Персони

Інтерв'ю

Блохину – 60! Ретроспектива

В преддверии юбилея главного тренера киевского «Динамо» продолжаем публиковать интервью Олега Блохина прошлых лет и ретро-материалы о гениальном футболисте и амбициозном тренере.

«ПРЕССИНГ»

2012-11-02 09:05

Эта статья увидела свет в самом конце 1973-го года, в предновогоднем номере еженедельника «Футбол – Хоккей», по горячим следам первого признания форварда киевского «Динамо» лучшим игроком СССР.

ЭТО ВСЕ КОМАНДА

Итак, снова Олег БЛОХИН. Снова потому, что недавно наш еженедельник уже посвятил ему свои страницы. Тогда заслуженный тренер СССР Александр Севидов рассказал о нем как о форварде, и речь шла исключительно о специальных вопросах. Ныне иное дело – Олег Блохин признан лучшим футболистом года. Голоса ему отдали журналисты, живущие в сотнях, а то и тысячах километров от Киева, оценивающие игру молодого форварда, так сказать, с разных точек. И, стало быть, признание Блохина лучшим – факт объективный.

Традиционное ежегодное избрание лучшего футболиста сезона сопровождается, как всегда, интервью. На этот раз в нем участвует и вся семья Блохиных.

Итак, первый вопрос – Олегу Блохину:

– Довольны ли вы таким результатом голосования?
– И да, и нет. Да – потому, что оказаться первым приятно, думаю, каждому. Нет – ибо мне кажется, что я еще очень мало сделал для нашего футбола и в моей игре  еще предостаточно недочетов. Во всяком случае, многие мои товарищи по футболу, на мой взгляд, не менее достойны такой высокой чести. Я нисколько не был бы удивлен, если бы журналисты отдали предпочтение, скажем, Пильгую, Колотову, Мунтяну, Маркарову, Иштояну или Кожемякину. Вот почему я чувствую себя не совсем уютно на первом месте и, уж поверьте, не склонен преувеличивать своих заслуг. Более того, до сих пор не могу отделиться от чувства – как бы это сказать поточнее, – что это не я победил в конкурсе, а наша команда, ибо только команда делает футболиста мастерам.

– Ну, а как относится к этому событию семья?
– Любая удача сына всегда дорога родителям, – отвечает заместитель декана по физвоспитанию факультета промышленного и гражданского строительства Киевского строительного института заслуженный мастер спорта Екатерина Адаменко. – И я не хочу лукавить: меня чрезвычайно взволновало это сообщение. Но все-таки для меня, для матери, важно не только то, что мои сыновья, Олег и Николай, добиваются успеха в своем деле Важно также, как они при том себя проявляют как люди. Второе, пожалуй, важнее. Знаете, Олег не сразу пришел в футбол. В детстве он увлекался лыжами, боксом, акробатикой (даже устраивали с мужем показательные выступления), наконец, моей любимой легкой атлетикой. Но в футболе он прогрессировал особенно быстро. Все эти годы мы внимательно следили за ним – не зазнается ли, не начинает ли считать себя исключительным, не черствеет ли в суровых футбольных поединках, не считает ли себя непогрешимым? Удача – она ведь не каждому по плечу. Так вот, скажу вам искренне: больше даже, чем новый успех, меня радует то, что Олег остается почтительным сыном, добрым братом, верным другом, трудолюбивым спортсменом.

– Вы только не подумайте, – дополняет слова жены Владимир Блохин, заместитель председателя Киевского облсовета «Трудовые резервы», – что мы стараемся нарисовать образ этакого ангелочка. Слабые стороны сына нам тоже хорошо видны. Он излишне обидчив. Бывает резок, особенно когда ему кажется, что он обижен незаслуженно, тяжело переживает критику, иногда похож на колючий осенний каштан. Что ж, в таких случаях наступает «час внушения». Поостыв, он обычно приходит к правильным выводам.

– А часто ли случается этот самый «час внушения»?
– По поводу его поведения в быту, отношения к своим обязанностям у нас с Екатериной Захаровной особых претензий к сыну нет. Он успешно учится в Институте физкультуры, не позволяет себе никаких вольностей со спортивным режимом, не курит. Так что в основном претензии касаются лишь спортивных вопросов. Бывают у него матчи получше, а бывают и плохие. И вот тогда...

– Кстати, Олег, какой матч минувшего сезона вы считаете лучшим для себя?
– Против «Арарата».

– А худшим?
– Против Арарата».

– То есть?..
– В матче чемпионата второго круга, когда «Арарат» выступал в Киеве, мне удалось, пожалуй, все, чего я хотел. Впрочем, вся команда играла с подъемом, все у нас получалось. В таких случаях даже кажется, будто ты не бежишь, а летишь. Мы победили, и у всех было чувство, что победили хорошо, заслуженно. Ну, а финальный матч на Кубок против того же «Арарата» мне по сей день вспоминать тошно. До сих пор казню себя за то, что в начале игры не отдал мяч Колотову, когда мы прорвались вдвоем, вытянули на себя Абрамяна, и Виктор оказался в двух шагах против пустых ворот.

– Внушение началось еще в машине, когда мы возвращались домой, – вспоминает Екатерина Захаровна. – Я говорю Владимиру Ивановичу: погоди, дай ему хоть прийти в себя. Но он уже не мог остановиться.

– Верно. Разбор матча начался еще в машине. И вообще мы много раз возвращались к этой драматичной игре. Олег чуть не плакал. Он клялся, что не отдал мяч Колотову не потому, что не захотел. Просто не увидел его, а если Виктор и крикнул что-то, то в громе стадиона он не услышал его. И много дней спустя, понимая, что именно тот гол мог сыграть решающую роль в ходе поединка, Олег не находил себе места.

– Я вот еще что хочу сказать, пользуясь случаем. Прежде я немало грешил индивидуальной игрой, знаю это. В последнее время стараюсь больше взаимодействовать с партнерами...

– Кстати, мы оба внушали Олегу с детства, что, скажем, в легкой атлетике все в основном зависит от двоих – спортсмена и тренера. Но вот в футболе – от целой группы людей, и притом большой, то есть от слияния спортсмена с командой. И мне кажется, сын это усвоил давно.

– Да, я стараюсь играть в пас. Увы, не всегда выходит. А бывает, и просто увлекаюсь обводкой, рывком. И, конечно, в минувшем сезоне тоже было немало случаев, когда бы мне следовало не самому забить мяч, а отдать партнеру, находящемуся в более выгодной позиции. И я приношу сегодня моим товарищам искренние извинения за то, что действовал в таких ситуациях неправильно. Прошу лишь об одном: не считайте, что подобные ошибки были результатом игрового эгоизма, слепой жажды своего гола, честное слово, это не так. Я готов принять упреки в недостаточной опытности, в незрелом мастерстве, в опрометчивых решениях, даже, если хотите, в тактической слепоте – в матче все бывает, – но только не в том, что это делалось с умыслом. И я знаю, что сколько буду играть в футбол, столько будет жить во мне память о том жутком кубковом матче.

– Вообще-то, – улыбается Екатерина Захаровна, – милые сюрпризы футбола нам ведомы давно. Еще когда Олег мальчишкой убегал на площадку играть с ребятами (в том числе и на снегу), он надевал ключи от квартиры на шею, чтобы не потерялись. Я не могу даже приблизительно подсчитать, сколько раз они оставались в грязи или в снегу. Или звонит из школы по телефону: не могу, мол, уйти, сегодня по жребию играют в футбол моей шапкой – вместо мяча. А на улице мороз. Ну, и бежишь на выручку. Словом, что футбол дарит не одни радости, мы знаем.

– Прожит год. Оставил ли он у вас, Олег, чувство удовлетворения?
– В общем, да. Три года назад, когда я был в Берлине вместе с юношеской командой, немецкий журналист взял у меня интервью – первое в моей жизни. Он спросил, о чем я мечтаю. Я ответил: попасть а основной состав киевского «Динамо», поступить в институт, сыграть на Олимпийских играх и чемпионате мира в составе сборных команд страны. Почти все сбылось. В минувшем году я уже постоянно играл в сборной...

– Что вы переносите на следующий год?
– Я хотел бы в очередном сезоне использовать больше голевых моментов, чем в предыдущих. Я ведь вижу, сколько усилий прилагают Мунтян, Колотов, Трошкин, Буряк, да и другие игроки «Динамо», чтобы создать для меня благоприятные моменты. А использую я их далеко не всегда. В конечном счете, форварда характеризует не только количество забитых им голов, но и процент использования голевых моментов. Тут я отстаю. Что ж, буду стараться изо всех сил, чтобы поводов для критики в мой адрес было меньше.

И еще я хочу сегодня пожелать всем футболистам здоровья, отличного настроения, исполнения всех желаний.

Наконец, последнее. Еще мальчиком я с восторгом произносил имена тех футболистов, которые назывались первыми. Теперь к этому чувству прибавилось другое. Принося благодарность журналистам, которые простили мне мои ошибки в прошлом сезоне и все же вывели на первое место, я хочу сказать, что уже чувствую тяжесть ответственности, которую они возложили на мои плечи.

Автор: Михаил МИХАЙЛОВ, (опубликовано в еженедельнике «Футбол – Хоккей» 30 декабря 1973 года)

Читайте также:

РАЗГОВОР НИ О ЧЕМ с лучшим форвардом отечественного футбола


Олег БЛОХИН: «Если бы кое-кому в Верховной Раде я сейчас врезал, это был бы удар на благо родины. Правда, сначала надо у братьев Кличко потренироваться»