Мониторинг

ТВ-Программа

Зажигай, Микола!

В последнее время в мире футбольного ТВ Украины ничье имя так часто не упоминается, как репортера и руководителя программы «Інший футбол» Николая Василькова. К примеру, недавний случай. В Федерации футбола страны активно развивается такая форма общения журналистов, как Пресс-клуб.

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, для «ПРЕССИНГА»

2012-01-13 15:00

Он и создавался, чтобы быть не пресс-конференцией, не брифингом, не производственным совещанием, а именно откровенным и острым диалогом коллег друг с другом, что называется, по гамбургскому счету. Так вот, на последнем Пресс-клубе известный спортивный журналист Александр Липенко заявил, в частности следующее:

«Я не могу понять как человек, ну, может, есть у него в голове что-то, выходит в эфир, у него футболка «Секс, футбол, наркотики». Он выходит на миллионную аудиторию со своей программой, которая считалась популярной, рассказывает молодому поколению о футболе и никто его не остановит, ни руководство этого канала, никто. И еще много такое, что мне не совсем нравится в исполнении участников той программы. Я говорю о Василькове. Я не понимаю, как можно его выбирать, когда у нас есть…»

Дальше перечисляются фамилии авторитетных авторов, пишущих о футболе, а поводом для такого выступления было избрание Николая в тройку лучших футбольных журналистов страны на впервые проведенном у нас торжестве «Виктория футбола» по поводу итогов выборов самых знаковых игроков, тренеров, менеджеров, других специалистов, в т.ч. и представителей СМИ. Такое мнение не просто коллеги со стажем большим, чем возраст многих рядом с ним сидящих, но и самого заслуженного спортсмена – в отличие от большинства журналистов, пинающих мяч лишь с друзьями, а в лучшем случае, активно занимавшихся футболом лишь в детстве. Александр Анатольевич был вратарем того молодежного состава «Динамо Киев», который впервые принес золотые медали первенства СССР в Украину, принес за несколько месяцев до первого же золота «Динамо», но уже его основного состава. Да и в регби Липенко достиг больших результатов… Но суть, прежде всего, не в его личной – опытного профессионала и в спорте, и в журналистике – точке зрения. А в том, что с ней солидарны очень многие. Прежде всего, специалисты футбола.

Но есть и противоположная точка зрения. Она постоянно, порой агрессивно озвучивается активными пользователями интернета, в первую очередь, юным поколением. Этих ребят в футболе занимает не столько умение форварда забивать мячи, защитника грамотно обороняться, сколько автопарки звезд, их любовные похождения и участие в тусовках. Оттого Лионель Месси, хоть и третий год подряд завоевал на днях «Золотой мяч» (до него такого достижения добивался лишь президент УЕФА Мишель Платини), не будет самым желанным ньюсмейкером не только в таблоидах и на «светских» телеканалах, но даже и на общенациональных. За аргентинцем не водится ничего ни скандального, ни «желтенького», ни «клубничного». Того самого, что и является главным объектом сюжетов в «Іншому футболі». Но если бы только в этой программе Н.Василькова.

Именно благодаря подобной «философии» из эфиров общенациональных каналов уходят спортивные блоки новостей, в лучшем случае перепрофилируются в «развлекательно-спортивные». Более того, по такой же схеме перепрофилируются и сами спортивные каналы. К примеру, в России даже таких признанных мастеров спортивной журналистики, как Владимир Гомельский и Виктор Гусев удалили из кадра при начитке спортивных новостей, а сами новости давно превратились в «около-спортивные». Федеральный канал «Спорт» стал развлекательно-спортивным, где собственно спорту оставили очень мало эфирного времени. Подобные примеры из украинского телеэфира читатель знает и без меня. Тенденция, однако…

Николай Васильков, повторюсь, работает абсолютно в русле этой тенденции. Но обозначу свою позицию еще четче: он-то работает как раз профессионально, с интересом и для себя и для зрителя. Все его драматургически обоснованные перевоплощения то в строителя стадионов, то в укладчика дорог, то машиниста скоростного поезда HYUNDAI и приятеля южнокорейских рабочих, делающих эти составы, а все вместе – это самые активные и изобретательные формы пропаганды Евро-2012, и делает Коля свое дело весело.

Глядя на его сюжеты, я вспоминаю, как в период «расцвета застоя» брал интервью не просто у великолепного актера, режиссера и наставника многих звезд нынешней сцены и экрана Олега Табакова, но прежде всего – у знатного лицедея. На мой, казалось бы, нейтральный вопрос: «Олег Палыч, а что читаете сейчас? Что из прочитанного больше всего впечатляет?» – Табаков как бы с дикой искренностью отвечал: «Журнал «Корея». Потом долго и с энтузиазмом не просто объяснял, а чуть ли не пропагандировал, что «идеи чучхе» –  это такой живой источник творческих сил, на душе все становится благостным, оттого и «зерно» твоей роли в театре или кино произрастает само по себе. Может быть, я и поверил бы в искренность Олег-Палыча, если бы не хитреца в его глазах. Опять же, заметил Табаков, растворяясь в ухмылке своего прижимистого героя –  Кота Матроскина: «Есть еще важный аргумент – журнал «Корея» стоит всего 15 копеек. А сколько стоит Ваш любимый «Футбол-Хоккей»? 25 копеек… Ну о чем тут еще говорить…».

Оттого я и ценю в Коле Василькове подобное талантливое лицедейство. Упаси Боже, никакого сравнения с мастерством Табакова, но ведь ту же стезю избрал наш товарищ.

Ведь проблема не в том, кого надо читать, смотреть и слушать в футбольной журналистике, ТВ и радио Украины: серьезных Валерия Мирского, Юрия Юриса, Андрея Шахова, Дмитрия Джулая, Виктора Вацко или Николая Василькова. Лично я предпочитаю первых. Однако обозначенная тенденция постепенно, но неуклонно растет. И не только в спортивном ТВ. В информационном ТВ, в общественно-политическом, в любом. Тогда будет лучше, если «развлекуху» ваяет грамотный и доброжелательный к зрителю Микола, чем примитивные, не знающие азов ни журналистики, ни работы в кадре, зацикленные на себе мальчики и девочки из телеящика, имя которым нынче – легион!

Надо ясно сознавать, что сейчас образовались две различные целевые телеаудитории, и работать для каждой из них должны абсолютно разные люди. А продукт тех, следовательно, нужно оценивать также не по общим критериям.

Что же тогда смотреть на футбольном экране страны Блохину, Калитвинцеву, Маркевичу, Буряку и еще многим профессионалам, да и тем миллионам болельщиков, кого интересует именно действо на самом поле, а не страсти за его пределами? Специализированные футбольные каналы. Которые должны еще ой как расширяться в жанровой тематике, углубляться в проблематике. Да и просто становиться интереснее, чем сегодня.