Моніторинг

ТВ-Програма

Хочется в двадцатый век!..

Жорж КРАСНОБАЕВ, «ПРЕССИНГ» До Евро-2012 – всего пять лет. Великий и неутомимый энтузиаст Григорий Суркис заставил поверить, что за этот период можно покрыть наши дороги не только матом, но и ровным асфальтом в четыре-шесть полос, понастроить уютных и просторных отелей... А вот можно ли в столь короткий срок поменять состав людей, которые комментируют футбол по телевидению?..

2007-07-12 11:40

ЛУЧШИЙ ТРАНСФЕР «ИНТЕРА» В который раз обратиться к этой теме вынудила трансляция из Одессы матча Суперкубка между «Динамо» и «Шахтером». Савик Шустер заслуживает уважения как шоумен и креативщик. Его «Свобода слова» и «Третий тайм» стали открытиями для отечественного ТВ (хоть и эмигрировали к нам из Москвы). Знаю людей, которые наутро после громких футбольных событий даже газет не покупали, настолько подробно в ночном эфире разбиралось действо под чутким руководством бывшего шефа московского бюро радио «Свобода».

Телевизионный «Интер», несомненно, провернул удачный трансфер, перекупив Шустера у ICTV. Теперь однофамилец нового тренера мадридского «Реала», не исключено, будет сколачивать новую команду и для спортивной редакции канала. От прежней, что несколько лет назад считалась одной из самых профессиональных в нашей телевизионной «лиге», остались, увы, рожки да ножки.

Ладно, кадровая политика – внутреннее дело самого «Интера». Как говорил герой Георгия Буркова в «Иронии судьбы», щас не об этом. Итак, блистательный ведущий Савик Шустер решил попробовать себя в хорошо забытой старой ипостаси – футбольного телекомментатора. В свое время он вел репортажи с поединков любимой им итальянской Серии А на «НТВ+», расцвечивая комментарий мягким тосканским «л» (типа – Ллюческу). Но одно дело – обсуждать действия звезд европейского и мирового уровня, и совсем другое – вещать о встрече дублирующего состава «Динамо» с полурезервным – «Шахтера».

А ГДЕ ЖЕ НОМЕР 26? Впрочем, не знать в лицо и путаться в тактических способностях Дедечко, Олейника или Ткаченко – не криминал. А вот не идентифицировать Геннадия Литовченко... «Это, наверное, лучший арбитр», – послышалось в эфире, когда в кадре наставник «Динамо-2», лучший футболист СССР 1983 года понес к скамейке запасных трофей ПФЛ «За честную игру». «Юрий, кто это?» – обратился Шустер к своему напарнику, спортивному директору львовских «Карпат» Дячуку-Ставицкому. И тот пролил свет, резонно заметив: «Это наставник молодежной сборной».

Практика парного ведения спортивного репортажа опробована на телевидении давно. Как правило, один из комментаторов создает словесный фон, второй вбрасывает в него профессиональные изюминки – тактические, технические и т.д. Вечером во вторник телезрителя на протяжении более полутора часов потчевали исключительно изюмом, рассуждая о спортивных аспектах действий команд, которые в таких составах играли первый и, скорее всего, последний раз. А где же подноготная, где закулисье, где кулуарные подробности? Где эффект присутствия с передачей атмосферы – то, чего по эту сторону экрана нельзя ни узнать, ни почувствовать? Где эмоции, в конце концов?! Комментатор – он ведь и модератор настроения аудитории. Вспоминаю, как вел репортажи с последнего хоккейного первенства мира на «Мегаспорте» Вадим Плачинда. Украинцы «горели» там – 0:5, 1:8, но каждая пропущенная шайба – пятая, шестая или восьмая – вызывала у него такую реакцию, словно именно она была самой решающей, самой трагичной и самой катастрофической.

Перипетии матча «Динамо» – «Шахтер» мы и так видели лучше Шустера, видимо, в отсутствие монитора путавшегося в действующих лицах: «Там подключается 26-й номер, которого... у нас нет».

Добавляли путаницы и титры. Езерского отрядили в киевское «Динамо», в статистике первого тайма зияли сплошные нули, одни и те же фамилии на протяжении 90 минут писались по-разному.

«ІНІЦІАТИВА РОЗГОРЯЄТЬСЯ...» Напрочь провалился «европейский эксперимент» с репортерами у тренерских скамеек. Задумка – классная, но исполнение загубило идею на корню. Пассажи Александра Даниленко и Ольги Нестеренко достойны ретрансляции: «Ініціатива потроху розгоряється і між динамівцями, і між «Шахтарем»...», «Лицо Анатолия Демьяненко стало мрачноватее...», «Луческу побіг на поле давати якісь коментарі своїм хлопцям...», «Хвилюється трохи Луческу, але він досить спокійний...», «Гравці атаки запізнюються з виходом у карний майданчик...». Не лучше ли было озадачить ребят чем-нибудь более им привычным, а рядом с тренерами просто поставить включенные микрофоны: и эмоции вам, и сдерживающий фактор для любителей крепкого словца.

В общем, сложилось такое впечатление, что и телевизионная бригада, работавшая на Суперкубке, из солидарности с его участниками решила выставить дублирующий состав. Или это все-таки «основа»? Если да, то кто же тогда будет «играть» в телевизионной сборной образца 2012 года?

Пытаясь опередить время и прорваться в будущее как можно быстрее и с наименьшими потерями, иногда все-таки хочется оглянуться, а то и вернуться в прошлое. Слушая репортажи отечественных комментаторов, испытываешь острую ностальгию по веку двадцатому, по тому более дозированному и менее быстрому, более искреннему и менее цветастому футболу, который не мешали смотреть Николай Озеров и Котэ Махарадзе, Владимир Маслаченко и Геннадий Орлов...