Моніторинг
Аналітика
Неблагородное сражение за благосклонность…
Валерий НОВОБРАНЕЦ, «Команда» Во вчерашнем номере «Команды» было опубликовано интервью генерального директора «Кривбасса» Александра Затулко, которое он дал клубной пресс-службе. Поводом для него послужила ситуация на 24-й минуте матча «Шахтер» – «Кривбасс»…
2011-08-11 17:00
…когда при счете 0:0 мяч после удара Ринара Валеева был отбит рукой Дарио Срны, находившегося в своей штрафной.
Как метко выразился корреспондент «КОМАНДЫ» в своем отчете об этом поединке, «весь стадион и все телезрители видели, что был пенальти, но судья Ищенко назначить его не решился».
Мысль нашего журналиста развил Александр Затулко: «Создалось впечатление, что в ряде моментов арбитр больше думал не о том, как верно трактовать эпизод, а о том, чтобы его трактовка была благосклонно оценена руководством донецкого клуба».
В принципе, мы в «КОМАНДЕ» прониклись мыслью, которую не раз озвучивал куратор украинского арбитража Пьерлуиджи Коллина. Мол, судьи – живые люди, и на принятие решений в сложных ситуациях у них имеется лишь несколько десятых секунды. Возможно. Но что же происходит с арбитрами, почему в их решениях, по словам Затулко, сквозит что-то лакейское?
РАЗ – СЛУЧАЙНОСТЬ, ДВА – ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. А ТРИ?
Давайте не будем голословными и рассмотрим несколько эпизодов из трех последних матчей горняков.
На 84-й минуте поединка 3-го тура «Шахтер» – «Карпаты» при счете 2:1 Кучер в своей штрафной дважды, сначала левой, а затем правой рукой, коснулся мяча, прерывая прострел соперника, но свисток арбитра Бойко промолчал.
На 87-й минуте матча 4-го тура «Арсенал» – «Шахтер» при счете 0:1 Кучер с помощью рук в своей штрафной (в этом вы можете убедиться, взглянув на фото) прервал проход Кобахидзе, но судья Грисьо оставил этот момент без внимания. Кстати, уже после следующей встречи, с криворожанами, Мирча Луческу сказал: «В футбол играют ногами, а не руками, чтобы остановить соперника». Понятно, что это замечание касалось подопечных Юрия Максимова.
Ну и эпизод на 24-й минуте матча 5-го тура «Шахтер» – «Кривбасс»…
На мой взгляд, подкрепленный новейшими методическими рекомендациями по трактовке игры рукой, которые были озвучены Коллиной при общении с журналистами, – три чистых пенальти. Но во всех трех случаях футбольная Фемида в лице отечественных рефери была благосклонна к команде Мирчи Луческу. Это обстоятельство подтолкнуло снять с полки статистический справочник. И, признаться, там я нашел прелюбопытное, на мой взгляд, подтверждение словам гендиректора «Кривбасса» о боязни арбитров лишиться благосклонности руководителей донецкого клуба. Знаете, например, сколько было назначено 11-метровых в ворота «Шахтера» в поединках чемпионата Украины в сезоне-2008/2009? Ни одного! А в следующем? Столько же! В минувшем, правда, эта приятная для «оранжево-черных» традиция была нарушена – в ничего, по сути, не решавшем матче 27-го тура арбитр Можаровский на 24-й минуте назначил первый и пока единственный (!) пенальти в ворота горняков за три с лишним года, которые национальное первенство проводится под эгидой Премьер-лиги. Кстати, где-то даже символично, что пенальти этот был назначен во встрече с киевским «Динамо». Один 11-метровый в без малого сотне поединков!
Для тех, кто попытается оправдать такое положение вещей высоким классом донецкой обороны, приведу еще один факт. Футболисты «Динамо» – команды, которая все еще сравнима по уровню с «Шахтером», – по мнению отечественных рефери за тот же период времени нарушали правила игры в своей штрафной восемь раз…
При этом надо отдать должное отдельным представителям донецкого клуба и их почитателям из числа моих коллег, которые по поводу и без продолжают твердить о благосклонности судей к самому главному оппоненту. Возьмем, к примеру, недавний матч «Динамо» с «Оболонью». Одна из программ, называющая себя аналитической, безапелляционно заявила о четырех голах, забитых в том поединке из офсайда. Мирча Луческу снизил эту планку до двух «двухметровых офсайдов», но в итоге выяснилось, что лайнсмен, точнее, лайнсвумен Наталья Рачинская безукоризненно разобралась во всех четырех случаях и даже в спорном первом моменте поступила согласно новейшим рекомендациям ФИФА – если ситуация неоднозначная, то решение принимается в пользу атакующей стороны. Кстати, первый гол украинской «моло-дежки» на турнире памяти Валерия Лобановского, абсолютно верно с помощью украинских ассистентов засчитанный арбитром из Узбекистана, наглядно подтверждает, что в Средней Азии с современными трактовками офсайда уже разобрались, а в Донецке – пока еще нет (или, по крайней мере – не все). Иначе сложно понять, почему Мирча Луческу все еще рассказывает, что «боковой судья ведь не знает, в чью голову попадет мяч после фланговой передачи». Кстати, после недавнего матча за Суперкубок, в котором, по мнению Луческу, один из голов в ворота его команды также был забит из вне игры, экс-арбитр ФИФА, а ныне глава департамента международных соревнований «Шахтера» словак Любош Михел в отличие от главного тренера сказал, что у горняков нет претензий к судейству...
ЕСЛИ КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ…
К слову, возможно, ситуация, сложившаяся после Суперкубка, и объясняет боязнь украинских рефери назначать пенальти, если, как говорил Александр Затулко, «игрок «Шахтера» не пробежал с мячом в руках в своей штрафной метров 10». Помните, в какой скандал превратилось празднование Артемом Милевским гола, забитого в том матче? Форвард «Динамо» пробежал по полю и показал трибунам, где расположились фанаты «оранжево-черных» кулаки с отогнутыми вниз большими пальцами. И когда после Суперкубка на открытой тренировке донецкой команды журналисты спросили Рината Ахметова, мол, как вы расцениваете неудачу, президент горняков почему то заговорил о непристойном жесте Милевского.
Позволю себе небольшой экскурс в историю. Ошибочно считается, что жест, показанный динамовцем, пришел к нам из Древнего Рима. На самом деле, если публика хотела, чтобы побежденный гладиатор умер, то показывала большой палец, направленный вверх, – это символизировало обнаженный меч. Если же побежденному хотели даровать жизнь, то большой палец прятался внутри сжатого кулака, подобно оружию в ножнах.
Жест же, показанный Милевским в наше время, означает что-то типа «плохо», «мне не нравится» и т.п. А что, счет 3:1, установленный форвардом «Динамо», это очень хорошо для донецких фанатов? Кстати, совсем недавно такой же жест по телевизору демонстрировали всей стране в рекламе очередной развлекательной программы – и ничего, никто не завалил суды исками о нарушении общественной морали. Характерно, что говоря о поступке Милевского (кстати, поначалу Ринат Леонидович не называл того, кто, по его словам, «показал что-то такое очень нехорошее в адрес наших болельщиков»), сам президент был не очень-то любезен. Согласитесь, выражения «А когда кое-кто будет показывать нашим болельщикам дорогу вниз, то пусть этот кое-кто хорошо подумает о том, что он сам еще никто» или «Когда, по большому счету, палец о палец не ударили, а уже начинают показывать нашим болельщикам, где их место… Это что? Они еще не доросли, чтобы показывать что-то» вряд ли когда-нибудь войдут в учебники как образец дипломатической риторики.
Тем не менее даже президент киевского «Динамо» дал, на мой взгляд, слабину и зачем-то поспешил принести «глубочайшие извинения болельщикам, руководству, тренерскому штабу и игрокам «Шахтера». Можно только представить, какой глубины извинения придется приносить всем вышеперечисленным жителям Донбасса арбитру, решившемуся назначить в ворота горняков пенальти, который, не дай бог, окажется ошибочным. Вот, похоже, и страхуются отечественные служители футбольной Фемиды.
Кстати, как-то я был свидетелем такого случая. Во время очередного поединка «Динамо» и «Шахтера» в столице киевские болельщики вывесили на центральной трибуне, прямо под ВИП-ложей, плакат на хорватском языке: «Дарио, ты – не олень (так переводится с хорватского фамилия капитана донетчан), ты – осел». В ответ Срна показал фанатам средний палец, отогнутый вверх, по-простому называемый факом, после чего обе стороны стали заниматься своим делом: кто-то – играть, кто-то – болеть. И никто из этой ситуации, встречающейся едва ли не на каждом футбольном матче как в Украине, так и Европе, благоразумно не стал делать вселенского скандала. Хотя понять Рината Леонидовича можно и даже в очередной раз восхититься его гениальным решением: едва ли не месяц вся страна говорила не о поражении горняков от принципиальнейшего соперника, а о том, нужно ли Артему Милевскому извиняться перед донецкими болельщиками.
…Подвергая критике Артема Милевского, Ринат Ахметов много говорил о недопустимости такого поведения в отношении тех, кто болеет за украинский футбол, о том, что все мы – одна футбольная семья, о культуре футбольного клуба, о том, что он будет аплодировать стоя соперникам, потому что в их сердце находится футбол. Хорошие, искренние слова. Но так ли это на самом деле?