Моніторинг
Аналітика
Ящик Пандоры и сорок бочек арестантов
Прецеденты со снятием карточек у нас имелись. В конце концов, никто не отменял такого лучезарного понятия, граничащего с мечтой – справедливость.
Артем ФРАНКОВ, «Футбол»
2015-04-23 12:51
Вторник. День перед отлетом во Флоренцию, и этим сказано многое, если не всё. Простите, даже на супергол Иньесты – Неймара и чудесную, но едва не начудившую (а забей второй Джексон Мартинес?!) «Баварию» не слишком получилось отвлечься, разве что дырища в гвардьоловых штанах повеселила – благо парой часов ранее так же пострадали мои брюки... Полное впечатление, что «баварцы» по указу УЕФА или же собственных боссов играют первый матч через пень-колоду, чтобы потом было интереснее!
А потом непременно настанет день перед львовским матчем, и эта бесконечная круговерть будет продолжаться независимо от «Футбола», Франкова и кого бы то ни было еще.
Написал это у себя на конференции на MatchDay.ua (еще без упоминания брюк, правда, от чего запись сильно пострадала в эмоциональном плане) и тут же поймал себя на крамольной, еще недавно казавшейся вопиюще оскорбительной мысли – а я точно не лукавлю? Не пытаюсь убедить самого себя и читателя в том, что ничего в нашем отношении к Игре не переменилось и футбол по-прежнему занимает в наших душах несокрушимое и даже господствующее положение?
Ох, не знаю. По-разному бывает. Хотя ближе к матчу всё равно подопрёт, и мутноватые воды флорентийской реки Арно словно замедлят свой бег, придавленные невыносимым грузом ожидания. Когда-то тут активно боролись гвельфы и гибеллины, их амбиции и страдания, победы и поражения давно сокрыты тьмой веков, и требуется всякий раз лезть в справочник для выяснения – кто из них делал ставку на императора, а кто на Папу и к какой из партий принадлежал пострадавший Данте. Когда-то тут сочинял эпические труды Макиавелли, чтобы поразить потомков не только образчиками циничного подхода к власти, но и, к примеру, редким презрением к артиллерии – мол, нет от этих вонючих и дымных чудищ особой пользы, полководцу они лишь мешают. Когда-то тут жестоко казнили предателя Пацци и соратников, чтобы потом вдохновлять создателей ужастика о Ганнибале прибалтийского происхождения. Когда-то тут гоняли в кальчо, даже близко не задумываясь о том, что потом этих игроков на пьяцца Санто-Кроче выставят предшественниками современных футболистов. В конце концов, Флоренция и столицей Италии успела побывать – а что за столица без толкового футбола!
Поболеем. Несмотря ни на что, поболеем. Но сейчас – о другом.
ДВЕ СТАТЬИ ДЛЯ ЯРМОЛЕНКО И ШВЕЦОВА
Скандалу вокруг судейства Виктора Швецова (увы, очередному скандалу), который в матче «Волынь» – «Динамо» предъявил несуразную, на мой взгляд, желтую карточку Андрею Ярмоленко, я как журналист вроде бы должен радоваться. Как же-с – словно вернулись старые добрые времена киево-донецких войн, с арбитражем под микроскопом, гремящими заявлениями и многими тысячи сломанных в словесных сражениях копий. Нет, наверное, всё-таки клавиатур! Но почему же настолько нерадостно? Почему полное ощущение того, что наш футбол снова вляпался, а ведь он меньше всего нуждается в подобной рекламе?
Перед тем как в меру моих скромных сил удержаться от смачных эпитетов и приступить к изложению юридической стороны вопроса, спешу заметить: обильные и напрашивающиеся ссылки на недавний случай с Криштиано Роналдо не совсем уместны. Действительно, с него сняли желтую карточку, которую арбитр предъявил ему за якобы симуляцию в матче «Райо Вальекано» – «Реал», и ведущий бомбардир королевского клуба отправился покорять «Эйбар». Но в Испании свои дисциплинарные правила, у нас – свои! Другой вопрос, что, конечно, «казус Роналдо» ну очень уж в «яблочко», просто калька. Однако закон превыше всего. Наш закон.
Итак, открываем Дисциплинарные правила ФФУ. Чтоб я тут вам ничего лишнего не грузил, каждое слово сверяйте с оригиналом документа. Вот ссылка:
www.ffu.org.ua/files/hdocs_476.pdf
Непосредственное отношение к «казусу Ярмоленко» имеют две статьи.
СТАТЬЯ*** 51. АРБІТР
1. Згідно з правилом 5 Правил гри арбітр має виключні повноваження стосовно їх застосування, тлумачення та прийняття рішень щодо порушень.
2.Рішення, прийняті арбітром до, під час та після матчу, є остаточними.
3. Рішення щодо застосування дисциплінарних санкцій, прийняті арбітром під час матчу, є остаточними і не можуть бути переглянуті Органами за винятком випадків, передбачених статтею 60 Правил.
4. Органи можуть розглядати тільки правові наслідки прийнятого арбітром дисциплінарного рішення у випадках, коли таке рішення спричинило явну помилку, наприклад, помилку, припущену при визначенні особистості покараного гравця.
Не видите, как снять карточку с Ярмоленко? Вот вам повод: в п. 4 не уточняется перечень «явных ошибок», приводится только пример одного типа такой «очевидности». Буква закона совершенно не мешает расширить список за счет загадочного решения арбитра, узревшего симуляцию со стороны игрока «Динамо».
Идем дальше. Тут я убрал бы две запятые из начала статьи, но боюсь быть обвиненным в искажении, так что не буду.
СТАТЬЯ 60. ЮРИСДИКЦІЯ КДК
...4. До виключної компетенції КДК ФФУ, як органу першої інстанції, відносяться питання щодо:
4.1. вирішення справ, віднесених до компетенції Органів, якщо такі справи пов’язані з діяльністю у професіональному футболі;
4.2. застосування дисциплінарних санкцій за порушення, не помічені офіційними особами матчу;
4.3. виправлення явних помилок в рішеннях дисциплінарного характеру, прийнятих арбітром. Всі інші рішення арбітра є остаточними;
4.4. подовження відсторонення на матч, автоматично обумовленого вилученням з поля;
4.5. застосування додаткових дисциплінарних санкцій (крім персонального покарання, що застосовується арбітром).
Аналогичная зацепка – п. 4.3, собственно, развитие темы из статьи 51. Формально КДК имеет основания, чтобы в четверг де-факто оправдать игрока и обвинить арбитра. Как комитет будет действовать – вопрос уже не ко мне, а исключительно к его членам.
«КОРАБЛИ ЛЕЖАТ РАЗБИТЫ, СУНДУКИ СТОЯТ РАСКРЫТЫ!»
Что касается тонкостей назначения и мотивов столь предсказуемых действий арбитра (многие ли сомневались, что «нужные» игроки «Динамо» свое получат? Это не обвинение, разумеется, это констатация уровня ожиданий; равно как и то, что оспаривать предупреждение Данило Силве не приходится – а вот Ярмоленко.), то этим должны заниматься уже не в Контрольно-дисциплинарном комитете. Тут для начала вопросы к Пьерлуиджи Коллине и Василию Мельничуку. Потом будем посмотреть, хотя аргумент «какие ваши доказательства?» никто не отменял, и любой арбитр чист, пока кто-нибудь не обосновал обратное.
Что ж, разберемся пока с «тактическим информационным сопровождением». Генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин – лицо заинтересованное, он и предварил возможное развитие событий, пригрозив, что карточки примутся оспаривать все кому не лень. Мол, Федерация рискует открыть «ящик Пандоры», то есть коробку с бедами и несчастьями – хотя тут скорее нужно вести речь о роге изобилия. Страшно. Но так ли это, не призрачна ли угроза, все эти 15 человек на сундук мертвеца, «душные» сундуки Дэви Джонса, полосатые сундуки Конан Дойла и прочие распиаренные емкости?
А вот не уверен! Обратите внимание на иллюстрацию в конце – это протокол заседания ПФЛ, согласно которому с полузащитника «Шахтера» Геннадия Зубова в канун решающего матча чемпионата-2001/02 против «Динамо» сняли КРАСНУЮ карточку, полученную за нападение на арбитра, и заменили ее желтой. Думаю, вы помните, чем всё это закончилось – Киев проиграл не только Кубок, но и первое место. У «Динамо» были все основания, чтобы яростно протестовать против столь спорного решения, но оно фактически заявило – да пусть играет, всё меньше шуму. Этакая джентльменская договоренность президентов, вполне устроившая Лигу.
Сергей Анатольевич, а не хотели бы вы, проявив добрую волю, взять пример с «Динамо» и произнести нечто вроде «Конечно, нам куда интереснее и почетнее победить киевлян в их сильнейшем составе!»? По-моему, было бы красиво. Посещала подобная мысль?
Имелись у нас и другие прецеденты со снятием карточек (достаточно вспомнить знаменитое удаление Дениса Гармаша в Донецке или отмену предупреждения днепропетровцу Сергею Кравченко в канун матча с «Динамо», конечно же), но к открытию каких бы то ни было ящиков, кроме тех, что в письменных столах, это не привело.
В конце концов, никто не отменял такого лучезарного понятия, граничащего с мечтой – справедливость.