Моніторинг
Аналітика
Говорун Я
Михаил ПОДОЛЯК, obozrevatel.com Большая политика пока не впечатляет. Правящая команда мощно и жестко укрепляет свои тылы, подминая под себя все распорядительные должности. Сегодня на вес золота (в прямом и переносном смысле) даже самые ничтожные кабинеты, которые еще вчера валялись в грязи. За ненадобностью. Оппозиция явно растеряна и по-детски обиженными глазами смотрит...
obozrevatel.com
2010-04-15 08:10
... за тем, как группа Януковича растрепанным веником выметает из кулуарных коридоров их представителей.
А что они могут сделать? Разве что продолжать играть в оловянные солдатики и бороться с ветряными мельницами. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы у оппозиции появились серьезные мобилизационные лозунги, обновленное менеджерское ядро и действенные методики давления на власть. Пока же, как я уже говорил в предыдущих текстах, все предсказуемо/печально.
Совершенно неожиданно гораздо более жесткие баталии развернулись… на футбольных полях. Во всех смыслах. Сегодня это уже и большая политика, и макроэкономика, и даже напряженная борьба с коррупцией. Именно здесь – в украинском футболе – идет самая настоящая война за влияние.
Парадоксально, но главным спикером Украины на футбольные темы выступает нынче не Ахметов, и не Суркис, и даже не Коломойский с Колесниковым. Больше всех сегодня разговаривает Александр Владиленович Ярославский, молчаливый некогда владелец скромного харьковского «Металлиста». Раз за разом Ярославский буквально взрывается от негодования, стремительно занимая вакантную нишу «скандального разоблачителя».
Однако, к большому сожалению самого Александра Владиленовича, есть огромное несоответствие между тем, как он говорит и тем, что он говорит. Речи Ярославского жесткие и оскорбительные. В целом для футбола. Но содержание их банально и поверхностно. Что-то типа «мы хотим играть в футбол, а какие-то дяди нам мешают». Новоиспеченный спикер предлагает нам традиционный разговор на повышенных тонах и не по сути, а по личностям.
Впрочем, разве от харьковского олигарха можно было ожидать чего-то иного? Основательно потершись на вторых футбольных ролях, Ярославский неожиданно для себя осознал, что «футбольный бизнес выглядит чрезвычайно просто («бей – беги – плати – кричи») и что разобраться в нем запросто можно за считанные дни. Судя по всему, он уже искренне верит, что отлично знает внутреннюю кухню футбола и готов к широким жестам.
Его фундаментальный тезис звучит так: «дам миллион, если будете играть». Это он говорит, в том числе, и о сборной Украины. Оставлю пока за скобками очевидную аморальность самого принципа примитивной накачки деньгами любого проекта. Примитивный жлобский олигархизм в самом грязном виде: «эй ты, возьми кучку денег и давай шевелись!» Бессмысленные и несистемные вложения денег, которые часто делаются либо по глупости, либо из-за понтов, либо ради простенького PR-эффекта – провоцируют две самые страшные болезни.
Во-первых, резко повышают обязательные издержки самого бизнеса. Превращают отрасль (в данном случае, футбол) в «гонку кошельков». Отрасль молниеносно перестает быть привлекательной и надолго отпугивает системных инвесторов. А в чем сегодня особенно остро нуждается Украина? Правильно. В реальных бизнес-планах и реальных менеджерах. Во-вторых, накачка деньгами обязательно и надолго развращает игроков, тренеров, технический персонал. Зачем пахать, если за одно твое сосуществование на футбольном поле, тебе платят огромные деньги? Зачем что-то кому-то доказывать, рвать жили, проливать литры пота, если ты все равно уже в денежной элите? Просто выходи на поле и вынимай деньги с карточки.
Цена игроков растет, а качество игры падает. Ярославский же, как будто бы всего этого не замечает, и по-прежнему настаивает на экстенсивном пути развития отрасли. И даже не скрывает собственного невежества. Вопрос, правда, остается открытым: а зачем накачивать деньгами клуб или сборную? Они что, сразу начнут разгромно выигрывать у «Барселоны», «Баварии» или сборной Голландии? Зачем устраивать гонку долларовых гонораров? Роман Абрамович, купив лондонский «Челси», поначалу сильно раздул «трансферный бюджет», предлагая руководству клуба покупать звезд пачками и предлагать им самые высокие на рынке зарплаты. И что в итоге?
Через два безумных года он понял, что это идеальный тупиковый путь. Звезды есть, игры и кубков нет. Абрамович быстро сменил тактику и сегодня «Челси» строит обыкновенный бизнес-механизм. Без понтов. А на смену лондонцам пришел «Манчестер Сити», принадлежащий арабским шейхам. И, в частности, Мансур бин Зайед аль Нахаяну.
Тактика та же – массовые скупки звезд и резкое завышение их заработных плат. Вопрос к Ярославскому: если в команде есть игрок с годовой зарплатой в 60 млн. евро, сколько должны получать остальные, чтобы не завидовать ему острой завистью и не плавить звезду при любой возможности? Или не так: насколько эффективной сборной будет команда, где любому игроку за банальный выход на поле против сборной Люксембурга нужно заплатить 50 или 100 тысяч долларов? За одну игру в майке национальной команды государства Украина.
Понимаю, человек, который уже поймал футбольного бога за бороду, все знает и все понимает.
И сумеет выстроить идеальные отраслевые конфигурации. Важно иное. Откуда же у Ярославского сегодняшняя разговорная прыть? Вчера – набыченный молчун. Сегодня – яркий говорун. Если ответить на эту загадку-закавыку, то сразу станет очевидной одна неискоренимая и фундаментальная особенность наших украинских публичных деятелей. Политиков, бизнесменов, олигархов и прочих решальщиков. А особенность эта печальная. У нас есть всего несколько человек, способных держать удар, не предавать большие и малые идеи и не размеривать дружбу на ситуативные выгоды.
Подавляющее же большинство, несмотря на личный статус и личные олигархические состояния, остро чувствуют, кому в эту минуту нужно заискивающе улыбнуться, под кого нужно упасть и как правильно исполнить соответствующие «облизывающие телодвижения». Увы, на колени у нас запросто падают министры, олигархи, звезды теле-шоу. Принципиальности нет, и она совершенно не котируется. Безотносительно к Ярославскому, человеку с большими деньгами и большими амбициями, скажу следующее. Мы часто говорим о неискоренимости коррупции, о бесконечном предательстве, о неизменном движении по кругу «от худшего к худшему».
При этом мы абсолютно правильно называем побудительные причины всего этого – личную жадность, желание урвать что-то за чужой счет, покупные государственные должности, круговые поруки и прочие клановые штучки. Но мы всегда кое-что стыдливо недоговариваем. Мы не хотим говорить о конкретной человеческой слабости, потому что сами часто страдаем такими же слабостями. Это когда ради личной сиюминутной выгоды можно продать с потрохами всех.
В том числе и друга закадычного, и мать родную. Как же так получается, что даже вроде бы состоявшиеся люди (тот же Ярославский, к примеру) готовы резко менять своих друзей и свои воззрения? А дело в странно-искривленной морали, которая неизменно гаденько так подсказывает, кому нужно срочно подставить свое седалище, а кого можно и ногами больно запинать.
Так вот, секрет говорливости того же Ярославского расшифровывается весьма просто.
Александр Владиленович частично сидит на государственных денежных потоках – в строительстве харьковского стадиона и харьковского же аэропорта (программы под Евро-2012). Нет, он, конечно, что-то вкладывает и свое и лично воспитывает всех строителей, чтобы те не разворовали материалы и в график попытались уложиться. Но все-таки он, в какой-то мере, распорядитель чужих денег. Он – на потоке. А это уже совсем другая жизненная философия. Не ахметовская (хотя Ярославский неизменно кивает на Рината Леонидовича как на пример «футбольно-менеджерского» подражательства).
Ахметов строил «Донбасс-Арену» исключительно за собственные деньги. Ярославский в основном за чужие. Что из этого вытекает? Верно. Его (Ярославского) по-украински «принципиальная позиция». Вчера, когда эти потоки жаловала («хочу – даю, хочу – забираю») Юлия Тимошенко, он, образно говоря, целовал ее нежные премьерские руки, заискивающе смотрел в ее премьерские глазки, ласково нашептывал словечки в ее премьерские ушки. И даже больше того. Люди знающие поговаривают, что А.В. очень даже жестко в кулуарах отзывался о менеджерских способностях того же Ахметова. А что сегодня? И опять в точку.
Сегодня Ринат Леонидович бо-ольшой фаворит. Он намного сильнее не только Юлии Тимошенко по части решения конкретных вопросов, но и всего БЮТ в целом. И его люди – то же Борис Колесников – курируют жирные государственные программы «под Евро». Те самые потоки, на которых старательно работает Ярославский. И Ярославский тут же меняет ориентацию, меняет врагов, меняет мишени для своих информационных нападок. Возможно, он прозрел. Возможно, он прагматично подходит к делу: кто в фаворе, того я люблю. Возможно, он банально вымаливает пощаду. А возможно, он просто выполняет самую грязную работу. Впрочем, его даже об этом и не просили.
И потому в группе того же Ахметова весьма удивлены подобной прытью и информационной самодеятельностью Александра Владиленовича. Но сам-то Ярославский прекрасно понимает истинную «цену вопроса». Дофинансирование харьковского стадиона. Как минимум. А это все – очень даже интересные сметы.
Шире о Ярославском. Его интерес к национальному футболу имеет конкретное наименование – «легализация странных доходов». Я не говорю – криминальных доходов. Но странных, стадионно-строительных – это точно. Владелец «Металлиста» думает о корысти. А это ведь отнюдь не профессиональный разговор о врожденных и приобретенных проблемах отрасли. Суета и пижонство. Ярославский, к примеру, многословно и хвалебно рассказывает о собственных «футбольных» вложениях. Но что это за вложения и сколько было этих вложений? В клуб? Все вкладывают.
И в отличие от Ярославского, делают это уже не один десяток лет. В региональную инфраструктуру? Так ведь это все-таки в большей мере строительство за госсчет. Ахметов, как я уже сказал, базы и стадионы построил действительно сам. Суркис построил базу на Нивках сам. А Ярославский привычно (для украинского бизнеса) упал в чужую программу (государственную). Но как там говорят: сделал на копейку, прокричи на рубль.
И все-таки, что это за мораль такая? Вчера ты – достаточно богатый человек – клянешься в дружбе одному. Говоришь ему примерно следующее: «давай мы попробуем построить систему футбольных сборных на троих – Суркис, Коломойский и Ярославский». А уже завтра ты оказываешься по другую сторону баррикад и позволяешь себе оскорбительные заявления. На самом деле, влияние условного «фактора Ярославского» много хуже, чем может показаться на первый взгляд.
Этот фактор намеренно провоцирует дополнительную скандальность в украинском футболе, делает его футбол объектом скептического внимания со стороны европейских и мировых футбольных инстанций («ребята, может вас пора погнать из федераций, к чертям собачим?»), ломает любую возможность компромисса, тормозит переговорные попытки обговорить новые бизнес-правила, обрезает любые профессиональные дискуссии.
Фактор Ярославского – это классическая война. Без правил. Без победителей. На выживание сильнейшего. Кулуарная команда против кулуарной команды. И что это означает? А все тоже – никаких системных изменений в ближайшем будущем. Ярославский просто загоняет всех в тупик и намеренно ломает… игру сборной. Чтобы получить еще один аргумент в свою скандальную коллекцию. Алгоритм слома прост: он накручивает тренера сборной (Маркевича, по совместительству тренера его «Металлиста»), в сборной начинаются склоки, уже формируется два лагеря – харьковско-донецкий (любимчики) и киевский (изгои), команда постыдно проваливается в ближайшие год/два (особенно это будет впечатлять на домашнем Евро).
И на этом фоне он обязательно сделает очередное скандальное заявление: «я ведь говорил, что знаю, как финансировать сборную и как нужно управлять сборной». Возвращаемся в начало пути. Но только на осколки былой отрасли. Тщедушной, с многочисленными провалами, но все-таки отрасли. Ярославскому же, судя по всему, нужно чистое футбольное поле, где можно что-либо строить с обязательным участием государственных денег.
И, тем не менее, Александру Владиленовичу надо бы понять одну непреложную истину: нельзя стараться гадить кому-либо ради самого процесса «гаження». Обязательно аукнется. Группа Ахметова явно не заинтересована в скандализации футбола. Группа Суркиса заинтересована в размеренном диалоге. А значит, Ярославского просто стыдливо забудут. А потому, еще раз спрошу: зачем так оскорбительно стараться, если заказа на разрушение нет?
obozrevatel.com