Єврo-2012

Міста

Кабмин доработал Программу Евро

Komitet12.org.ua Кабмин доработал Государственную целевую Программу подготовки к Евро-2012. Как и ожидалось, в финальном варианте основное бюджетное финансирование подготовки страны к континентальному первенству распределено на четыре региона, претендующих на проведение ЧЕ. Днепропетровск и Одесса оказались вне внимания документа.

komitet12.org.ua

2009-06-02 13:00

Следующим шагом, которого ждут от правительства города-кандидаты, является своевременное выделение запланированных средств. И прежде всего, регионам необходимы бюджетные транши, предназначенные для работ на ключевых объектах Евро-2012: стадионы, аэропорты и тренировочные базы. Ведь именно эти проекты станут критериальными для функционеров УЕФА в ноябре.

 

КИЕВ

Столице для подготовки основных объектов необходимо 3901 млн. грн., в том числе и 1422,7 млн. грн. – в 2009 году. Самые существенные затраты – 2415 млн. грн. – связаны с реконструкцией НСК «Олимпийский» и созданием инфраструктуры объекта (т.н. функциональные зоны).

Для подготовки аэропортов города необходимо выделить 908,5 млн. грн. Здесь ситуация более-менее стабильная, так как работы в том же «Борисполе» частично финансируются за счет кредитных средств (От Японского банка международного сотрудничества – JBIC). Что же касается аэропорта «Жуляны», то, согласно Госпрограмме, все работы должны быть завершены до конца текущего года, для чего необходимо выделить 112,8 млн. грн., в том числе и 3,5 млн. грн. из столичного бюджета.

Приведение в надлежащее состояние тренировочных баз обойдется государственной казне в 578 млн. грн. На эти средства планируется реконструировать Олимпийский учебно-спортивный центр на Столичном шоссе, стадион Национального университета налоговой службы и национальный олимпийский центр в Гореничах. Однако основной объем инвестиций в эти объекты придется на 2010 год.

 

ДОНЕЦК

Ситуация в столице Донбасса неоднозначна. С одной стороны, нет необходимости в бюджетных ассигнованиях для подготовки стадиона (он полностью был профинансирован частными инвесторами). Почти аналогичная ситуация с тренировочными базами, где основной объем затрат также лег на плечи частного инвестора. Из бюджета (да и то из местного) необходимо выделить только 5,5 млн. грн. на реконструкцию базы «Олимпик», причем включая 4 млн. грн., которые уже были выделены в минувшем году.

А вот аэропорт является настоящей «черной дырой» Донецка, засасывающей бюджетные средства. Изначально проблемы начались, когда проектанты аэродромной части решили создать ВПП длиною в 4 км при реальной потребности в 3 км. В результате полоса получилась практически «золотой», так как на нее уходит из бюджета более 1,8 млрд. грн. А теперь гигантомания донетчан может привести к нехватке средств для прочих работ в аэропорту.

Да и по поводу аэровокзала у экспертов возникают вопросы. Дело в том, что согласно госпрограмме, расходы на его строительство должны составить 305 млн. грн. (с учетом мастер-плана, бизнес-плана, паркингов и прочих объектов инфраструктуры – 370 млн. грн.) Однако, по расчетам аналитиков, смета проекта более, чем в два раза превышает обозначенную. Они исходят из того, что площадь терминала, необходимого для Донецка, должна составлять не менее 30 тыс. кв. м. Минимальная стоимость создания комплекса такого уровня – не менее 2,5 тыс. грн. за 1 кв. м. Соответственно, терминал обойдется не дешевле 750 млн. грн.

А с учетом необходимого оборудования его стоимость и вовсе может превысить 1 млрд. грн. таким образом, уже сейчас можно констатировать, что в Госпрограмму заложен скрытый дефицит средств по Донецку. Как минимум, он составляет 445 млн. грн. Поэтому гордость донетчан за самодостаточность в отношении стадиона вполне может вскоре изрядно поубавиться в контексте масштабов бюджетных ассигнований на аэропорт.

 

ХАРЬКОВ

В Харькове, к счастью, проблем с аэропортом нет. Александр Ярославский полностью взял на себя ответственность за аэровокзал, проинвестировав строительство нового терминала, реконструкцию старого корпуса, а также гарантировав выделение средств на сооружение временного терминала непосредственно перед Евро-2012. От государства требуется только финансирование реконструкции аэродромной части в объеме 811 млн. грн., из которых почти 190 млн. грн. должны быть выделены в текущем году. Причем уже не является секретом тот факт, что реконструкцию ВПП будут контролировать структуры Ярославского, что, учитывая исполнительность и ответственность бизнесмена, служит дополнительной гарантией того, что объект будет сдан своевременно. После завершения работ аэродром перейдет из коммунальной в государственную собственность. Для Полтавы, которая является вспомогательным аэропортом для Харькова, необходимо 126 млн. грн. бюджетных средств (в т.ч. 13 млн. грн. – из местных бюджетов), однако основная часть этого объема запланирована к освоению на 2010 год.

Реконструкция ОСК «Металлист» должна завершиться до конца текущего года. Основной объем финансирования был осуществлен частным инвестором (тем же Ярославским). Он выполняет свои обязательства, более того, регулярно покрывает те «кассовые разрывы», которые возникают из-за несвоевременности поступлений бюджетной части финансирования реконструкции (389 млн. грн., в том числе 162 млн. грн – из местных бюджетов).

По тренировочным базам вопросов в Харькове нет, так как их строительство и реконструкция также осуществляется за счет частных инвесторов.

 

ЛЬВОВ

Львов, который по всеобщему убеждению буквально вскочил на подножку уже уходящего евровагона, ситуация наиболее интересная. Для строительства стадиона необходимо 670 млн. грн. И когда львовяне уже готовы были опустить руки, так и не найдя инвестора, в дело вмешался Виктор Ющенко, после чего проект прокредитовал «Укрэксимбанк» под залог муниципальных облигаций. Очевидно, что местная власть вряд ли вернет деньги государственному банку, а это означает, что стадион фактически строится за счет налогоплательщиков. Но главное, что деньги все же нашлись и работы на стройплощадке стартовали. По крайней мере, на некоторое время он не будет тянуть средства из государственной казны.

А вот Львовский аэропорт по-прежнему остается проблемой №1. На него необходимо почти 2 млрд. грн. (реконструкция ВПП, оборудование аэродромной части, строительство нового терминала и приведение в порядок старого аэровокзала). Госпрограмма предполагает полное бюджетное финансирование проекта. Радует одно – наиболее крупные транши из государственной казны для львовского аэропорта запланированы на 2010 и 2011 годы.

На фоне таких сумм те 23 млн. грн., которые необходимы для приведения в порядок тренировочных баз, кажутся каплями в море.

 

ИТОГО ПО КЛЮЧЕВЫМ ОБЪЕКТАМ

Государственные инвестиции на подготовку ключевых объектов Евро-2012 в четырех регионах составляют почти 11 млрд. грн. (из них 9 млрд. грн. приходится на госбюджет). Самой дорогой будет подготовка ключевых объектов Киева – почти 4 млрд. грн.; следом идут Львов и Донецк (последний – с учетом скрытого дефицита по терминалу) –  по 2,7 млрд. грн. Дешевле всего государству обойдется Харьков – 1,3 млрд. грн.

В текущем году правительство пообещало выделить из стабфондов 4,3 млрд. грн. Это очень кстати, так как для соблюдения сроков выполнения работ на ключевых объектах, согласно Программе, необходимо 2,7 млрд. грн. средств государственного бюдежта (1,4 – Киеву; 0,3 – Донецку; 0,6 – Львову; 0,5 – Харькову). Столь высокие показатели по Харькову для текущего года связаны с тем, что город на более высоком уровне готовности, а значит, дошел до более дорогостоящих этапов реализации проектов.

Теперь самым важным, как уже отмечалось, является своевременность выделения этих средств. Склонность правительства к «выбросу» бюджетных денег на освоение под конец календарного года известна. Но в случае с Евро-2012 она может стать фатальной ошибкой, ведь все работы необходимо осуществить в сроки. До 30 ноября осталось не так уж и много – ровно полгода...

Госинвестиции в ключевые объекты (стадион-аэропорт-тренировочные базы)

 

Город

Совокупное госфинансирование (реально)

Госбюджет (формально)

всего

2009

%

 

всего

2009

%

всего

2009

   

всего

2009

Киев

3901,4

1422,7

35,4

50,2

3897,9

1419,2

41,9

60,7

Донецк (с учетом скрытого дефицита по терминалу в 445 млн. грн.)

3097,6

318,1

28,1

11,2

2227,8

299,4

24,0

12,8

Львов

2697,4

594,1

24,5

21,0

2024,8

223,3

21,8

9,6

Харьков

1326,0

500,1

12,0

17,6

1151,3

395,3

12,4

16,9

ВСЕГО

11022,4

2835

100

100

9301,8

2337,2

100,1

100

www.komitet12.org.ua