Турніри

ЧС-2018

Одесситы в стране Суоми

Тот, кто хотя бы однажды бывал в Одессе, наверняка обратил внимание на обилие улиц с географическими названиями. Наряду со всем известным Французским бульваром здесь есть Польский спуск, Молдавская, Эстонская и даже Монгольская улицы. А вот Финской вы не найдете.

Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ, «СЭ в Украине»

2016-11-10 09:15

Среди многих улиц, названных в честь зарубежных городов-побратимов, в Одессе нет ничего, что бы связывало с Оулу – административным центром Финляндии, с которым Южная Пальмира породнилась в далеком 1983 году. Хотя задолго до этого одесситы и гости города совершали морские прогулки на катере «Оулу», одном из плавсредств портофлота. Но вскоре после распада СССР он, как и другие «сородичи», покинули Одесскую гавань.
 
Впрочем, «финская» тема Одессы и без того включает немало интересного. Сотрудничество между двумя городами предусматривало не только обмен делегациями по части научной, медицинской и культурной деятельности, но и спортивные контакты. В начале 90-х частыми гостями в Оулу были одесские команды «Черноморец» и СКА, участвовавшие в традиционных футбольных турнирах. А чуть раньше в Финляндию из Украины со спортивной миссией отправились двое одесситов – супружеская чета Соколовских.
 
Болельщики со стажем хорошо помнят Игоря Соколовского, бывшего защитника «Черноморца» семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, а его жену, чемпионку московской Олимпиады Елену Соколовскую-Ахаминову знают по выступлениям в»Медине» и «Уралочке». Игорь в Суоми в течение трех сезонов защищал цвета клуба третьего дивизиона «Хаукипутаан Вейкот» из Хаукипудаса, а Елена выступала за волейбольные команды страны Суоми.
 
В 1992-м в тот же «Оулу» из «Черноморца» был делегирован Андрей Телесненко, а спустя два года на смену в клуб из города-побратима приехали его земляки – Игорь Савельев и Андрей Андросов. А вот нападающий Александр Гущин в Оулу не задержался. Подававший когда-то надежды в дубле киевского «Динамо» времен Валерия Лобановского, а затем успешно игравший в том же «Черноморце» футболист вернулся в Одессу.
 
В том же году в списке выступавших в Финляндии экс-»моряков» значился и известный форвард Георгий Кондратьев, некогда блиставший в минском «Динамо» и сборной СССР. Правда, защищал он цвета другого клуба -КаИК из небольшого городка Каскинен. Позже компанию ему составил выступавший в «Черноморце» другой воспитанник киевской динамовской школы Сергей Процюк.
 
Дольше остальных из бывших «моряков» в финском футболе задержался Кондратьев. Приехав в Каскинен в 34-летнем возрасте, он провел в КаИКе четыре сезона.
 
– За местную команду я в ту пору львиную долю мячей забивал, – вспоминает он. – С передач выступавшего со мной Юры Желудкова из «Зенита», кстати. За четыре года я голов 70 наколотил, наверное. В среднем за сезон выходило около двух десятков мячей.
 
Период, проведенный в Финляндии, Кондратьев вспоминает с теплотой:
 
– В Каскинене всего две тысячи жителей. Люди хорошие, душевные. И в руководстве клуба, и среди простого народа. Они к нам, легионерам, с большим уважением относились.
 
Особенно здорово там летом. Каскинен расположен на побережье Ботнического пролива между Финляндией и Швецией. Мне там рыбалка нравилась – больших лещей по два килограмма весом ловил! А вот когда семья к осени уезжала, следующие полтора месяца тяжеловато переносились. Выйти-то некуда – деревня… Коротали время в основном перед телевизором да в бильярд ходили играть.
 
– Не надоедало одно и то же?
– Надоедало. А что делать? В родной Белоруссии тогда зарплаты были мизерные – по 10-20, ну пусть по 30 долларов в клубах высшей лиги. А в КаИКе получал 6 тысяч марок. В переводе на доллары это было больше тысячи. В то время – неплохие деньги.
 
Среди выступавших в Финляндии бывших «моряков» вторым по количеству проведенных сезонов стал Андрей Телесненко.
 
– В разгар первого чемпионата Украины у меня возник вариант продолжения карьеру за рубежом. Играл в «Оулу» из небольшого одноименного города на северо-западе страны. Попал этот клуб после того, как в начале 1992-го «Черноморец» принимал там участие в международном турнире в зале. Тогда мне и голкиперу Виктору Гришко поступило предложение.
 
В ту пору многие украинские футболисты стремились поиграть за рубежом, ведь финансовые условия там были на порядок выше, чем у нас. В этом Телесненко имел возможность убедиться за время выступлений в Оулу:
 
– Деньги по тем временам действительно оказались приличными – как зарплата, так и премиальные. А вот подъемных не было – во всяком случае, у меня. Что касается турнирных дел «Оулу», то по итогам сезона-1992 он вылетел из высшего дивизиона, заняв предпоследнее место. Зато в следующем чемпионате прошел дистанцию первой лиги на одном дыхании и возвратился в элиту.А когда летом 1993-го в Финляндию на сборы приехал «Черноморец», Виктор Прокопенко позвал меня обратно. Я с удовольствием принял его предложение – и вскоре вернулся в Одессу.
 
С тех пор в Финском заливе и Черном море утекло много воды. За двадцать лет сильно изменился и финский футбол: если раньше национальная сборная считалась в Европе скромным середняком, то в нынешнем тысячелетии ее рейтинг в классификации УЕФА и ФИФА заметно вырос...

sport-express.ua