Україна

Перша ліга

А осадок останется

Николай НЕСЕНЮК, «СЭ в Украине» Слово, как известно, не воробей – со всеми вытекающими последствиями. Слова Алексея Савченко из его уст вылетели, и теперь безуспешны попытки загнать назад в президента черниговского клуба фразы о том, что «играла не «Десна», а мои бабки», что «я готов назвать пофамильно арбитров, которым давал деньги».

sport.com.ua

2008-10-31 07:25

Что бы теперь не заявлял сам увлекшийся футболом тридцатилетний банкир, что бы ни говорили члены уважаемой «комиссии честной игры», совсем стереть этот конфуз с лица нашего футбола уже невозможно.

Во всем мире принято за свои слова отвечать. У нас не принято. И не только в футболе. Подозрительные скандалы с договорными матчами, попытками подкупить соперников или арбитров, возникающие у нас почему-то исключительно в первой лиге, регулярно и весьма неуклюже заминаются. Как по мне, пока никого не то что не посадили, но даже и уголовного дела не завели, и говорить всерьез не о чем.

Действительно, о чем можно говорить в отечественной первой лиге, где, как заметил вышеупомянутый Алексей Савченко, играют не команды, а «бабки»? В том смысле, что хоть какое-то движение в командах появляется исключительно с приходом нового хозяина, вздумавшего выбросить немного денег на футбол, и заканчивается вместе с этим желанием.

Мне по большому счету не интересно, действительно ли брали арбитры у Савченко деньги. Уверен, что не брали. Ведь они у нас, как известно, неподкупны. Не верите? Спросите у Вадима Шевченко, руководителя комитета арбитров ФФУ. Мне другое интересно. Почему после заявления президента клуба не выступил никто из игроков и тренеров «Десны»? Почему они не опровергли слова совладельца «Партнер-Банка» о том, что за них играли «его бабки»? Где справедливое возмущение футбольных профессионалов Чернигова? Где протесты болельщиков, общественности, руководства города, который представляет команда «Десна»?

Мне кажется, что в этой истории самое страшное то, что не произошло ничего страшного. Ну, сболтнул сгоряча лишнего увлеченный футболом человек, имея в виду совсем не то, о чем все подумали. Ну и что? Ну были практически доказанные факты «договорняков», ну говорили весной о попытке покупки результата. И что в итоге? Что-то изменилось? А что может измениться в турнире, где под видом профессиональных клубов выступают группы футболистов, привлеченные деньгами того или иного «мецената», считающего, что за свои деньги он может делать с командой что угодно. Кто-то у нас искал иные способы организации футбольных соревнований кроме игр между «конюшнями» богатеньких хозяев?

Какой смысл искать коррупцию среди футбольных арбитров, когда само существование команд является по сути полулегальным. Иначе бы нам сообщали точные суммы зарплат и премиальных игроков и тренеров, а не держали бы эти суммы в глубокой тайне. Иначе бюджеты клубов публиковались бы у нас в прессе с раскладкой по всем статьям, как это делается в цивилизованных странах.

Вспомните, на чем «погорел» бывший президент французского «Марселя» Бернар Тапи. Этот экс-миллиардер угодил за решетку не за то, что хотел подкупить игроков команды «Валансьен», а за то, что предназначенные для этого деньги оказались не учтенными, то есть «черными», за что во Франции положена тюрьма. И если бы высказываниями Алексея Савченко занялась не уважаемая «комиссия честной игры», а «органы», то первым вопросом был бы вопрос о происхождении тех самых «бабок», которые, как утверждает наш герой, играли в футбол вместо «Десны». У наших футбольных меценатов об этом спрашивать не принято. Принято молчать, старательно отфильтровывая слова, чтобы не полетели эти слова куда не следует, как у Савченко.

Мне кажется, что турниру первой лиги реально угрожает вовсе не мифическая «продажность» арбитров. Угрозой главному резерву нашей переименованной высшей лиги является как раз та самая «игра бабок», которая мгновенно стирает с лица земли одни «клубы» и создает другие. Ау, где ты, луганский «Коммунальник»? Еще месяц назад был такой клуб первой лиги, а теперь исчез без следа, будто и не было. Хозяин «бабки» перестал давать. И все. Нет никакого «Коммунальника». Точно таким же образом хоть завтра может исчезнуть и упомянутая «Десна» со своим словоохотливым Савченко, и любая другая команда первой лиги. Даже все вместе могут исчезнуть ввиду возможных последствий глобального кризиса.

И тогда вопрос о коррупции среди арбитров исчезнет сам собой. Вместе с арбитрами, которые прямо зависят от «бабок» таких как Савченко, вносящих заявочные взносы в ПФЛ на оплату арбитров. Так что беречь мы должны дорогих футбольных меценатов и просить их слов лишних не говорить. Потому что слова улетят, а осадок останется...

В разговоре с корреспондентом «СЭ» возможное развитие ситуации прокомментировал заместитель главы комиссии этики и честной игры ФФУ Игорь Кочетов.

– В среду нами были получены письма с объяснениями, которые мы затребовали от президента «Десны», – сказал Кочетов. – Могу сразу сказать, что сенсации, скорее всего, не будет. В своем письме господин Савченко говорит, что высказывания на пресс-конференции прозвучали под влиянием эмоций, а некоторые из них были просто вырваны из контекста.

Могут ли быть применены к президенту «Десны» какие-либо санкции? – На основании чего? Он не называл никаких фамилий, никого конкретно не обвинял. Просто выразил свои мысли, сказал то, что сказал. Мы приняли эту информацию к сведению, проведем расследование, просмотрим видеозаписи матчей, и если выясним факт несоблюдения принципов честной игры, тогда соответствующие лица будут привлечены к ответственности.

sport.com.ua