Україна

Калейдоскоп

Григорий Суркис. Об эмоциях и профессионализме

О том, что Федерация футбола Украины подала официальную заявку на участие нашей национальной команды в чемпионате мира по футболу 2018 года, финальный турнир которого примет Россия, широкой публике стало известно лишь на этой неделе.

Игорь ЛИННИК, «Футбольный клуб»

2015-06-28 17:46

И хотя обсуждать целесообразность такого решения уже поздновато – как выяснил «Футбольный клуб», заявка на ЧМ-2018 была отправлена в ФИФА из Дома футбола в конце 2014 года еще предыдущей администрацией ФФУ, тем не менее дискуссия на данную, достаточно резонансную тему разгорелась не на шутку.

На наши вопросы в этой связи согласился ответить вице-президент УЕФА, почетный президент ФФУ Григорий Суркис, в свое время обеспечивший принятие позитивного для Украины решения по так называемому крымскому делу.

Григорий Михайлович, как вы оцениваете тот факт, что наша команда будет участвовать в турнире, право на проведение которого ФИФА отдала России, вот уже год пребывающей в состоянии конфликта с Украиной?

 Если вы хотите знать мое, скажем так, экспертное мнение, то оно таково. ФФУ является действующим членом ФИФА – международной организации, обладающей эксклюзивными правами на проведение чемпионата мира по футболу. И именно ФИФА, а не Россия или какая-либо другая страна проводит финальные турниры мировых первенств. Поэтому, будучи дисциплинированным членом ФИФА и не имея планов о выходе из ее состава либо приостановления членства, ФФУ просто не имела каких-либо спортивных оснований для отказа от участия в ЧМ-2018. Это первое.

Второе. Нашей команде еще надлежит завоевать путевку в финальный турнир. Когда это произойдет и – если это произойдет, тогда и будет понятно, какими должны быть дальнейшие шаги ФФУ и какими заявлениями или действиями их уместно будет сопроводить.

Третье. До поездки сборной Украины в Россию пока далеко. В том числе и потому, что на данный момент ни у кого в мире нет абсолютной уверенности в том, что ЧМ-2018 вообще состоится на территории этой страны. Ведь еще не закончены громкие антикоррупционные расследования ФБР и швейцарской полиции вокруг некоторых решений ФИФА не только по поводу России, но и Катара. Поэтому я бы не торопил события и не делал преждевременных, скоропалительных выводов.

– В девяти предыдущих отборочных циклах сборная Украины лишь однажды пробивалась в финал – на ЧМ-2006 и еще раз играла на домашнем ЕВРО-2012. Но мы же с вами не станем заведомо ожидать от нашей команды плохих результатов в квалификации ЧМ-2018?

 Понимаю, к чему вы клоните. Должен ли быть у ФФУ план Б? Безусловно! Но коль уж мы переходим в сослагательное наклонение, тогда давайте и я для пущей наглядности порассуждаю гипотетически и даже приведу один пример.

Вы же помните, что в последнем сезоне еврокубков УЕФА разводил представителей Украины и России, дабы исключить проведение очных матчей между клубами обеих стран. Но представим себе, что в финальном матче «Днепру» пришлось бы играть не с «Севильей», а, скажем, с «Зенитом» или московским «Динамо»… Как вы полагаете, велась ли бы дискуссия на эту тему в Украине? Ведь если бы украинский клуб отказался от поездки на финал в Варшаву, не желая играть с россиянами, он не только получил бы достаточно унизительное техническое поражение, но и в придачу к нему еще и дисквалификацию – как минимум на следующий сезон. Разве не так?

 Ну, одно дело – ехать играть в Варшаву, а другое – в Саранск, Нижний Новгород или Москву. Я представляю, какое морально-психологическое состояние может быть у нашей сборной и ее болельщиков во время пребывания на территории РФ…

– Разумеется, я разделяю вашу озабоченность и отдаю себе отчет в том, что у данной проблемы не может быть простого решения. Но как футбольный функционер я также обязан думать о том, как не навредить авторитету нашего футбола в сложившейся кризисной ситуации.

По сути отказ от участия в квалификации – это два года самоизоляции, без каких-либо международных матчей и, понятно, резкая сдача позиций в рейтинге ФИФА. Еще это означало бы также развал сборной страны, которую потом пришлось бы воссоздавать заново, как это уже было в начале 1990-х. Разве это не было бы ударом по репутации национальной ассоциации?

Если вы действительно обеспокоены будущим национального футбола, тогда у вас не должно возникать вопроса по поводу того, почему новая администрация ФФУ не отозвала ранее отправленную заявку на участие в ЧМ-2018 – это было бы равноценно приостановлению членства Украины в ФИФА. Все же очевидно…

А эмоциональное состояние большей части нашей публики действительно таково, что многие готовы отказаться от ЧМ-2018, а дальше – будь что будет. Вы думаете, радикальные настроения не гуляли и в коридорах Дома футбола? Но я считаю, что при любых обстоятельствах профессионалы, прежде всего, должны руководствоваться разумом, а не одними эмоциями. Лишь в таком случае мы будем услышаны всеми членами международной футбольной семьи. Миру должна быть понятна аргументация и логика действий ФФУ. И артикулировать ее необходимо тоже на общепонятном футбольном языке.

 Не спорю, у ФФУ нет объективного повода для приостановки членства в ФИФА, ранее подтвердившей вердикт УЕФА по Крыму. Но как согласуется позиция украинской федерации с призывами Президента Порошенко бойкотировать ЧМ-2018?

– Взывая к мировому сообществу, глава государства ставит вопрос в политической плоскости совершенно обоснованно. И мы уже убедились, как важны эти сдерживающие меры.

Однако вы правы, у ФФУ, которая представляет интересы Украины в мировом футбольном сообществе, не может быть претензий к ФИФА. А значит, ФФУ должна оставаться законопослушным членом этой организации. Стратегически задачи Дома футбола таковы – готовится к отборочному туру ЧМ-2018, а также активно доносить свою позицию до остальных членов ФИФА. Не прибегая к демаршам и ультимативным требованиям.

Поэтому, резюмируя ответ на вопрос о том, как согласуется позиция украинской федерации с призывами главы державы о бойкоте ЧМ-2018, я скажу так – мы должны быть готовы к самым неожиданным поворотам событий. Но в каждой такой неординарной ситуации обязаны действовать в строгом соответствии с уставными положениями мирового футбола.

В конце концов, мы уже имели прецедент при решении столь же непростой и чувствительной крымской проблемы. Не стоить паниковать и сейчас. На мой взгляд, лучше последовать совету моего земляка, одессита Михаила Жванецкого, и переживать  неприятности по мере их поступления…

footclub.com.ua