Турніри

ЧС-2010

Пятнистый леопард «Иди к нам»

Даниил РАДОВСКИЙ, «Команда» Знакомство с официальным талисманом грядущего мундиаля в ЮАР состоялось без малого два года назад в Йоханнесбурге. До этого момента журналисты терялись в догадках, какое именно животное выберут организаторы главного футбольного форума четырехлетия. Ведь что ни говорите, а Африканский континент просто кишит разнообразной тварью…

2010-06-06 06:00

…И почти каждая из них имела до поры до времени полное право занять вакантное место талисмана.

Уж не знаем, как именно проходил этот звериный кастинг, но факт остается фактом: талисманом первого на Черном континенте футбольного форума планетарного масштаба стал симпатичный леопард с зеленой шевелюрой по имени Закуми.

Если копнуть глубже, то станет понятно, почему южноафриканские чиновники остановили свой выбор именно на этом благородном животном. В местной традиции леопард – символ власти, и в пятнистых шкурах убиенных лео имеют право ходить только знатные вельможи тамошних племен. Грубо говоря – вожди и их ближайшее окружение.

 

Торжественная презентация Закуми состоялась в телестудии одного из самых рейтинговых каналов страны, а главным действующим лицом сего нерядового события, кроме, естественно, леопарда-талисмана, стал Марк Фиш – лидер сборной ЮАР образца 1996 года, выигравшей Кубок африканских наций.

По легенде леопарду на данный момент 16 лет – тогда, когда он родился, в ЮАР пал режим апартеида. Первые две буквы имени Закуми обозначают сокращенное название Южной Аф-рики на африкаанс, одном из одиннадцати официальных языков страны. Последние четыре буквы на том же языке – это число «10», символизирующее год проведения чемпионата мира. Более того, один из больших знатоков тамошней лингвистики поведал, что, оказывается, слово «закуми» в переводе с некоторых африканских языков означает выражение «иди к нам».

Что касается внешнего облика Закуми, то здесь особых сюрпризов создатели не преподнесли. Черные пятна на теле леопарда имеют пятиугольную форму, напоминая уже канувшую в Лету традиционную раскраску футбольных мячей. Его зеленая шевелюра символизирует дикую природу Черного континента, а улыбающаяся морда – открытость и доброжелательность местного народа.

В отличие от многих стран– организаторов чемпионатов мира, южноафриканский оргкомитет турнира решил не доверять создание своего талисмана зарубежным умельцам, мотивировав это тем, что иностранец никогда не сможет угодить всем без исключения народам, населяющим ЮАР. За дело взялся дизайнер из Кейптауна Андре-ас Одендаль. Правда, и у него не сразу все заладилось.

Если с «мастью» животного определились довольно быстро, то с элементами его оформления и легендой пришлось изрядно повозиться. Уже после официальной церемонии презентации Закуми тамошняя пресса сообщила, что художник двенадцать раз переделывал эскиз будущего талисмана, пока наконец компетентная комиссия из шестнадцати специалистов не утвердила окончательный вариант. А после того как с проектом «маскота» ознакомились в ФИФА, у Закуми появился еще и официальный девиз: «Игра Закуми – честная игра»(«Zakumi’s game is Fair Play»).

Но все это, как говорится, лирика. Физика же заключается в том, что на образе Закуми местные бизнесмены, выкупившие у ФИФА право на его использование, планируют заработать. Как именно – вопрос уже двадцать четвертый, ведь по свидетельству очевидцев, побывавших в ЮАР буквально за месяц до старта чемпионата, с сувенирной продукцией там нешуточная напряженка. Возможно, будущие продавцы образа Закуми набираются сил, и главный их удар по кошелькам многотысячной армии туристов состоится непосредственно во время проведения мундиаля. А может быть, это просто проявление местного колорита – разгильдяйства и, образно говоря, равнодушия ко всему, к чему нужно прилагать серьезные усилия.

Возможно, мы и ошибаемся. Хотя парням, дабы получить прибыль, придется изрядно попотеть, ведь даже ушлые немцы со всей их европейской туристической индустрией в 2006 году умудрились прогореть на своем львенке Голео. Оказывается, компания «Ники», выпускавшая 15 разновидностей плюшевого талисмана чемпионата мира по футболу, заработала всего 17 миллионов евро, вложив в это дело 28 миллионов в европейской валюте.

Правда, еще в самом начале немецкого турнира Голео был признан одним из самых неудачных символов в истории мировых футбольных форумов. Низкие продажи вынудили «Ники» из-за угрозы банкротства закрыть сразу две фабрики, производящие талисман. Антипатия болельщиков к Голео объяснялась разными причинами. Некоторые считали, что вместо льва талисманом должен был быть орел, который считается символом Германии. А почти 85% населения страны не понравилось, что Голео одет только в футболку. Проще говоря – без штанов...

Несмотря на то, что в некоторых районах Африки последняя названная проблема таковой вовсе не является, видимо, учтя опыт предшественников, создатели Закуми предусмотрительно одели своего персонажа. Да и с популярностью среди аборигенов у леопарда все в порядке. Главное, чтобы смежники не подвели...