Моніторинг
Аналітика
Нужна ли революция?
Виктор ПЕТРУШОВ, «Команда» Скандалы, скандалы, скандалы... Все даже как-то свыклись с тем, что деятельность ФИФА, этого закрытого и обособленного общества, живущего по своим законам и категорически запрещающего совать свой длинный нос в дела футбольные кому бы то ни было, в последние годы постоянно вызывает множество нареканий.
2011-07-30 06:00
Причем отдельные голоса тех, кто критикует данную организацию, уже сплелись в громогласный хор…
Подобного в 107-летней истории еще не было!
Событие, случившееся 23 июля сего года, нельзя сказать, что потрясло мир, поскольку к этому все шло, но подвело черту под чередой недавних скандальных событий, проходивших в высших эшелонах Международной федерации футбольных ассоциаций. ФИФА пожизненно отстранила теперь уже бывшего вице-президента организации Мохаммеда Бин Хаммама от участия в футбольной деятельности.
Комитет по этике признал катарца виновным в даче взяток представителям Карибского региона, которые получили по 40 тысяч долларов налич-ными в обмен на голоса в поддержку его кандидатуры на выборах президента ФИФА. За всю 107-летнюю историю главного руководящего органа мирового футбола впервые уличил в коррупции чиновника столь высокого уровня.
Однако Бин Хаммам так просто сдаваться не собирается... Он пытается защитить себя и переходит в контрна-ступление, сыпля обвинениями в адрес многих чиновников ФИФА, а значит, ворошить «грязное белье», наверное, будут еще долго.
«Пожизненный запрет в отношении меня показывает, насколько обозлены эти люди, как сильна в них жажда мести, ? заявил Бин Хам-мам. ? Решением не удивлен, оно было принято задолго до этого представления. Буду бороться, ибо я так и не понял, в чем меня офи-циально обвиняют. Сначала опротестую вердикт в апел-ляционном комитете ФИФА, который, понятное дело, является карманным учреждением, затем пойду дальше. Не собираюсь уходить из футбола до решения международного Спортивного ар-битражного суда».
Ну а для затравки Бин Хаммам обвинил генерального секретаря КОНКАКАФ Чака Блэйзера в получении взяток. Дескать, тот взял 250 тысяч долларов от стран, входящих в Карибский футбольный союз, а также усомнился в легальности платежей на сумму 9 миллионов долларов, на которые Блэйзер обогатился в течение последних пяти лет. Кстати, именно Блэйзер инициировал расследование в отношении Бин Хаммама и вице-президента ФИФА Джека Уорнера в мае, которое и привело к описанным событиям. Так что кто кому мстит ? еще вопрос...
Коррупция оказалась сильнее «честной игры»
Вернемся немного назад. В конце 2010-го, накануне выборов стран, которые примут чемпионаты мира 2018 и 2022 годов, разразился крупный скандал. Настолько серьезный, что даже Международный олимпийский комитет, призванный блюсти чистоту спорта во всем мире, вынужден был вмешаться, начав рассле-дование по поводу информации, обнародованной англий-скими журналистами.
В программе ВВС утверждалось, что три члена исполкома ФИФА ? бразилец Рикардо Тейшейра (глава местной Конфедерации футбола и председатель оргкомитета ЧМ-2014), камерунец Исса Айяту (президент КАФ) и парагваец Николас Леос (президент КОНМЕБОЛ) ? получали незаконные выплаты от канувшей в Лету компании ISL, бывшего марке-тингового партнера ФИФА, которая произвела 175 незаконных выплат на сумму более 100 млн долларов целому ряду высокопоставленных фут-больных чиновников. Среди них оказались и эти трое, а так как у них «рыльце в пушку», то их не следует допускать к голосованию ? потребовали британцы (они имели свой шкурный интерес ? их заявка нахо-дилась среди претендентов на мундиаль-2018).
К тому времени англичане и так уже выбили из строя двоих членов исполкома ? ниге-рийца Амоса Адаму и главу Конфедарации футбола Океании Рейнарда Темарии, кото-рые попались на удочку хитрых журналистов из Sunday Times, которые, представившись американскими бизнес-менами, получили веские доказательства того, что эти чиновники готовы продать свой голос на выборах за возна-граждение.
ФИФА не могла отмалчиваться ? было проведено внутреннее расследование, в ре-зультате которого оба провинившихся были оштрафованы и дисквалифицированы (Амо-ду ? на три года, Темарии ? на год). Исполком сократился с 24-х до 22 членов, которым предстояло решить судьбу проведения грядущих мундиалей. А тут еще, как назло, опро-стоволосился глава заявочного оргкомитета Англии лорд Трисман, который наговорил лишнего своей секретарше, а по совместительству любов-нице, после чего вынужден был уйти. Островитяне всеми силами старались перенести выборы, выражая недоверие ФИФА и ища поддержки по всему миру. Безуспешно...
Вот и прозвенел первый звоночек
Выборы состоялись, и результаты оказались более чем странными ? «если не сказать больше...» Право на проведение ЧМ-2018 и ЧМ-2022 досталось России и Катару соответственно. То есть странам, об-ладающим едва ли не безграничными финансовыми воз-можностями, которые, к тому же, можно было заподозрить в ведении нечестной игры, по-скольку к «цивилизованному западному миру» они не относятся. Впрочем, если подозрения в отношении россиян остались только на уровне догадок и зачастую нелепых слухов, то победа заявки Катара повергла всех в шок. А кто стоял за этим? Правильно, Бин Хаммам...
А тут еще и выборы главы ФИФА подоспели. Претендентов двое ? президент организации с 1998 года Йозеф Блат-тер и Мохаммед Бин Хаммам. Вот тут-то и вышел на сцену Чак Блэйзер, обвинивший ка-тарца в подкупе, а Джека Уор-нера и еще пару мелких сошек из КОНКАКАФ в получении взяток. Суть обвинений состояла в том, что Бин Хаммам с помощью Уорнера пытался подкупить неизбалованных представителей Карибского региона с тем, чтобы они отдали ему свои голоса на прези-дентских выборах. ФИФА открыла дело, в ответ на что ката-рец напрямую обвинил в коррупции своего босса ? и Блат-тером также занялся комитет ФИФА по этике...
Все это происходило в самый канун выборов, после чего события набрали ход лавины. Блаттера, естественно, оправдали, как и Тейшейру с Леосом, которых в числе прочих коррупционеров называл лорд Трисман, а Бин Хаммама и Уорнера ФИФА отстранила от работы, чтобы провести более глубокое расследование. Опережая события, катарец снял свою кандидатуру, которую и так бы прибрали, а выборы, как и было запланировано, состоялись 1 июня. На безальтернативной основе!!!
Результат мы уже знаем: несмотря на все усилия Англии противостоять Блаттеру, он получил безоговорочную поддержку ? 186 из 203-х делегатов конгресса, на который Бин Хаммама вообще не пустили!
Впоследствии премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и выступил со своим знаменитым заявлением: «Репутация ФИФА сейчас находится на самом низком уровне за все времена. А выборы президента, в которых участвовал единственный кандидат, это ? просто фарс!»
Ну а затем ФИФА окончательно прищучила Бин Хам-мама и Уорнера. Последний, правда, оказался благоразумным. Сотрудничая со след-ствием в качестве свидетеля, он тихо-мирно ушел на покой, сохранив привилегии в виде весьма солидной пенсии.
Справятся сами или нужна революция?
Недавно Карл-Хайнц Рум-мениге пошел войной на ФИФА (и УЕФА заодно), указав на высокий уровень коррумпированности в их рядах. «Эти господа должны наконец понять: настало время для про-зрачности и истинной демократии!» ? заявил Руммениге, возглавляющий Ассоциацию европейских клубов.
И в самом деле, давно пора! Уж сколько их было, этих скандалов... Взять хотя бы, к примеру, то же «дело ISL». Эта контора, владевшая всеми правами на телетрансляции и маркетинг в ФИФА, «подпитывала» ее чи-новников, а волна от ее краха едва не отправила на дно «непотопляемого» Блаттера. Кстати, дело таки дошло до суда, в 2008-м, но обвинений ни одному из официальных лиц ФИФА так и не предъявили.
Скандалами сопровождались практически все выборы хозяев мундиаля (например, Германия, которая провела ЧМ в 2006-м, получила это право благодаря перевесу в один голос, который, как мы знаем, не так уж сложно купить) и приход к власти, а также дальнейшие «перевыборы» Блаттера на все новые сроки... Во взяточнистве обвиняют всех и вся: дошла очередь даже до предшественника нынешнего президента ? ныне 95-летнего Жоао Аве-ланжа, которым намерен вплотную заняться комитет по этике организации, которую он возглавлял с 1974-го по 1998 год.
И все-таки хоть к каким-то положительным сдвигам это в конце концов привело: принято постановление, что отныне место проведения чемпионатов мира будет определять не ограниченное количество членов исполнительного комитета организации, а представители всех 208-ми стран, входящих в ФИФА.