Моніторинг
Аналітика
Пролетая над гнездом футбольного ТВ
Семен СЛУЧЕВСКИЙ, для «ПРЕССИНГА» Нынешняя футбольно-телевизионная весна мне нравится. Для невнимательных повторяю еще раз: не футбольная, а футбольно-телевизионная. Совершенно поменялся «Профутбол». Уж не знаю, то ли… небеса подсказали, то ли менеджмент холдинга «Плюсов» сам понял...
2011-04-18 11:00
(часть 1)
... нечего традиционное ток-шоу превращать в очередную «юмористическую» посиделку. Место ведь давно занято «Iншим футболом» (ICTV).
Плодоносит на футбольных полях и студия Савика Шустера. Про стартовавший и тут же ушедший из эфира «Интера» проект, возможно, на время, а, возможно, и навсегда, пока промолчим, а вот его же проект на 5-м канале очень даже перспективен. Что сближает сегодняшний «Профутбол» и «Украинские страсти»? Там в студии очевиден драматургический конфликт. Модератор на «Плюсах» Игорь Цыганык и один из экспертов – уважаемый в тренерском дивизионе страны – Александр Ищенко – свободно дискутируют. Не скандалят, а именно оппонируют друг другу. Притом, кратко, одним-двумя предложениями. То, что в футболе называется: «играют в одно касание». К ним по ритму стремится и Игорь Линник, авторитетный газетный футбольный журналист. Он еще чуть-чуть приобретет опыта работы в прямом эфире, и программа заиграет новой гранью.
В «Украинских страстях» 11 апреля в студии работали Игорь Мирошниченко и Артем Франков – люди, во взглядах которых с трудом найдешь что-то объединяющее. Зато – легко – противоречия. Но и объединяющее найдешь.Любовь к футболу и знание его. Уже поднялся шорох в футбольных кругах – Мирошниченко, мол, радикал, один из фронтменов «Свободы»! Ну и что? Для меня (!) Игорь в этой программе – один из интересных футбольных журналистов. Не знаю, на одну лишь программу их пригласил в студию Савик, или надолго, но «стартовая скорость» развить полноценный диспут, (не гадюшник, что зачастую процветает в политических ток-шоу, а именно диспут) у обоих очень высокая. Для эфира, это уже драйв, это уже «движ». И это абсолютно понимает Шустер. Но в отличие от многих наших телеруководителей, или даже владельцев каналов он заботится именно о показателях своих телепродуктов, оттого и сводит в студии «противоположности», а свои собственные симпатии и антипатии в выборе героев телепередач умеет держать при себе.
Но анализ этих программ оставлю на потом. Вовсе не отдельные телепродукты на общедоступных каналах правят бал в нынешнем, и тем более в будущем мировом телепространстве в глазах целевой аудитории. Только специализированные телеканалы. Украина не есть, не будет, да и не может по определению быть исключением в этом. Вот давайте и всмотримся в ситуацию специализированного футбольного (в перспективе – спортивного) телеканала. Я почему-то не люблю словосочетания «нишевое телевидение». Предпочитаю – специализированное. Но также пониманию: свои собственные симпатии и антипатии желательно и здесь оставить при себе. Слово «ниша» имеет много любопытных синонимов: углубление, воронка, лунка, жерло, дупло. Мне очень нравится «гнездо». Почти взмываемся к вершинам мировой литературы: «Пролетая над гнездом….». Впрочем, не забыть бы и самоиронию: «Пролетая над гнездом как фанера…». Однако вернемся к серьезному.
Формально спортивных нишевых (о, как пересилил себя!) каналов в Украине было и есть несколько. Но «иных уж нет»… Да, «Мегаспорта» уже нет. И нет, отнюдь не по объективным причинам. Он и с точки зрения маркетинга развивался правильно, за что отдельный респект Александру Борисенко, и творческий потенциал канала – тот же режиссер Сергей Долбилов, те же комментаторы, включая упомянутого выше Игоря Цыганыка – был очень силен. Но нет уже «Мегаспорта». Значит, и темы для разговора нет. Совсем иная история спортивных каналов телекомпании «Поверхность». Я до сих пор восхищаюсь и тем, как приблизительно лет 15 тому назад никому неизвестный в мире ТВ Виктор Самойленко «поднял» для Украины и Лигу чемпионов и еще много мировых спортивных проектов, и тем, что до сих пор удерживает Евротурниры у себя. Да и футбольные комментаторы «Поверхности» Дмитрий Джулай и Денис Босянок – по сей день объективно сильнейшие в отечественном эфире. Но есть ли основания прогнозировать серьезные перспективы «Поверхности»? Увы, обязан опять вспомнить классика: «а те далече». В смысле от задуманных успехов. И мне нелегко писать об этом….
Настоящие перспективы есть только у специализированного канала «Футбол». Следствием такого вывода может быть создание настоящего (без всякой иронии!) наполеоновского плана. А для реализации подобного «взрослого» плана необходимо иметь три составляющих: очень крупные инвестиции в техническую базу; грамотное маркетинговое управление и программным продуктом и продвижением самого канала в телепространство страны, и, наконец, сам по себе качественный телепродукт, его наполнение.
С инвестициями – все в порядке. Я благодарю руководителей «Футбола» Александра Денисова и Ивана Гресько, за то, что они мне показали без утайки и новую технику, и студии-трансформеры, и рабочие места журналистов с возможностями первичного телемонтажа именно на этом рабочем месте, и аппаратные для более сложного монтажа. Если лет сорок назад пригород Парижа Дефанс, выстроенный принципиально по-новому, назвали городом 21-го века, то, все увиденное мной внутри ТРК «Украина», можно без преувеличения назвать студией, если не 22-го, то уж точно второй половины 21-го века. Американские проектанты сработали на совесть. Не знаю, как в масштабах всей Восточной Европы, но в русскоязычном пространстве подобной студии, конечно, пока ни у кого нет. В подобной оценке этой технической базы я далеко не одинок. Знаю, что она впечатлила как телевизионщиков с других ведущих каналов, и не только Украины, так и владельцев наших ведущих футбольных клубов. В частности, киевского «Динамо» Игоря Суркиса.
Кстати, что-то мне подсказывает: помимо владельца ТРК «Украина», больше никто из серьезных игроков на отечественном телерынке, владельцев других мощных каналов, не будет инвестировать отдельный футбольно-спортивный телеканал.
Грамотно выстраивается и маркетинговая стратегия «Футбола». Если коротко, то ее идеология держится «на трех китах»:
– в отличие от идеологии многих коллег из спортивных каналов других стран, конкретно, хорошо знакомой многим нашим болельщикам и профессионалам спорта – российской телекомпании «НТВ – плюс», украинский «Футбол» отказался от прямой абонементной платы самих телезрителей, а предпочел заключать коммерческие договоры с мощнейшими или спутниковыми («Виасат»), или с различными кабельными операторами. Так – с «Волей» в Киеве и еще в тех регионах страны, где эта структура имеет распространение.
Здесь внимание – самое главное: именно эти операторы платят «Футболу», а не наоборот, что было сплошь и рядом буквально несколько лет назад. Во всяком случае, когда дело касалось футбола. Не скрою, года два тому назад, мы с Денисовым дискутировали о стратегии распространения футбольных каналов, и я, привыкший именно к абонементной форме платного ТВ в самых разных странах, в первую очередь, спортивного, не верил в успех задуманного руководством «Украины» и «Футбола». Теперь признаю свою неправоту.
Еще два источника пополнения бюджета «Футбола» – вполне классические:
– стараться делать каждый проект под спонсорский пакет. Так старался делать и «Мегаспорт», и получалось. Что ж, тех потенциальных спонсоров, кто заточен именно на футбол, надо постепенно, но неуклонно привлекать к собственным проектам. С учетом нашего «богатого» рынка, задача не из простых, но и друго выбора нет.
– конечно же, реклама. И тут можно полностью повторить все сказанное в предыдущем пункте.
И еще одно. Очень важное. В своих предыдущих статьях я не раз писал, что мало верю, чтобы новые студийные футбольные программы могли бы приблизиться к «Футбольному уик-энду» по своим показателям. В самом деле, ну увеличат они долю с 1,0 – максимум 1,5 %, предположим, до 3%. И дальше тоже будет такой темп роста до его 7-8%? Причины тому всем известны. Сейчас не откажусь ни от одного своего слова в прошлом. Но наступает новая реалия. Инвестор ТРК «Украина» Ринат Ахметов, вкладывая такие серьезные капиталы в этот канал, не может не ставить самому каналу и задачи, не менее серьезные. А цель может быть лишь одна: канал обязан стать лидером отечественного ТВ. Вот для этого надо выйти на уровень доли 17-20%, и даже чуть больше. А если у тебя в воскресном прайм-тайме девятый год прочно находится программа с 7-8%?...
Ну, дальше все понятно. Исход «Уик-энда» из сетки «Украины» неизбежен по всем правилам телевизионного маркетинга. Так было во всех странах с появлением «дочерних» по отношению к головному общенациональному телеканалу футбольных каналов. Не важно, произойдет, это уже в новом телесезоне, т.е. нынешней осенью, или в следующем. Важно совсем другое. Уход «Уик-энда» из эфира «Украины» не будет столь чувствительным для его аудитории, как, допустим, уход «Футбольного клуба» из эфира «большого» НТВ с появлением спутниковых футбольных каналов компании «НТВ – плюс». Ведь там рядовому зрителю надо было либо платить за просмотр закрытого канала, либо пиратствовать. «Футбол» уже открыт для примерно 80% телеаудитории Украины.
Поэтому, тем более созревает необходимость серьезного анализа контента канала «Футбол», его творческого уровня.
Вот это – в следующей части.