Моніторинг
Аналітика
Лобное место
Тарас САВЧУК, «ПРЕССИНГ» Результат поединка киевского «Динамо» в Риме я угадал. Потому-то особо и не расстроился сразу после финального свистка: моя с раннего детства любимая команда не обманула ожиданий сыграв так, как смогла, и расписавшись под тем счетом, с которым ей позволил покинуть поле сильный, искушенный, голодный и злой соперник.
ПРЕССИНГ
2007-09-26 11:45
А вот «послевкусие» было по традиции горьким. Тяжелое чувство – ну что ж мы такие убогие и сирые! – в который уж раз выползло из глубин своей душевной норы. Уверен: не один я переживал такое. Скорее всего, подобные мысли посещали и Анатолия Демьяненко, днем позже материализовавшись в заявление об отставке с поста главного тренера команды, тут же заверенное президентом клуба Игорем Суркисом.
ВРЕМЯ ИЗМЕРЯЕТСЯ МЭТРАМИ
Еще один непродолжительный период вписался в новейшую эру «Динамо» – эру после Лобановского, в которой старательные ученики Мэтра, сменяя друг друга, лишь утверждают всех во мнении – насколько же ВЕЛИК был Валерий Васильевич. Велик, могуч и неповторим... Идея сама по себе не может приносить результата, для ее реализации нужны мозги и мышцы.
Демьяненко, увы, не удалось стать вторым Висенте дель Боске, который в свое время стремительно, по-суворовски, прорвался к вершинам из-за спин именитых полководцев, до него не способных превратить мадридский «Реал» в непобедимую армию. Но стОит ли порицания деятельность Анатолия Васильевича в роли главного? Он, динамовец до мозга костей, просто выполнял свою работу так, как умел и понимал, не требуя, кстати, заоблачных гонораров за успехи. Последних, кстати, подсобралось – чемпионский титул, две победы в Кубке Украины и столько же Суперкубков. Выходит, после ухода Лобановского Демьяненко – самый титулованный тренер киевлян. Алексей Михайличенко дважды приводил подопечных к чемпионству, но в кубковых турнирах праздновал триумф всего по разу, а нынешний рулевой – Йожеф Сабо – ограничился победой в Кубке-2005.
Касательно гонораров, о которых ни Демьяненко, ни Игорь Суркис предпочитали вслух не говорить. Тот же дель Боске, четыре года проработав в «Реале», покидал клуб одним из самых высокооплачиваемых тренеров планеты. Боссы донецкого «Шахтера» обнародовали зарплату Мирчи Луческу – 226 тысяч долларов в месяц. Наставник «Динамо», по слухам, получал в десять раз меньше! Для его сменщика Сабо солнце, вероятнее всего, тоже не из-за золотых гор вставать будет. Зато исчезать очень даже часто может в самых что ни на есть грозовых облаках.
Мне, откровенно говоря, не совсем понятны мотивы, побудившие 67-летнего Йожефа Йожефовича оставить теплое кресло вице-президента по селекционной работе ради того, чтобы снова рисковать нервной системой, здоровьем, репутацией и стабильностью своих отношений с окружающими. Впрочем, кто же, если не он, один из богатырского поколения динамовцев?
ЛИШНЯЯ ПАРА ГЛАЗ ДЛЯ ИГОРЯ СУРКИСА
Сабо на подстраховке – уже в пятый раз. По поводу нынешнего его пришествия, наверное, мало кто питает иллюзии. Ясно, что клубный стяг не должен оставаться без знаменосца, пока руководители подыскивают тренера с именем, амбициями и способностью в условиях наших реалий взять на себя ответственность за спортивную часть некой антикризисной программы. Кто из таких специалистов соблазнится приглашением занять ЛОБНОЕ место, мы, полагаю, узнаем не позднее зимы. Гадать, будет ли это Олег Блохин либо кто-то из иностранцев – дело неблагодарное. У команды Олега Владимировича еще осталась возможность перевернуть турнирное положение с ног на голову (или все же наоборот?), потому сегодня любые рассуждения о его шансах возглавить «Динамо», по меньшей мере, некорректны. Что же до зарубежного отделения тренерской биржи труда, о нем куда подробнее и квалифицированнее поведают сам Игорь Суркис или хотя бы новичок динамовского директората Резо Чохонелидзе.
Станет ли грузинский итальянец для нашего чемпиона вторым Питером Кеньоном, покажет время. Связи, которыми Резо оброс в бытность свою сначала футбольным агентом, а затем ответственным лицом менеджмента «Милана», безусловно, пригодятся. Кроме того, Чохонелидзе может выполнить функции своеобразного лакмуса, незамыленных глаз Суркиса-младшего. У «Динамо» налицо – кризис жанра, и кому, как не кризис-менеджеру, давать в руки дубинку непопулярных мер.
Киевскому гранду нужен импульс. Встряска. Стресс. Положительный, поскольку от негативного, вызванного смертью Лобановского, «бело-голубые» никак не оклемаются. Это сказывается на всех процессах жизнедеятельности клуба. А что касается игры его первой команды, она, увы, побуждает процитировать знаменитого аргентинского тренера Луиса Сесара Менотти. Уж не помню, кого он так охарактеризовал: эта команда может выигрывать или проигрывать, но она не будет ИГРАТЬ в футбол.
После Лобановского коллективом руководили Алексей Михайличенко, Йожеф Сабо, Леонид Буряк и Анатолий Демьяненко. За пять лет в памяти всплывает совсем не много периодов, когда записной лидер нашего футбола подтверждал этот статус не только турнирными достижениями на внутренней арене, но и надежной, современной игрой. Я бы выделил концовку сезона-2002/03, при Михайличенко, и стартовый отрезок прошлого спортивного года, завершившийся победой в лигочемпионской квалификации над «Фенербахче». В остальное время случались яркие матчи (даже в Лиге чемпионов), всплески отдельных игроков или связок, но, выписывая цельную картину, обнаруживаешь, что ее цветовая гамма соткана в основном из оттенков серого, этот тон так и просит снабдить его приставкой «моно».
Конечно, и оглушительных провалов до прошлогодней еврокубковой осени не наблюдалось (в отличие от того же донецкого «Шахтера»), но сей факт для бренда, на который работают люди, причастные к историческим победам 1960-х, 70-х и 80-х годов, кажется не бог весть какой отрадой.
ТРАДИЦИЯ – ЭТО ПРОГРЕСС В МИНУВШЕМ...
В том, что безвременье затянулось, я не стал бы винить ни тренеров, ни руководителей динамовского клуба. Вспомните: у самого Лобановского в последние два года жизни команда и близко не напоминала его же звездные творения. Потому, прежде всего, что менялись условия работы – открылись границы для легионеров из дальнего зарубежья, коллектив делался все более многоязычным и мультиментальным, не все из заезжих звезд могли быстро сложить себе цену и заставить себя отрабатывать контракты до десятого пота.
В новой ситуации кто потерялся, а кто – растерялся. Не миновала чаша сия и динамовских топ-менеджеров. На Бессарабке слагали легенды том, как подруги киевских легионеров хаживали к президенту клуба выбивать «материальные блага» для своих – в этом буквальном смысле – благоверных. Проколы селекционной службы, вместо звезд и звездочек упорно поставлявшей «пустышек», стали темой для анекдотов. А от понятий «преемственность» и «верность традициям» постепенно остался разве что наспех подкрашиваемый фасад...
Известный французский политик и ученый Эдуард Эррио сказал: традиция – это прогресс в минувшем, в будущем прогресс станет традицией. О том, что в «Динамо» чтят свое прошлое, свидетельствует появившаяся совсем недавно над эмблемой клуба вторая золотая звездочка. Напоминая о славных страницах, она одновременно и обязывает тех, кто теперь носит на груди два пятиконечных знака отличия. Обязывает как раз к ПРОГРЕССУ. А многих ли вы назовете динамовцев эпохи после Лобановского, которые, надев бело-синюю форму, выросли в игровом плане, преодолели в футбольном развитии хотя бы одну ступень качественной лестницы? Зато примеров обратного толка – предостаточно.
Словом, похоже, «пятилетка ренессанса», объявленная в Украине в связи с предстоящим Евро-2012, становится актуальной и для флагмана отечественного футбола. А пример президента ФФУ Григория Суркиса, втягивающего страну в перестройку инфраструктуры и перезагрузку сознания, не может не вдохновлять его младшего брата Игоря, проходящего свои многотрудные управленческие университеты. Отступать – некуда...