Моніторинг

Аналітика

Затмение разума

Валерий МИРСКИЙ, «СЭ в Украине» Воистину нелепости просто необходимы, иначе в мире совсем ничего бы не происходило. На наших глазах разыгрывается история, которую легче изложить, чем понять – как взыгравшее у хозяев львовских «Карпат» скопидомство стало орудием избавления нашей футбольной нивы от докучливого сорняка.

sport-express.com.ua

2010-08-27 07:40

Из материалов комитета национальной федерации по этике и честной игре и контрольно-дисциплинарного комитета явствует, что в апреле две тысячи седьмого года «Карпаты» на пару с харьковским «Металлистом» откатали календарный матч чемпионата страны с предрешенным итогом и разошлись, довольные друг другом, чтобы тут же забыть о содеянном. Событие могло остаться незамеченным, если б у кого-то в руководстве львовского клуба внезапно не прорезался оригинальный взгляд на принципиальность. Одному из участников означенного договорняка вдруг было отказано в выплате денежного довольствия на том основании, что, мол, хватит с него харьковского гонорара за нахально проигранный матч. Футболист воспользовался непроницаемой тайной, окутавшей все это дело, и обратился в надзорные инстанции. Те постановили удовлетворить законное требование игрока и разъяснили «Карпатам» всю пагубность невыполнения клубом своих обязательств. Вот тут и началось.

Седьмого июля две тысячи девятого года первому вице-президенту, генеральному директору национальной федерации Александру Бандурко позвонил почетный президент львовского клуба господин Дыминский и высказал пожелание, чтобы контрольно-дисциплинарный комитет не становился на сторону футболиста имярек, потому что тот – злостный нарушитель принципов справедливой игры. Естественно, Бандурко объяснил, что обвинения подобного рода нуждаются в доказательствах. Но вместо предоставления исчерпывающей аргументации «Карпаты» подали жалобу в апелляционный комитет.

Заодно из клуба поступили письма о серьезных нарушениях вышеназванным игроком спортивных принципов в матче с «Металлистом» и что прокуратурой Шевченковского района Львова начато расследование. Однако в чем конкретно заключаются нарушения, допущенные упомянутым членом главной команды «Карпат», отправители писем умолчали.

На протяжении августа, сентября и октября минувшего года лично Бандурко и ответственные сотрудники КДК слали в адрес львовского клуба письма с просьбой все-таки заполучить официальные версии вины одиозного футболиста, но тщетно. Прокуратура же Львовской области сообщила: общественным организациям материалы не предоставляем.

Наконец двадцать девятого января нынешнего года в служебном кабинете Александра Бандурко возник генеральный директор премьер-лиги господин Ефремов. Той весной, когда самостоятельно мыслящим футболистам «Карпат» было угодно проиграть «Металлисту», он состоял в должности генерального директора львовского клуба, и сейчас, на волне душевной привязанности, выполнял щекотливую миссию по вручению хозяину кабинета секретных компакт-дисков. Визит не претендовал на оформление протоколом. Ибо видео– и аудио записи зафиксировали мельчайшие подробности беседы почетного президента «Карпат» с игроком основного состава команды Лащенковым на тему, как и за сколько сдавался матч в Харькове. Дата записей – шестнадцатое мая две тысячи восьмого года. А в задачу «Карпат» не входило ознакомление широкой публики с этим зрелищем. По-прежнему решалась локальная задача – наказать гривней все того же отдельно взятого беспредельщика.

Вы не поверите, но в тот же день наша федерация получила копии этой уникальной кинодокументалистики из Лозанны Да-да, прямо из международного арбитражного суда. Какая-то слишком уж глубокомысленная идея подсказала владельцам «Карпат» открыть все карты именно перед этой увитой легендами инстанцией. Между тем посылка из Лозанны содержала сопроводительное официальное письмецо, которым украинской федерации по-западному вежливо предлагалось исчерпать инцидент в духе требований ФИФА искоренять каленым железом подобные явления.

Это уложится далеко не в каждой голове: оставив национальную федерацию без материалов своего внутреннего расследования, боссы «Карпат» решили заполучить международный арбитражный суд в союзники по своему шкурному вопросу – лишению энной денежной суммы одного из участников договорной игры с «Металлистом». Они оказались не в состоянии представить себе, что по меркам нравов Лозанны и окрестностей они, укрыватели преступления перед футболом, в своей одержимости добиться справедливости выглядят, выражаясь мягко, обворованными участниками воровства. Акция не могла закончиться иначе -Лозанна изящно напомнила Федерации футбола Украины о ее неотъемлемом праве начинать самостоятельно расчистку собственных выгребных ям.

Как известно, глава комитета по этике и честной игре боевой офицер Игорь Кочетов довел расследование до исчерпывающего конца, на основании представленных его сотрудниками материалов контрольно-дисциплинарный комитет под началом заслуженного мастера спорта Стефана Решко вынес вердикт; сговор имел место.

Когда-то должно было наступить время в нашем футболе для таких вот бескомпромиссных дознавательств и решений– И была вполне ожидаемой ведущая роль в приходе новой эры специалистов, которым до чертиков надоела недотроженность футбольных катал. Мне уже приходилось писать о том, что идеологи построения коммунизма запрещали искать блох на выставочном теле советского футбола и что следствием этой политики стала тотальная коррумпированность участников игры миллионов.

А вот что повергает в недоумение, так это реакция первых лиц незадачливых участников липового матча. Признаться, для меня безразлично мнение господина Дыминского и его ближайшего окружения, их ловили на участии в договорных матчах еще в две тысячи шестом году, когда «Карпаты» выступали в первой лиге. Что касается владельца «Металлиста», то его маниакальная зацикленность на существовании заговора против харьковского клуба в стенах национальной федерации внушает грусть своей нарочитой несправедливостью.

Дело не только в том, что моя мать урожденная харьковчанка и мне дороги навсегда ее поэтические воспоминания о городе своего детства. Имеет какое-то значение, но его тоже не стоит преувеличивать, что Харьков стал пьедесталом для профессиональной репутации моего закадычного друга Жени Лемешко. Кстати, это мы с Николаем Фоминых, еще одним моим большим другом и такого же калибра собутыльником, настойчиво, до балансирования на грани приличия, внедряли Евгения на должность главного тренера харьковской команды, когда футбол мастеров в первой столице вдруг стал спотыкаться на все четыре ноги и местное начальство мечтало только о Бескове, любые другие фамилии отметались с порога. Зато когда Лемеха вернул Харькову футбольную славу, подсветив ее сиянием Кубка СССР, нас в Харькове принимали, как на Кавказе кровников.

Вот я бросаюсь именами, фамилиями, а знают ли новые поколения вершителей футбольных судеб, о ком речь? Николай Фоминых руководил Федерацией футбола Украины восемнадцать лет, что является своеобразным национальным рекордом. В украинском «Динамо» он возглавлял отдел футбола, я был его помощником и единственным сотрудником и вместе с ним перешел в республиканский спорткомитет, председателем которого стал наш динамовский командир Михаил Макарович Бака. Евгений Лемешко – это неповторимый вратарь киевского «Динамо» пятидесятых годов минувшего столетия, ТРЕНЕР ОТ БОГА, остроумнейшая, никогда не унывающая личность, худощавый атлет с убийственными ударами с обеих рук.

Господи, откуда столько злости и плохо контролируемых слов у человека, заступившего на вахту, где мне всегда было привычно видеть жизнелюбов, источавших оптимизм и ненасытную жажду здоровых мужских удовольствий?!

Мы не знакомы, уважаемый господин Ярославский. Позвольте представиться: когда советский, а значит и украинский футбол наполнили под завязку коррупционные схемы и их исполнители, весь смрад от этого подполья предназначался для моего обоняния, так как в отделе футбола Спорткомитета Украины (читайте – в федерации, что было в ту пору идентичным) я отвечал за подготовку и прохождение документов. Значительно позже, на посту ответсекретаря профессиональной лиги, знание предмета помогало мне упреждать события, способные подорвать доверие участников чемпионата Украины друг к другу.

Все это говорится для того, чтобы по-дружески подтолкнуть ваше наверняка гибкое мышление в направлении обзорной площадки, откуда открываются ясные виды на человеческую сущность нашего окружения. Ваши деньги вдруг стали обнаруживаться в карманах у соперников «Металлиста». Что это за симптом, должен понимать даже потомственный интеллигент. А я различаю в вашей свите знакомые фигуры. Знакомые по старым коррупционным делам, которыми занимался отдел футбола Спорткомитета Украины без надежд довести их до победного конца.

И последнее. Ну не вам, одному из победителей войны за бывшую социалистическую собственность, то есть знатоку всех мерзостей смертельно бесчестной конкуренции, подозревать меня и моих товарищей по управленческому цеху в способности беспрекословно выполнять любые приказы. И какие же из нас холуи – из меня, Стефана Решко, Игоря Кочетова, Анатолия Биденко, да того же Александра Бандурко ? Ни мы, ни еще добрая дюжина белоголовых киевлян, работающих в федерации, не входим ни в какие кланы. Мы были внутренне независимы и сами определяли свой жизненный путь даже при коммунистах. А теперь, когда порог претензий не превышает желания, дожить до весны, мы как никогда доступны для идеалов юности.

Вам непременно нужно переложить вину своего тренерского состава на кого попало. Неужели так силен ужас от своего прозрения по поводу роковой ошибки в подборе футбольных менеджеров? А ведь вина людей футбола, презирающих его подполье, заключается лишь в том, что никто из них не поделился с вами сразу же после окончания злополучного матча своими неотразимыми впечатлениями, что со стороны львовян это была чистой воды сдача игры. И что без главного тренера «Металлиста» постановка ну никак не могла обойтись.

Быть жертвой обстоятельств вам претит, и вы ринулись в атаку предложив на роль «виноватых за все» президента национальной федерации и нас, клерков. Можно было бы отнестись терпимей к этому безумству, если бы не ваше публичное заявление о том, что господин Красников был и остается вашим другом. Ваш друг путешествует по клубам с целью прикупить тройку-другую турнирных очков. Тогда кто вы для меня и таких, как я?

О подобных членах общества было известно еще за триста лет до новой эры. «Безнаказанно совершать несправедливые поступки считают для себя наиболее возможным люди, умеющие говорить ловко, имевшие много случаев вести подобную борьбу. Люди, у которых много друзей и денег». В этом своем высказывании Аристотель явно сожалеет об отсутствии неотвратимости наказания за несправедливости. Кажется, перед нами вырисовывается несколько иная жизнь. Во всяком случае, два комитета Федерации футбола Украины – по этике и честной игре и контрольно-дисциплинарный уже набили руку, как воздавать должное отравителям футбольной атмосферы.

www.sport-express.com.ua