Єврo-2012

Міста

ЕВРО: городские «легенды». Часть I

Алексей ПУТЕВОЙ, «ПРЕССИНГ» Несмотря на финансовый кризис, Украина продолжает подготовку к Евро-2012. Наши читатели имеют возможность еженедельно знакомиться с ходом реконструкции главной арены страны – НСК «Олимпийский», а с сегодняшнего дня «Прессинг» берется за мониторинг подготовки городов, претендующих на проведение матчей Турнира.

pressing.net.ua

2009-01-31 06:00

В наших планах в течение каждых двух недель подготовка и издание материала, в котором мы попытаемся предоставить на ваш суд информацию по подготовке объектов в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове. Критерии мы выбрали следующие: стадион, аэропорт, инфраструктура, гостиницы и транспорт.

По каждому пункту коллектив редакции выставит оценку по 10-бальной шкале, а в дальнейшем, в зависимости от выполнения или невыполнения городами тех или иных пунктов программы подготовки к Евро, оценки будут корректироваться в большую или меньшую сторону. На данном этапе баллы выставлены без объяснений – как базовые. А вот в дальнейшем по каждой оценке автор будет давать разъяснения, почему, например, здесь прибавили зачетные пункты, а в другой категории отняли.

В последующих отчетах по каждому городу мы будем выставлять средний балл, который, в итоге, приблизит или удалит претендентов от заветной цели – принять у себя матчи финальной части Евро-2012.

Естественно, наше мнение является сугубо субъективным, но, тем не менее, все же может дать определенную пищу для размышлений. Во всяком случае, кое-какую информацию вы, уважаемые читатели, наверняка почерпнете, а если захотите ее дополнить – милости просим, оставляйте свои комментарии. Итак, запускаем «пробный шар». КИЕВ

СТАДИОН. Оценка – 4 Строительно-монтажные работы на НСК «Олимпийский» начались 1 декабря 2008 года.

Генеральный проектировщик НСК немецкое архитектурное бюро GMP von Gerkan, Marg und Partner, проанализировав восемь вариантов для достижения максимальной вместимости стадиона, избрал проект, в соответствии с которым так называемая чистая вместимость главной арены к Евро-2012 составит 63 467 зрителей (полная – 69 423 зрителей).

Министерство по делам семьи, молодежи и спорта оценивает стоимость реконструкции в 2,114 миллиарда гривен.

Детально ознакомиться с ходом реконструкции «Олимпийского» вы можете по еженедельным фотоотчетам на нашем сайте: Хроники НСК

АЭРОПОРТ. Оценка – 5 Реконструкция «Борисполя» продвигается намного успешнее, чем аэропортов других городов Украины. В прошлом году независимая экспертиза весьма негативно оценила сервис аэропорта. Среди основных недостатков числились отсутствие необходимого количества парковочных мест и скопление пассажиров в терминалах. В целях расширения пропускной способности «Борисполя» началось строительство терминала D. Его возведением будет заниматься турецкая компания «Догуш Иншаат» на кредитные средства от Японского банка реконструкции и развития ($167 млн.) и собственные финансы аэропорта ($210 млн.). Предполагается, что за 26 месяцев новый четырехэтажный терминал будет готов. Он займет площадь 95 кв. м со стоянкой для 21 самолета и сможет пропускать до 10 млн. пассажиров в год. По сути, это будет еще один аэропорт.

На данный момент также ведется реконструкция терминала С, расширение парковки на 146 мест. Будут организовываться новые стояночные места, для чего придется пожертвовать зеленой зоной. Кроме того, в 2009-10 гг. предусматривается полная реконструкция центрального перрона и строительство дополнительных стоянок для самолетов, в 2010-12 гг. – реконструкция летной зоны №2 для обслуживания всех типов самолетов. Также запланировано возведение терминала Е площадью 60 тыс. кв. м.

Кроме того, концепция предусматривает развитие инфраструктуры самого города Борисполь: строительство двух гостиниц на 3 и 4 звезды (2008-10), паркингов (2008-2010), офисного комплекса и Торгово-развлекательного центра «Аэропорт-Плаза» (2008-11). Объекты построят по обеим сторонам дороги, ведущей к аэропорту, а саму трассу расширят до 4 полос в каждом направлении.

В столице резервным аэропортом станет «Киев». В ноябре прошлого года правительство утвердило проект его реконструкции общей стоимостью более 131 млн. грн. Согласно последней информации, в аэропорту уже полностью готов новый аэродромный комплекс, на завершающем этапе находится реконструкция взлетно-посадочной полосы.

ИНФРАСТРУКТУРА. Оценка – 7 Для участников Евро-2012 Киев гарантирует наличие четырех современных футбольных тренировочных центров: база ФК «Динамо» в столице и Конча-Заспе, спортивный комплекс имени Виктора Банникова, а также база команды «Оболонь». Еще пять учебно-тренировочные баз будут построены в Киевской области. Близка к 100%-й готовности база в селе Счастливое. Другие комплексы появятся в Бородянке, Броварах, Ирпене и Боярке.

Местом дислокации национальной сборной Украины должен стать Национальный олимпийский центр подготовки игровых видов спорта в селе Гореничи Киево-Святошинского района. Кроме футбольной инфраструктуры он будет включать в себя также Национальный антидопинговый центр и центр спортивной медицины. Однако, на сегодняшний день, строительство еще не начиналось – задержка из-за передачи военного городка №1, расположенного на территории будущего комплекса, Министерством обороны в сферу управления Министерства по делам семьи, молодежи и спорта.

ГОСТИНИЦЫ. Оценка – 6 По нормативам УЕФА Киеву необходимо иметь 3920 номеров в пятизвездочных отелях, 4250 номеров – в четырехзвездочных и 400 – в отелях с тремя звездами. У столицы же нынче существенный дефицит в местах размещения двух высших категорий. Так, на сегодня 122 киевские гостиницы имеют следующие показатели: 5 звезд – 661 номер, 4 звезды – 1204 номера, 3 звезды – 3234 номера, 1 и 2 звезды – 1941 номер.

Сейчас ведется строительство еще 55 отелей, что, в принципе, не так и много. Поэтому для размещения болельщиков во время проведения чемпионата Европы планируется использование общежитий учебных заведений (вместимость которых составляет 76 642 места) и территории Международного молодежного центра на Трухановом острове, где существует возможность построить 15 000 мест. Кроме того, рассматриваются варианты использования теплоходов, способных вместить около тысячи гостей, и мест в санаторно-курортных заведениях. На бумаге программа размещения туристов уже выполнена. Посмотрим, как все будет на деле...

ТРАНСПОРТ. Оценка – 4 По предварительным прогнозам стоимость подготовки Киева к проведению чемпионата составит более чем 51 млрд грн. Наибольшая доля расходов приходится на транспортную инфраструктуру – 44%, коммунальное хозяйство и объекты размещение – 41%. Остальные средства предусмотрены на организацию досуга – 1,21%, медицинскую сферу – 3,43%, спортивную инфраструктуру – 3,1%, энергетику – 5,48%, безопасность и правопорядок – 1,36% и информационную инфраструктуру – 0,23%.

В 2008 году на выполнения ремонтных работ на дорогах столицы было выделено более 100 млн. грн. В Голосеевском районе выполняется реконструкция Московской площади. Ведутся ремонтные работы транспортной развязки на пересечении Днепровской набережной и проспекта Воссоединения, транспортной развязки на пересечении ул. Щусева с ул. Тираспольской возле станции метро «Сырец», путепровода на просп. Академика Палладина, моста через Русановский канал. Завершен капитальный ремонт на улицах Тарасовской, Лысенко и Богдана Хмельницкого.

Ожидают преобразования и Вокзальную площадь. Масштабным проектом ее реконструкции, в частности, предусмотрено открыть второй выход со станции метро «Вокзальная», построить огромные подземные паркинги и другие крупные объекты. Однако, учитывая сложность работ, возникают сомнения в том, удастся ли завершить реконструкцию киевского вокзала к Евро-2012.

Может появиться в столице и речной транспорт. В целом город планирует запустить более чем десяток переправ: первая появится на Русановке. Она будет перевозить киевлян в Гидропарк и обратно. По словам депутатов горсовета, таким способом они смогут частично разгрузить киевские мосты.

В планах и строительство большой кольцевой дороги стоимостью, по данным проектного института «Укрдопродор», около 20 млрд. грн. Первая часть дороги – 149 км – будет построена к Евро-2012. Киевские власти также прорабатывают вопрос создания терминалов вокруг столицы для обслуживания большегрузных автомобилей, что позволит не допускать транзитный транспорт в город, а обрабатывать грузы на подходах.

ЛЬВОВ

СТАДИОН. Оценка – 2 Официальной датой начала работ по строительству новой арены можно считать 12 ноября 2008 года, когда был подписан договор между львовским горсоветом и новым генподрядчиком – мариупольской компанией «Азовинтекс». Уже на следующий день начался подготовительный этап – на стройплощадку прибыли 60 единиц техники и 100 рабочих, началась установка ограждения, строительного городка, а также снятие плодородного слоя земли, который в будущем будет использован для парковой зоны вокруг стадиона. Впрочем, во время работ, на месте будущей арены, специальное пиротехническое подразделение МЧС обнаружило целый арсенал боеприпасов времен Второй мировой войны – 17 минометных мин, 14 артиллерийских снарядов разного диаметра и 29 подрывных устройств. Это обстоятельство задержало проведение первого этапа работ.

20 января начался второй этап – закладка фундамента, которая займет около четырех месяцев. В принципе, пока что это те же подготовительные работы, но в несколько большем масштабе – рытье котлована для фундамента, установка строительных кранов. Сейчас на объекте ударно трудятся свыше 120 рабочих в три смены, а летом, в пиковый период, будут задействовано более полутора тысяч строителей.

Несмотря на то, что возведение арены началось почти на полгода позже, чем планировалось, срок его сдачи остается неизменным – конец 2010 года.

АЭРОПОРТ. Оценка – 1 Если в ситуации со строительством стадиона «лед тронулся», то нынешняя ситуация с реконструкцией аэропорта вызывает беспокойство. 1 декабря 2008 года голландская компания «Тебодин Украина» выиграла конкурс на разработку проекта строительства терминала. В течение полугода победитель обязан предоставить проект за что получит более 6,9 млн. грн. Напомним, что местные власти намерены построить новый терминал для гостей Евро, который планируется возводить за средства частных инвесторов, украинских или зарубежных. 10 марта будет объявлен международный конкурс на привлечение инвестора для финансирования этого проекта. Его ориентировочная сметная стоимость составляет около $100 млн.

В свою очередь, «Госстройэкспетиза» уже сделала окончательные выводы по проекту реконструкции взлетно-посадочной полосы Львовского аэропорта. Сейчас эти выводы, как и сам проект, лежат на рассмотрении соответствующими профильными министерствами Кабмина.

А буквально вчера, львовская областная администрация выделила земельный участок в 11,8 га для удлинения взлетно-посадочной полосы.

ИНФРАСТРУКТУРА. Оценка – 1 Еще одно «слабое звено» в подготовке города к Евро-2012 – отсутствие пяти тренировочных баз, которые Львов должен обеспечить согласно требованиям УЕФА. Комиссия Кабмина ознакомилась, как продвигается подготовка каждой базы и выявила отставания от графика на 1-2 месяца. Так, работы по реконструкции на стадионе «Скиф», который вместе с аренами «Сокол», «Юность» и «Украина» претендуют на прием команд, на сегодняшний день приостановлены. Городские депутаты не согласны с вырубкой почти сотни деревьев ценных пород ради будущего спортивного комплекса. Впрочем, кроме объектов, которые восстановят, запланировано построить две новые пригородные тренировочные базы в Дублянах и Пустомитах.

ГОСТИНИЦЫ. Оценка – 5 До наступления кризиса Львов лидировал по строительству новых гостиниц среди городов-кандидатов на проведение матчей Евро. Однако, теперь инвесторы, за счет которых планировалось осуществлять строительство и реконструкцию отелей, не горят желанием вкладывать деньги в этот бизнес. На данный момент ведутся работы на 10 объектах, предназначенных для размещения гостей чемпионата. Согласно плану подготовки во Львове и области необходимо построить 27 новых гостиниц с 3 345 номерами.

ТРАНСПОРТ. Оценка – 5 В ближайшее время вместе с голландскими специалистами из Голландии будет проведена окончательная экспертиза касательно необходимости строительства евроколеи от польской границы до Львова, а также реконструкции привокзальной площади.

ХАРЬКОВ СТАДИОН. Оценка – 7 Реконструкция на стадионе «Металлист» не останавливается ни на секунду. Параллельно с заключительными работами по установке металлоконструкций под новую крышу на Восточной трибуне, можно воочию наблюдать демонтаж старой кровли и монтаж металлоконструкций под новую на Западной трибуне. В марте, когда их смонтируют, будут подключены прожектора на Востоке и Западе. После этого произведут демонтаж старых осветительных мачт.

Одновременно начнется сборка металлоконструкций на Северной трибуне и демонтаж старых. Работы на этой трибуне завершатся в середине июля, а в ноябре полностью закончится монтаж металлоконструкций с пятиэтажной встроенной пристройкой со стороны Западной трибуны, где расположатся VIP-ложы и раздевалки для игроков в подвальном помещении. Таким образом, стадион предполагается полностью привести в порядок и сдать в эксплуатацию уже в декабре нынешнего года.

АЭРОПОРТ. Оценка – 2 В марте 2008-го исполком Харьковского горсовета передал ООО «Нью Системс АМ», входящей в группу DCH Александра Ярославского, имущественный комплекс коммунального предприятия «МА «Харьков» в долгосрочную аренду, на 49 лет. Инвестор должен вложить в реконструкцию аэропорта $119 млн.

Предполагается реконструировать взлетно-посадочную полосу с удлинением в оба конца на 250 м, перроны, места стоянок, рулежные дорожки с увеличением площади и упрочнением, что даст возможность принимать тяжелые самолеты. Новый пассажирский терминал площадью 14 тыс. кв. м, который сейчас закладывается, предполагается построить до 2011 года.

Пропускная способность аэропорта будет увеличена за счет нового терминала, строительство которого уже идет. Во время чемпионата воздушные ворота города смогут принимать 2 150 человек в час. На реализацию проекта уйдут 249 млн. гривен бюджетных средств, а также 493 млн. гривен средств инвестора.

Сегодня осуществляется строительство котлована для нового терминала, а весной начнется возведения стен нового объекта.

ИНФРАСТРУКТУРА. Оценка – 4 Планируется предоставить участникам финальной стадии Евро-2012 следующие тренировочные поля: на стадионе «Динамо», учебно-тренировочных базах ФК «Металлист» и ФК «Харьков» (обе в поселке Высокий), а также на строящейся футбольной академии «Металлиста».

ГОСТИНИЦЫ. Оценка – 2 Одна из главных проблем Харькова. Согласно требованиям УЕФА, Харьков до 2012 года должен иметь 1927 номеров в пятизвездочных гостиницах, 1135 номеров в четырехзвездочных гостиницах, не говоря уже о номерах в отелях класса три звезды. В реконструкцию отелей уже вложено более 100 млн. гривен.

Первая новая гостиница уже сдана - четырехзвездочный отель европейского уровня «Виктория». Каждый из 28 номеров гостиницы оснащен кондиционером, причем для каждой комнаты в номере – отдельно, предоставляются Wi-Fi и проводной Интернет, спутниковое телевидение, выход на международную телефонную линию. Также началось строительство гостиницы «Місто», владельцы которой уже инвестировали в этот проект 50 млн. гривен.

Для приема «неприхотливых» гостей под Евро в Харькове решено предоставить восемь вузовских общежитий. В бюджете заложено их соответствующее финансирование.

ТРАНСПОРТ – 4 На реконструкцию автомобильных дорог понадобится 208 миллионов гривен. На приобретение трамваев, на объекты здравоохранения – по 10 миллионов. Более 6 миллионов пойдет на расширение метрополитена.

Касательно метро: планируется построить новое депо и сразу шесть новых станций – две в сторону Алексеевки и четыре – в сторону аэропорта. Если планы воплотят, то в день подземка сможет перевозить дополнительно 600 тыс.пассажиров (сейчас – около 900 тыс.). На эти цели необходимо отыскать несколько миллиардов гривен. С учетом денег, которые можно будет получить из Стабилизационного фонда Украины, дефицит пока составляет 2,6 млрд. грн.

Информацию по Днепропетровску, Донецку и Одессе читайте завтра

www.pressing.net.ua