Моніторинг

Аналітика

Мариуполь – Динамо: скрытая угроза

Президент ФФУ получил в мариупольском вопросе поддержку с неожиданной стороны. Кое-кто предлагает относиться к ней всерьез.

Евгений БЕЛОЗЕРОВ

2017-08-22 11:32

Теперь-то динамовцам точно придется ехать в Мариуполь. Что там рекомендации МВД, СБУ или Управления государственной охраны – свое весомое слово сказал «глава ДНР»!

Александр Захарченко, ставший в щекотливом вопросе внезапным союзником президента национальной федерации и главы бюджетного комитета Верховной Рады Андрея Павелко, публично заявил, что «отдал приказ прекратить огонь на южном фронте», иными словами – на мариупольском направлении. Тем самым признав не просто не предававшееся прежде огласке – отрицавшееся боевиками: они буквально до последнего времени обстреливали находящийся всего в 20 километрах от линии разграничения мирный город.

Тот самый, в котором ФФУ, несмотря на позицию спецслужб, продолжает проводить матчи и грозит техническим поражением за неявку. В том числе уже не прибывшей в Мариуполь динамовской команде 19-летних. Собравшийся на прошлой неделе в Доме футбола комитет по безопасности и стадионам вроде бы единогласно принял решение: играть в прифронтовом населенном пункте можно. Вот только пригласив на заседание представителей азовского клуба, почему-то забыл о другой заинтересованной стороне.

В самом деле, зачем тревожить «Динамо», проводящее в четырех с половиной тысячах километров от Киева важный матч Лиги Европы? Что нового, кроме не совпадающей с мнением федерации обоснованной правовой позиции могут озвучить юристы столичного клуба? Пусть лучше получат утвержденное еще до заседания решение комитета и примут к сведению. А захотят оспорить – до календарной даты матча останется всего десять дней.

***

Впрочем, вы наверняка помните, как при рассмотрении дела о наказании «Динамо» и «Шахтера» за поведение болельщиков на матче Суперкубка Украины апелляционный комитет ФФУ вдруг решил, что КДК не в полной мере учел позиции заинтересованных сторон – и отправил вопрос на повторное рассмотрение контрольно-дисциплинарным комитетом. Чем не прецедент для комитета по безопасности и стадионам?

Заметим к слову, что полный текст решения после множества напоминаний ФФУ обещала прислать в «Динамо» лишь… вчера к концу дня. А до этого опираться клубу приходилось на лаконичную выжимку из текста, сначала опубликованную, а затем поспешно снятую с официального сайта федерации. Для подготовки же апелляции (это любой юрист скажет) необходимо располагать мотивационной частью документа. Тут мало знать, что решено – важно понимать, чем решение объясняется.

Не все понимают, что «Динамо», отстаивая в этом вопросе свои интересы, действует и в интересах других клубов, еще не успевших подвергнуться риску в результате приезда в Мариуполь. Гарантии «ДНР» мы тут всерьез не рассматриваем. Захарченко, не секрет, – человек подневольный: сегодня ему посоветовали занять одну позицию, завтра – другую. Скажут прекратить огонь – прекратит, скажут бабахнуть по мариупольской арене прямой наводкой – немедленно возьмет под козырек.

***

Кстати, не совсем понятно: относятся слова команданте Захарченко только к матчу против киевлян – или стрельба с той стороны прекратится окончательно? Возможны ли обстрелы в дни проведения других игр? И к кому обращаться, если гарантии, не стоящие и бумаги, на которой написаны (а были ли они вообще оформлены письменно?) будут нарушены. Какую ответственность несет «ДНР» за возможную буквально в любой момент гибель людей? Футболистов, тренеров, болельщиков…

Только не надо в духе известного телеведущего ехидно замечать, что тогда уж и «Реал» мог бы отказаться играть в Барселоне после известного теракта. Ничего общего: если бы Барселона (а каталонцы – те еще сепаратисты) находилась в 20 километрах от реального фронта, Королевской футбольной федерации Испании и в голову бы не пришло играть в таком городе официальные матчи. Тут и двух мнений бы не существовало – и комитет по безопасности созывать бы не пришлось!

Но мы ведь отлично понимаем, на кого в наше время первым делом ложится подозрение в связи с терактами вроде барселонского. Не на исламских же террористов, в самом деле…

Мариуполь и вся Донецкая область, кстати, по известным причинам – регион, просто напичканный оружием. И если оно пока висит на стене, то когда-то, по определению классика, точно выстрелит. Достаточно лишь поджечь спичку, чего небезосновательно опасаются в Киеве. Народ-то горячий. Почему бы не вспомнить еще и 1997 год, когда в Мариуполе зверски избили судей, не обеспечивших нужный тогдашнему «Металлургу» результат?

***

Не кто иной, как бывший начальник полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин, говоря о канонаде на стадионе во время матча между «Ильичевцем» и «Вересом» еще в первой лиге, задавался в июне резонным вопросом: «Если пронесли файеры и петарды, почему те же люди не смогут пронести гранату?»

Когда «Мариуполь» стартовал в премьер-лиге, безопасность на стадионе и окрестностях гарантировалась за счет массовой мобилизации на игру правоохранителей и доставки на арену металлодетекторов со всех близлежащих блокпостов. И это печаталось в открытой мариупольской прессе. Не велика ли цена удовлетворения амбиций президента ФФУ?

Федерация эти высказывания игнорирует, но публикует на своем сайте другое письмо Аброськина, полуторамесячной давности. В нем стыдливо ретушируется дата, которая могла бы засвидетельствовать тот вопиющий факт, что гарантии дает человек, который уже не является начальником Главного управления Национальной полиции в Донецкой области, а, пойдя на повышение, стал первым заместителем главы Нацполиции Украины.

Скажете, риторический вопрос? Может быть. Но есть и другие, на которые хотелось бы получить ответы. Почему в заседании комитета по безопасности и стадионам участвовало 7 человек, а не 11 – не потому ли, что мнение четырех шло вразрез с генеральной линией? Почему «Динамо» не получило своевременно протокол – ведь именно по этой причине в Мариуполь не поехали юноши?

***

Еще раз: почему на заседание комитета были приглашены представители «Мариуполя», но сделано все, чтобы свои доводы не могли представить динамовцы? Почему в 2004 году возглавлявший тогда федерацию Григорий Суркис (помните постоянные разговоры про конфликт интересов?) при первой же просьбе «Шахтера» согласился на перенос матча с «Волынью» в Одессу, ни слова не сказав, что горняки-де просто боятся ехать в Луцк? И почему теперь усомнившихся в своей безопасности в Мариуполе динамовцев обвиняют в банальной трусости? 

Совсем недавний пример: отмена кубкового матча «Полтава» – «Шахтер». Он ведь не из-за неготовности поля не состоялся: решение на этот счет принимает только арбитр, но мнение Екатерины Монзуль там, где речь идет о горняках, никакого значения не имело – достаточно фотографий и позиции гендиректора донецкого клуба Сергея Палкина. Речь шла о соображениях безопасности.

В связи с этим – еще вопрос: по мнению графологов, под документом об отмене матча стоит подпись вовсе не главы комитета по безопасности и стадионам г-на Прокоповича. В апреле тот, не желая вдаваться в дискуссию, ушел от неудобного вопроса: «Подпись моя – и точка!» Сейчас, если верить телевизионному сюжету (а как не поверишь, если видишь своими глазами), даже не ушел, а убежал. Попросив охрану удалить съемочную группу с территории, прилегающей к Дому футбола.

Во вторник ждем заседания исполкома национальной федерации. Сюда, надеюсь, уже прибудут все заинтересованные лица (ну, или почти все – из «ДНР», по крайней мере официально, никого не будет). Ждем судьбоносных решений. Не исключено, что «Динамо» получит требуемые гарантии хотя бы того, что для обеспечения безопасности матча в Мариуполе (а еще 500 километров из аэропорта Запорожья) не только клубом, но и полицией сделано все, что возможно.

Какова цена вопроса – мы уже знаем…

sport-express.ua