Моніторинг

Аналітика

Игра телемиллионов

Как можно оценить предложение, полученное отечественными клубами от наших телеканалов, сквозь призму европейского опыта.

Алексей РЫЖКОВ, «СЭ в Украине»

2016-01-22 10:46

Саймон Купер и Стефан Шимански снискали славу грамотных спортивных аналитиков. В своей нашумевшей книге «Футболономика», вышедшей в Нью-Йорке в 2009 году, они утверждают: «Футбол – не просто малый бизнес, он, помимо того, еще и плохой бизнес».
 
Исследователи утверждают, что клубы зачастую сами противились возможностям зарабатывать деньги. И лишь когда рядом с футбольной единицей обретался серьезный бизнесмен, дела шли на лад.
 
Так, транслировать футбольные поединки по спутниковому ТВ футбольным менеджерам впервые предложил медиамагнат Руперт Мэрдок – человек, которого называют «конструктором успеха». До 1982 же года, скажем, английские клубы не хотели показывать свои матчи в прямом эфире – мол, это снизит интерес фанатов к посещению стадионов.
 
Какими же они были наивными! Прошел добрый десяток лет, прежде чем клубные боссы поняли, что телетрансляции – это шаровая реклама и шаровые деньги. В 1992 году Мэрдок начал отчислять клубам только-только образованной английской премьер-лиги 115 миллионов фунтов стерлингов в сезон за права на трансляции. Ныне же ее клубы делят сезонный куш в размере почти 2,5 миллиарда долларов США!
 
Нам, конечно, о таких суммах можно только мечтать. Но лед, похоже, все-таки тронулся. Два телетранслятора собираются объединить усилия и создать общий пул, из которого станут распределяться средства. В сезоне-2016/17 бюджет общего пула составит 102 миллиона гривен, а формат чемпионата предполагает 12 команд с последующей разбивкой на две шестерки.
 
Как будут делить заработанное? Около 30 процентов от общей суммы распределят между командами равными долями. Если быть точным, то в начале чемпионата каждый клуб получит 2,5 миллиона гривен. 50 процентов будут распределены в зависимости от занятого клубом места. Около 20 процентов теледенег пойдет на бонусы за победы. Каждая победа в чемпионате оценивается в 100 тысяч гривен. При ничьей эта сотня тысяч переходит в статью премирования клубов в зависимости от занятого ими места. В каждом последующем сезоне телетрансляторы готовы увеличивать финансирование на четверть.
 
Да, озвученная сумма способна вызвать улыбку не только у лондонских снобов, но и у много кого еще. О проседании нашей родной валюты лишний раз говорить не будем – торги на межбанке не радуют в последнее время среднестатистического украинца. Если обратить свой взор на сильнейшие лиги Европы, то можно заметить, что ближе всех к английской премьер-лиге (телевизионное первенство которой не будет оспариваться, по-видимому, еще очень долго) стоит итальянская серия А. Итальянские клубы выручили за телеправа приблизительно 943 миллиона евро в сезон. Это касается нынешнего и двух последующих чемпионатов.
 
В Италии принята очень интересная схема дележки телевизионного пирога. 40 процентов от общей суммы делится поровну между всеми, 30 распределяется в зависимости от спортивных результатов (причем учитываются не только результаты в текущем сезоне, но и в исторической ретроспективе, то есть клуб может получить деньги за доброе имя!), 30 – в зависимости от населения региона (25 – города и 5 – муниципального образования).
 
Кстати, что интересно: итальянцы предлагали к продаже разные пакеты, предполагающие разные права трансляторов. И некоторые из них не были реализованы. В частности, был проигнорирован пакет, предполагающий права на съемку интервью и доступ в раздевалки, а также пакет, включающий в себя интернет-показ трех матчей за тур (привет «пиратам»!).
 
В чемпионатах Испании, Франции и Германии сумма выручки от продажи телеправ составляет приблизительно 650-750 миллионов евро в каждом. Эта сумма постепенно растет, но порядок мест остается неизменным – сначала Испания, затем Франция и потом Германия (немцы продают вместе с правами на показ первой бундеслиги и права на матчи низших лиг, а разница между теледоходами первой и последней команд сильнейшего дивизиона – самая малая среди ведущих чемпионатов).
 
Отмечу и испанскую особенность. На Пиренеях больше индивидуализма в продажах телеправ (угадайте, какие клубы являются наибольшими антагонистами коллективного подхода к телеправам), в остальных топ-чемпионатах коллективная продажа побеждает индивидуальные сделки. При этом теледоходы «Барсы» и «Реала» колоссально отличаются от ТВ-поступлений в другие испанские клубы. Каждый из дуэта грандов «поднимает» на телевидении втрое больше, чем каждый из дуэта ближайших конкурентов! Что говорить о более скромных клубах!
 
Приближаются к полумиллиардной отметке быстро прогрессирующие турки. В курортной Алании клубный фургончик «Галатасарая», обильно продающий желто-красные сувениры стамбульского гранда, – не редкость. Из динамика звучит песня во славу Лукаса Подольски, а местный люд и примкнувшие к ним туристы со всего мира охотно пополнют клубную казну на месте и рекламируют затем «Сарай» у себя на родине.
 
Потому-то и продаются успешно телеправа, что успешно реализуются футболки-шарфы-майки. Умеют же на берегах Босфора развиваться и грамотно строить бизнес! Нам стоит у них поучиться! А вот остальные европейские лиги значительно отстали. На родине Йохана Кройфа и Марко ван Бастена не могут выручить от продажи телеправ больше 200 миллионов евро, в Португалии же не дотягивают и до 50 миллионов.
 
А что же наши соседи, сквозь призму соперничества с которыми любит наблюдать за игрой миллионов изрядная часть отечественного фан-сообщества. До начала нынешнего десятилетия в России оперировали смешными телефутбольными суммами. Миллиончик-полтора (правда, в твердой валюте), от силы два – не больше. Но затем ситуация изменилась.
 
В 2012 году телекомпания «НТВ-Плюс» подписала с Российской футбольной премьер-лигой контракт на освещение первенств сезонов-2012/13, 2013/14 и 2014/15 на сумму 100 миллионов американских долларов. Стоимость показа чемпионата-2013/14 обошлась дочке «Газпром-медиа» примерно в 35 миллионов в той же валюте. В Польше суммы сопоставимые. Увы, даже до таких цифр нам пока очень далеко.
 
Вернусь к Саймону Куперу и Стефану Шимански. Они утверждают: «Бизнес футбола – это сам футбол… Клубы ведут себя, скорее, как благотворительные трасты, нежели, как бизнес-организации».
 
Кто поспорит! Вот только очень хочется, чтобы наши клубы не влачили жалкое существование в надежде на доброго дяденьку в дорогом костюме с кейсом, полным кэша, а пытались самостоятельно зарабатывать деньги. Кто знает, что на уме у упомянутого дяденьки!
 
Капиталистическую действительность проиллюстрирую перефразированным социалистическим лозунгом. Итак, наши цели ясны, задачи определены, за работу, клубный менеджмент! Вперед, к победе капитализма в отечественном футболе! Да простят меня любители олдскульной риторики и антагонисты современного футбола!
 

sport-express.ua