Моніторинг
Аналітика
Альтернативная Премьер-лига
Бельгийская система чемпионата, адекватные бюджеты, выравнивание класса середняков, качественные ТВ-программы – каким может быть наш футбол.
Иван ДЫВАК, «Футбольный клуб»
2016-01-15 10:11
Украинский футбол уже вошел в стадию перемен, и все это прекрасно понимают. Закончилось то беззаботное время, когда денежный поток был стабилен и силен. Кризис. А значит, пора менять стратегию.
Этот самый кризис связан со многими вещами экономического свойства, но в первую очередь – с перестройкой сознания. Нужно четко для себя понять, что былой зоны комфорта уже не будет. Есть новые условия и вызовы, требующие нового подхода.
В свое время отечественная Премьер-лига создавалась для подъема элитного футбола и зарабатывания на нем денег. Почему она бездействовала и проедала бюджет, мы здесь разбираться не будем. Наборот, хочется заглянуть в недалекое будущее.
Владельцы клубов высшего дивизиона в едином порыве желают перемен, в связи с чем, собственно, и была создана рабочая группа, которая занимается разработкой формата следующего чемпионата Украины. Дальше последует поиск оптимальной бизнес-модели и стратегии развития для нашего футбольного хозяйства. Конечная цель – превратить турнир в привлекательный во всех отношениях продукт. Для зрителей, ТВ, инвесторов. А вот как это может выглядеть через несколько лет, попытался себе представить «Футбольный клуб». Итак, где-то в 2019 году, в послевоенное время…
Формат и интрига
Вот уже несколько лет чемпионат разыгрывается по бельгийской системе с 12 клубами. После регулярной части турнира идет стадия плей-офф, где команды разделяются по принципу 6+6. Далее начинается самое интересное: очки участников делятся пополам, что усиливает интригу в борьбе за две путевки в Лигу чемпионов. Первое место – это отдельный разговор, ибо сходу гарантирует 12 миллионов евро в качестве стартового бонуса за прямое попадание в основную сетку главного евротурнира. А с учетом отчислений от рекламы и телевизионных прав, сумма в итоге набегает солидная – равна нескольким бюджетам клубов из нижней части таблицы.
В то же время болельщики являются свидетелями лютой борьбы за зону Лиги Европы, ведь и здесь можно существенно пополнить казну. Вышел в групповой раунд – получи 1,3 миллиона евро, выгрыз победу – еще 200 тысяч евро, зацепился за ничью – 100 тысяч. Получается, что за счет выступлений на евроарене спокойно можно покрыть половину годовых бюджетов.
К слову, они, бюджеты, нынче перестали быть раздутыми. Теперь в клубах оперируют адекватными цифрами. Участнику Премьер-лиги с головой хватает 4-5 млн долларов в год. Чтобы избежать западни, как в случае с нынешними «Металлистом», «Металлургом», «Говерлой», лицензирования клубов превратили в жесткий процесс с едиными правилами для всех.
С одной стороны, такие финансовые критерии являются подъемными для растущей доли претендентов на повышение в классе из первой лиги (УПЛ уже заводит разговоры о расширении состава чемпионата до 16 команд), а с другой – они поспособствовали выравниванию класса середняков Премьер-лиги. Матчи между ними бескомпромиссны, содержательны и интригующие, что привлекает болельщиков на стадионы и к телеэкранам. В выигрыше и соискатели золота – проходных матчей практически не осталось, а значит, и подготовка к евробаталиям стала эффективнее в разы.
Телевидение
Ввиду роста спроса на качественный футбольный контент, в телестудии перестали приглашать «проходных» экспертов. В цене увлекательная аналитика, профессиональные, объективные и в то же время понятные болельщикам рассуждения о любимой игре.
Футбольные войны остались разве что в исторических справочниках. Соответственно такие набившие оскомину понятия, как заангажированность арбитров, остались в прошлом. Это, конечно, не означает, что телепрограммы закрывают глаза на судейские ошибки. Просто на этой теме уже не спекулируют, как раньше, не раздувают искусственный ажиотаж. К работе судей относятся с пониманием, потому что существует комфортная уверенность – взяток те не берут, а если ошибаются, то лишь в силу человеческого фактора.
Схема ведения репортажей о матчах также изменилась. Теперь смену у микрофонов несут исключительно дуэты – комментатор плюс аналитик. Помимо опять таки профессиональной оценки, парный жанр обеспечивает дискуссию в эфире, поддерживает эмоциональный градус, который способен еще больше расширить зрительскую аудиторию.
Работа со спонсорами
Хочешь жить – умей вертеться. Именно этот принцип взяла на вооружение Премьер-лига, которую 29 февраля 2016 года возглавил менеджер новой формации. Для начала УПЛ провела апгрейд собственного официального сайта, который превратился в кладезь полезной информации и теперь удовлетворяет запросы огромной аудитории – от пацанвы до профессиональных журналистов.
Со временем были заключены спонсорские договоры с рядом стабильных компаний. По мере того, как оздоравливался украинский футбол, росла его финансовая устойчивость. На баннерах стадионов и в теле/радиоэфирах уже не встретишь рекламы семечек и сушеной рыбы. Зато весьма органично смотрятся вывески производителей спортинвентаря, автомобильных шин, пива. Невооруженным глазом видно, что стратегия Премьер-лиги направлена не на выживание, а на развитие.
Поход на стадион стал одним из популярных способов семейного времяпрепровождения, вследствие чего на трибунах даже стали появляться семейные сектора. Клубные службы не сидят сложа руки. А как иначе, если клубная экономика переведена на коммерческие рельсы? Дармовых денег нет, активная работа с рекламодателями не прекращается. Именно поэтому на футболках команд присутствуют сразу несколько рекламных блоков. Что привлекает спонсоров? Прозрачный футбол и честная борьба.
Школы и легионеры
Кризис заставил клубы взять курс на украинизацию, и вот уже селекционеры тщательно шерстят внутренний рынок. И это, конечно, стимулирует работу футбольных школ.
Количество легионеров стабилизировалось. Их куда меньше чем в марте 2013-го, когда почти 39% игроков украинского элитного дивизиона года были иностранцами. Если наши клубы приглашают футболиста из-за рубежа, значит, он действительно хорош и действительно на голову выше местной молодежи. Иными словами, конкуренция рождает качество. Случайных гастролеров уже нет.
Естественно, молодые сербы, хорваты, поляки снова рвутся в Украину, чьи клубы обязательны и дорожат своей репутацией. Платят тут уже не по 30 тысяч долларов в месяц, но гонорары достойные и стабильные. И только если игрок по-настоящему талантлив, ему смогут предложить больше, нежели дома. Ну а то, что уровень отечественного клубного футбола повыше выше того же балканского, даже не обсуждается.
При этом лучшие украинцы все же уезжают, но, как правило, в топовые чемпионаты. Продажа доморощенных игроков стала важной статьей доходов представителей УПЛ. Разговоры же о кадровом дефиците в контексте сборной Украины – далекое прошлое.
footclub.com.ua