбола, которой он руководит, параллельно работая инспектором ФФУ на матчах чемпионата Украины. По совместительству Виктор Александрович еще и тесть Виктора Онопко.

– Виктор год не был в Донецке, а недавно приехал – и не узнал город, – поведал Звягинцев. – Ходил по улицам, изумлялся: «Как все изменилось! Столько красивых  зданий». «Подожди, – говорю ему, – ближе к Euro-2012 вообще все преобразится».

Если предсказание Звягинцева сбудется, то причастность к этому сполна ощутит мэр Донецка Александр Лукьянченко. Уважаемый мэр верит роли личности в футбольной истории своего города и всей Украины – и попробуйте сказать, что он не прав...

– Донецку повезло больше, чем другим городам, – у нас есть Ахметов, – говорит Лукьянченко. – Наверное, он был бы вправе распорядиться собственными деньгами иначе, но Ринат Леонидович решил сделать землякам роскошный подарок – новый стадион. Знали бы вы, через какие препятствия нам пришлось пройти. Генеральная прокуратура четыре раза выносила протест по поводу выделения земельного участка под строительство арены. И всякий раз сессия городского совета стопроцентным, подчеркиваю, голосованием преодолевала этот протест.

 Опыт Донецка может быть полезен для остальных городов? – Вполне. Но надо браться за свои стадионы немедленно, без раскачки. Спросите у того же Ахметова, сколько лет ему понадобилось, чтобы приступить к реализации задуманного, сколько согласований пришлось пройти – от проекта до поиска подрядчика. Когда слышу, что завтра в Киеве появится современный стадион, – это, извините, профанация. Как и разговоры во Львове, что вот, дескать, придут немцы и быстренько  возведут новую арену. А что этим немцам могут предложить взамен?

 Нам известно, что под строительство стадиона  во Львове планируют выделить 25 гектаров земли, еще 17 – отойдут инвесторам. – Предположим, он будет не столь шикарный, как наш, и обойдется Львову примерно в 150 миллионов долларов. Но чем надо заниматься, чтобы «отбить» такую сумму всего на 17 гектарах?! Это же не дом и не гостиница, которые окупаются с первого дня.

Вы хорошо знакомы с мэрами городов Украины и Польши, принимающих Euro-2012? – Мой коллега из Варшавы предложил всем нам встретиться в сентябре. Важнейший вопрос – транспорт и дороги. Я уже беседовал с мэрами Львова, Днепропетровска, Харькова. Мы пришли к единому мнению: чтобы подготовка к чемпионату Европы прошла без сучка и задоринки, в городском бюджете должно оставаться не менее 50 процентов средств, которые зарабатываем на своих территориях. Это вдвое больше, чем остается, допустим, в Донецке сейчас. Тогда мы сами закупим трамваи и автобусы, проведем реконструкцию городских магистралей.

В Польше уже назначен вице-премьер,  который  полностью сосредоточился на подготовке к Euro-2012. Нужен такой человек Украине? – Да! Просто необходим. Он должен жить на колесах и хотя бы раз в месяц бывать в тех регионах, где пройдет чемпионат. Только до конца сентября, пока не пройдут внеочередные выборы в Верховную раду, боюсь, ничего не изменится. К сожалению.

ВРЕМЯ ПОДЖИМАЕТ – «Футбольный» вице-премьер, конечно, нужен. Но при условии, что все правительство стабильно проработает пять лет. Чего в Украине еще ни разу не случалось за 16 лет независимости, – уточнил глава самой крупной региональной футбольной федерации Борис Колесников. Еще он вице-президент «Шахтера» и депутат Верховной рады. Живет, как сам говорит, в самолете, курсируя между Киевом и Донецком. Чтобы поговорить с корреспондентами «СЭ», Колесников прилетел из столицы Украины в пятницу вечером и прямо из аэропорта направился в «Донбасс Палас».

Первый в Донецке пятизвездочный отель, построенный Ринатом Ахметовым, считается едва ли не самым фешенебельным в Украине. Номера размером с полфутбольного поля, вышколенный персонал, огромные букеты свежих роз каждое утро в холле... В эти дни в гостинице, где проживал один из спецкоров «СЭ», проходил конкурс «Мисс туризм», собравший девушек из 30 стран мира. Когда все они в одно время высыпали в ресторан на завтрак, аппетит пропадал сразу. Хотелось немедленно втянуть живот и меньше всего думать о Euro-2012 и футболе вообще.

С двумя из этих барышень мы разговорились в баре «Донбасс Паласа», куда зашли выпить кофе в ожидании Колесникова. «Мисс Молдова» только от нас узнала, что Украине выпало право провести чемпионат Европы. А вот «Мисс Мали», как ни странно, оказалась в футбольном смысле осведомлена. Но объяснялся секрет просто.

– У меня же мама – украинка, в Киеве живет, – на чистом русском выдала красавица мулатка. – Конечно, я в курсе про Euro-2012! Эх, жаль Бекхэм не приедет. К тому времени он уже, наверное, закончит с футболом.Тут наше общение пришлось прервать, поскольку в холле появился Борис Колесников.

Можно ли назвать Донецк наиболее благополучной на сегодняшний день точкой на карте Euro-2012? – спросили мы у него. – Наверное. И прежде всего благодаря «Шахтеру». Стадион, две первоклассные тренировочные базы. К нефутбольным преимуществам Донецка следует отнести начало строительства новой четырехкилометровой взлетно-посадочной полосы, каких лишь две в СНГ – в московском Шереметьеве и киевском Борисполе. А в остальном мы не хуже и не лучше других. Потому что большинство нерешенных проблем носит общегосударственный характер. Инфраструктура, доставшаяся в наследство от СССР, требует коренного обновления.

Что конкретно имеете в виду? – Дороги и отели. У нас хоть и не такие просторы, как в России, тем не менее от Львова на западе до границы с Ростовской областью на востоке – почти полторы тысячи километров. Всего, как подсчитано специалистами, предстоит построить три тысячи километров современных шоссе.

 Реально – за пять лет? – Почему нет? Решили же эту задачу в кратчайшие сроки в Китае и Эмиратах. Чем мы   хуже?  Особенно важно объединить хорошими трассами три города-«миллионника» – Харьков, Донецк и Днепропетровск.

С дорогами понятно. А что скажете про гостиницы? – Тут пока нет единого мнения. Помимо матчей группового турнира в Донецке пройдут четвертьфинал и полуфинал Euro-2012. Это значит, что туристы задержатся у нас дольше, чем где бы то ни было, за исключением Киева. Донецк получит несколько гостиниц уровня 4-5 звезд. Но в основном востребованы будут более доступные отели. Пока не ясно, что целесообразнее: либо отстроить новый микрорайон на манер олимпийской деревни, а квартиры позже продать, либо превратить в 2-звездные гостиницы студенческие общежития. Или найти золотую середину – параллельно заниматься и тем, и другим. Мы должны учитывать, что в Донецк может пожаловать множество болельщиков из России, до границы ведь меньше ста километров. А если российской сборной будет суждено здесь сыграть – представляю, какое нас ожидает нашествие туристов! – У вас есть уверенность, что восточный форпост Euro-2012 Донецк, как и вся Украина, успеет достойно подготовиться к чемпионату Европы? – Уверенность есть. Главное, чтобы она не переросла в самоуверенность. Время-то поджимает. К концу сентября хотелось бы иметь полную ясность с проектами общенационального уровня. Нельзя полагаться на авось. Иначе навсегда похороним международный имидж Украины.

Вы не последний человек в украинской политике. Насколько могут отвлечь страну от Euro-2012 предстоящие парламентские выборы? – Ситуация в обществе энтузиазма не добавляет. Однако выборы 30 сентября закончатся, и почти пять лет на подготовку мы все равно получим. Да и привыкли мы уже жить в условиях политической нестабильности, не обращая на это внимания.

.. .Три тысячи километров новых дорог, упомянутых Колесниковым, – это в десять раз больше, чем путь от Днепропетровска до Донецка, который в свое время отнял столько душевных сил у бедолаги Шустера. Пройдет пять лет. Поседевший Шустер доедет до этих мест, забывшись, сядет за руль. И не вспомнит дорожный кошмар прошлого, такого недавнего. За это тоже спасибо Euro-2012.

www.football.sport.com.ua