Моніторинг
Аналітика
Размышления у парадного подъезда, или гранаты у него не той системы
Жизнь – лучший сценарист и режиссер. Порой она подбрасывает журналистские темы, которые заранее не запланируешь.
Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбольный клуб»
2017-06-18 13:06
После окончания ХХ Конгресса ФФУ мы с несколькими коллегами стояли на улице перед входом в Дом футбола и делились мнениями о делах наших футбольных.
Из самого здания вышел вице-президент УЕФА почетный президент ФФУ Григорий Суркис, и к нему сразу подошли корреспондент «2+2» с оператором, через некоторое время к ним добавилась аналогичная парочка с каналов «Футбол».
Что такое образ?
Мне стало интересным это общение, и я присоединился к репортерской братии. Откровенно признаюсь, мое внимание привлекло не то, ЧТО скажет Григорий Михайлович, а то, КАК будет протекать его диалог с телевизионщиками.
Почему не ЧТО? На мой взгляд, ГМС вряд ли мог поведать что-то принципиально новое, отличное от его выступления на Конгрессе. Текст, озвученный им с трибуны главного собрания футбольной Украины, был, по сути, абсолютно информативным и аргументированным. Речь была подкреплена примерами из практики решения этой проблемы ФИФА, УЕФА, ФФУ и УПЛ, а также реакции главных международных футбольных структур на любой вызов безопасности всех участников соревнований: от футболистов до болельщиков на стадионах. На любой вызов: будь то невыезды украинских команд в РФ или на недавние события в Дортмунде.
По форме короткое выступление ГМС выстроилось ясным, упругим, без единой капли «воды». Дополнить его можно было лишь какими-то новыми примерами, но не доводами. В зале заседаний все доводы были озвучены.
Почему КАК? Потому, что мне был интересен диалог между интервьюерами и их героем. Ведь степень конструктивизма, столь необходимого нынешнему футболу Украины, зависит от обеих сторон этого самого диалога.
Молодой корреспондент «Плюсов» задал корректный вопрос, на который получил столь же корректный ответ. Тут же в беседу вклинился бывалый репортер «Футболов». Его вопрос был явно провокационным и наверняка заготовленным заранее.
Далее, внимание к деталям! И вовсе не потому, что в них, как всем известно, прячется дьявол, нет, я предпочитаю другую формулу – чеховскую. Антон Павлович четче всех пояснил значение понятия «образ», а именно: образ – умение в малом увидеть большое.
Так вот, последующие детали в «замедленном показе», или, выражаясь футбольным языком, в телевизионном повторе момента. Младший по возрасту, чем его коллега из конкурирующего канала, корреспондент «2+2» замолкает, возможно, из-за элементарной вежливости, а, возможно, из-за журналистской солидарности – он дает возможность герою ответить на поставленный коллегой вопрос. Но сам герой интервью просто не замечает того вопроса и весьма вежливо обращается именно к репортеру «Плюсов»:
- Я вас слушаю…
Небольшая ретроспектива
Заметьте, ГМС не грубил представителю холдинга Р.Л.Ахметова, не вспоминал ему известных «шедевров креативности», начиная от «быдла», и завершая одним из последних по хронологии «публицистичных спичей» Александра Денисова:
«В интернете появились слухи, что Григорий Суркис хочет вернуться к руководству в украинском футболе, и на внеочередном выборном Конгрессе в июне собирается заполучить должность вице-президента ФФУ. Возвращение в Дом футбола Григория Суркиса поставит крест на том, что украинский арбитраж свободен от каких-либо подковерных игр».
Здесь излишне вспоминать, что, во-первых, те слухи так и остались не подтвержденными жизнью слухами. А, во-вторых, это, конечно, «высший пилотаж» журналиста – ссылаться на слухи.
И еще одна деталь из того текста в студии ВФ – об украинском арбитраже, якобы играющем за одну команду – «Динамо». Противоположные примеры – «игры за «Шахтер», приводились и год тому назад http://www.footclub.com.ua/news/Ukraina/Prochie/19145895/Rakurs-Cherno-beloe-kino, и четыре года тому назад https://www.sport-express.ua/football/ukraina/news/223177-10-oshibok-shvetsova-v-polzu-shahtera.html.
Но я даже не об этом. Вступать в дискуссию с такими оппонентами, и доказывать, какую пользу принес ГМС футболу Украины, означает лишь опускаться до уровня самих оппонентов.
Но одну деталь, касающуюся самих каналов «Футбол», их творцам не мешало не забывать. Именно проведение ЕВРО-2012 в Украине и Польше дало возможность каналам «Футбол» вырасти профессионально в процессе работы на Евро.
Хотя сами журналисты холдинга «Украина» публично не отрицают, что именно Суркис был инициатором, идеологом и «главным мотором» той кампании по «заводу» Евро к нам, однако, конечно, такого признания вы не услышите от Денисова и его сотрудников. Впрочем, я уверен, что в подобной благодарности вице-президент УЕФА и не нуждается.
Вперед, в сегодня!
Вернемся от исторических экскурсов к этим самым мелочам, что сложили весьма интересные пазлы, к деталям, которые и напомнили название стихотворения Некрасова «Размышление у парадного подъезда».
Опытный репортер «Футболов» еще пару раз вклинивался в диалог коллеги из «Плюсов» и точно также не был замечен героем. Такое себе демонстративное, но очень корректное пренебрежение.
Из недавнего собственного опыта вспомнилось следующее: несколько месяцев тому назад Центр лицензирования ФФУ пригласил меня пообщаться с начинающими тренерами, в недавнем прошлом известными футболистами (там были и сейчас выходящие на поле игроки), и провести с ними занятие по Press Relations. Заметьте, не по Public Relations (отношения с общественностью), а по его ключевой составляющей – отношения с прессой. С тем, чему в нашем футболе только сейчас начинают проявлять должное внимание.
Сложилась не нудная лекция, а вполне живой диалог, который весьма заинтересовал и Романа Санжара, и Александра Бабича, и других. Именно благодаря активности слушателей мы вместе довольно обстоятельно разобрали пять психологических типов тренеров в их общении со СМИ, а также шесть психологических типов самих журналистов. Для чего этого нужно? Элементарно, Ватсон. Если ты информирован, то уже вооружен. Идешь общаться с прессой подготовленным, что от кого из них ждать.
Не знаю, общался ли раньше Григорий Михайлович со специалистами Press Relations, или сыграл роль его жизненный опыт, но в те минуты он четко использовал одну из технологий, рекомендуемую профессионалами этого направления PR – вежливое, «мягкое» игнорирование провокаций.
Финал сей непродолжительной сцены был предсказуем. Бывалый репортер «Футболов», уяснив, что здесь не наловить рыбки в мутной воде, удалился еще до окончания беседы.
Предсказуемо и продолжение: ни в выпуске «Футбол NEWS» от 16.06.2017 года в 15:40, ни в последующем выпуске новостей на «Футболе 1» в 22:30 диалог с Г.Суркисом именно с этой «локации съемки» не был показан в эфире, хотя камера канала не выключалась ни на миг.
Все эти детали мне напомнили короткий (меньше двух минут), но очень показательный эпизод из бессмертного киношедевра «Белое солнце пустыни», эпизода с великолепным актером Павлом Луспекаевым, который одно время работал в Киеве, в Театре имени Леси Украинки, был близким товарищем другого корифея сцены и экрана Олега Борисова. Они оба болели за «Динамо» и сдружились тогда с молодыми Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем.
Впрочем, зачем об этом рассказывать, лучше посмотрите сами этот эпизод. Сами и оцените схожесть ситуаций: