Україна

Калейдоскоп

«Киев, европейский гранд»

Понять, как играла и за счет чего выигрывала звездная команда Валерия Лобановского середины 1980-х, вряд ли кому-нибудь под силу. Но почувствовать тот динамовский футбол можно попытаться. Как это сделал 34 года назад, по горячим следам финала Кубка кубков в Лионе, тогдашний главный редактор еженедельника France Football Жак Тибер в своей статье для газеты L'Equipe...

2020-05-02 12:14

KIEV GRAND D’EUROPE

Кто-то подал нашему футболу идею: мол, чтобы побеждать в еврокубках, нужно обзавестись средствами, точнее, найти десятки миллионов франков, покупать игроков на вес золота и обеспечивать им доходы, во много раз превышающие доход президента республики. Это – иллюзия и завтра-послезавтра мы станем подсчитывать убытки от нее.

Любопытно было в пятницу, выходя с лионского стадиона, задаваться вопросом, сколько мячей пропустили бы 2 мая 1986 года в игре с «Динамо» наши карточные игроки «Бордо» – шесть, восемь, десять или двенадцать? Не важно, ясно лишь, что их защита разлетелась бы на мелкие кусочки.

Уже давно ни одна футбольная команда не производила на нас такого впечатления богатства и полноты, как киевское «Динамо», и давно мы с таким наслаждением не чувствовали вкуса почти совершенной игры.

Скорость, точность, ум, разнообразие, нестандартность, сила и тонкость, индивидуальные действия и «растворенность» в коллективе – когда футбол в своем выражении достигает такого обжигающего уровня, он оказывается одновременно и спортом, и игрой, и искусством, и великолепным спектаклем. Он не сравним ни с чем иным. Он уникален.

И он настолько редок, этот футбол-праздник, что нельзя не задаться вопросом, как киевское «Динамо» и его «глазастый» тренер Лобановский сумели создать этот гигантский оркестр, способный играть такую волшебную партитуру. Скрипки, альты и басы, рожки и гобои – музыка становиться все громче, все быстрее и ритмичнее, будит наше воображение и волнует наши чувства. Наши ноги сами начинают двигаться, они хотели бы, чтобы их тоже пригласили к танцу. «Динамо» заставляет думать, что мы его братья.

Технически, тактически, физически киевляне, похоже, воплотили мечты каждого игрока, каждого зрителя. Но они не останавливаются на этом. Их игроки демонстрируют феноменальную страсть, уверенность в своих силах, радость и удовольствие от игры. В своих перемещениях по полю, в своей взаимозаменяемости и подстраховке, в своих инициативах они дышат таким чистым воздухом футбола, на какой мы уже перестали надеяться, забыли, что он бывает таким. Лионский стадион, привыкший к не очень олимпийским действиям своего «Олимпика» («Лион», или «Олимпик», как называют его французы, играл в то время во втором дивизионе. – Прим. «ФК»), увидел скорость 2000 года и романтическую душу футбола.

Вот так советский футбол, о котором говорили, что он скучен до слез, что он жертва своеобразной футбольной «уравниловки», напомнил миру, и в частности Франции, о своем существовании.

За четверть века, а точнее за 26 лет, советские команды выиграли четыре европейских турнира – первый чемпионат Европы в 1960-м и три Кубка кубков (Киев в 1975-м, Тбилиси в 1981-м и вновь Киев в 1986-м). Конечно, успехи британцев или испанцев значительнее, но и эти итоги свидетельствуют о солидной реальности. И если советская Федерация футбола, подверженная, как и все ее сестры в мире, давлению со стороны своей столицы, все же сумеет выдержать курс на юг (Украина и Грузия – два сосуда, питающие фантазию в советском футболе), ее сборная на чемпионате мира сможет стать для нашей причиной такой головной мигрени, которую не вылечишь никаким «Алка-Зельцером».

В ожидании этого, несомненно, ключевого момента мы уже сейчас знаем, что вовсе не сила денег движет вперед и мотивирует киевское «Динамо» и сборную СССР. Единственной капиталистической заботой Олега Блохина в Лионе было приобретение маленькой батарейки для кварцевых часов отца. Блохин был бы удивлен, если бы узнал, сколько магазинов кварцевых часов в год, не будучи при этом часовщиком, может купить наш «двуногий в бутсах», достойный лишь носить футляр от скрипки, на которой играет любой исполнитель из украинского оркестра.

Матч впрямую транслировался советским телевидением, и вечером после игры динамовцам сообщили по телефону из Киева, что Крещатик (украинские Елисейские поля) стал театром восторженного шествия болельщиков, праздновавших победу. Забыт Чернобыль, забыто горе. Киев празднует. Вы в этом сомневались?

footclub.com.ua