Єврo-2012

Міста

А начинали как темная лошадка

Юрий ОСТРОУМОВ, «Команда» Начав подготовку к проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года в статусе запасного города, Харьков шаг за шагом вышел едва ли не в фавориты среди украинских городов. И не случайно, на протяжении всего уходящего 2010 года первая столица сохраняла позитивную динамику своей подготовки к Евро.

2010-12-22 06:00

Напомним, что мажорным завершающим аккордом 2009 года стало открытие в начале декабря полностью модернизированного стадиона «Металлист». Его введение в эксплуатацию еще раз подтвердило то, что Харьков по праву оказался в компании с Киевом, Донецком и Львовом. Неспроста ведь президент ФФУ Григорий Суркис ставил тогда Харьков в пример всем остальным городам, участвующим в подготовке к чемпионату Европы. По словам главы национальной футбольной федерации, харьковские руководители (в первую очередь главный инвестор Александр Ярославский) сумели достичь значительного прогресса…

В сложившейся ситуации как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что правительство страны ровно наполовину недофинансировало в 2009 году программу подготовки Харькова. В цифрах это составило 252 млн грн. К счастью, материальные вопросы решились быстро, и столица Слобожанщины без каких-либо эксцессов продолжила подготовку согласно ранее составленному плану.

По-настоящему эпохальное событие произошло 10 марта 2010 года. В этот день руководство Харькова в лице тогдашнего мэра города Михаила Добкина подписало соглашение с УЕФА (который представлял генеральный секретарь организации Джанни Инфантино). В результате Харьков де-юре получил статус принимающего города Евро-2012.

А уже в апреле состоялся визит в Украину президента УЕФА Мишеля Платини. В рамках своей поездки главный рулевой европейского футбола посетил, в частности, и Харьков. Увиденным остался доволен. Главе Европейского футбольного союза продемонстрировали открывшийся недавно стадион «Металлист», загородную базу харьковского клуба в поселке Высокий, а также возводившийся в тот момент высокими темпами новый терминал между народного аэропорта. «В Харькове мне понравилась динамика проведения работ на объектах Евро-2010, – рассказал тогда господин Платини. – Сделать предстоит еще многое, но невооруженным глазом видно, что у вас все под контролем».

Как известно, в конце августа Харьков благополучно открыл современный терминал аэропорта – на сегодняшний день воздушные ворота города имеют в стране вторую пропускную способность после Киева. Параллельно этим летом на стадионе «Металлист» были устранены все замечания УЕФА. В частности, увеличили количество эвакуационных выходов и в целом улучшили систему безопасности на арене. Кроме того, была произведена полная модернизация футбольного газона. Проблемой для руководства Харькова в 2010 году стало решение вопроса о строительстве новой тренировочной базы.   При отсутствии целенаправленного государственного финансирования данного объекта харьковская власть смогла достичь компромисса с руководством Южной железной дороги. На базе отдыха «Солнечный», которая расположена в черте города, было принято решение построить футбольный оазис с пятизвездочным отелем, двумя-тремя тренировочными полями и спортивно-оздоровительным центром с двумя бассейнами. «Мы знаем, что коллектив Южной железной дороги выполняет свои обещания, и я уверен, что все работы будут проведены вовремя, – заверил нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес. – Главное, чтобы все было сделано качественно».

На высоком уровне город обязан продолжить свою подготовку к еврочемпионату и в 2011 году. Как сообщили в мэрии, основное внимание в ближайшие месяцы будет уделено наведению порядка в транспортной, рекламной и, конечно же, гостиничной сферах. Также Харьков обязуется подготовить необходимое количество волонтеров и вплотную заняться реализацией проекта по созданию масштабной фан-зоны на площади Свободы, являющейся одной из самых больших площадей мира.

НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ ДОЛЖЕН ОКУПИТЬСЯ ЗА 15-20 ЛЕТ?   Пожалуй, наиболее знаковым событием в жизни Харькова в 2010 году стало введение в эксплуатацию нового терминала харьковского аэропорта. К своему очередному дню рождения, который отмечается 23 августа, первая столица получила новые воздушные ворота. Аэровокзал, раскинувшись на площади в 20 тыс кв м, полностью соответствует всем международным стандартам. При обычных условиях эксплуатирования он в состоянии пропустить около 800 тысяч пассажиров в год, а в 2012-м, в год проведения финальной части Евро-2012, пропускная способность аэропорта возрастет до двух миллионов. К слову, обещают, что уже в 2011 году благодаря новому терминалу Харьков получит прямое сообщение со многими мировыми столицами (в частности, Стамбулом, Парижем, Дубаем…).

По прогнозам, терминал аэропорта в финансовом плане окупит себя только через 15-20 лет. Однако инвестор проекта Александр Ярославский уверен, что не все в жизни измеряется деньгами. «Когда я увидел, с какой радостью харьковчане встречают новый терминал, как они гордятся своим городом, то понял, что этот терминал для меня уже окупился», – отмечает президент «Металлиста».

НОРМУ ПО ОТЕЛЯМ ДАЖЕ ПЕРЕВЫПОЛНЯТ Свою приверженность к соблюдению динамики подготовки к Евро-2012 харьковское руководство подтвердило на примере решения вопросов в гостиничном хозяйстве. Так, в марте нынешнего года было подписано порядка полусотни соглашений между харьковскими гостиницами и официальной структурой, занимающейся размещением целевых групп УЕФА, – «TUI Travel PLC».

Согласно этим договорам, в общий номерной фонд первой столицы вошел 2621 гостиничный номер. Среди них – 301 номер представлен уровнем пять звезд, 1943 номера получили уровень четыре звезды и 377 номера имеют статус трехзвездочных. Дефицит гостиничного фонда в Харькове по сравнению с требованиями УЕФА на тот момент составлял 144 номера.

Однако совсем недавно, в начале зимы, директор городского департамента по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 Виктор Христоев отрапортовал о перевыполнении нормы на более чем полторы сотни номеров. Сейчас в стадии строительства находится ряд гостиниц, которые будут введены в эксплуатацию в следующем году и получат квалификацию четыре-пять звезд.

Об одном из таких проектов на недавней пресс-конференции рассказал координатор подготовки Харькова к Евро-2012 Александр Ярославский. Принадлежащая бизнесмену компания DCH финансирует строительство пятизвездочной гостиницы, которая обойдется его организации порядка $100 млн. По словам Ярославского, оператор гостиницы пока еще не определен – в настоящее время ведутся переговоры. «Главное, чтобы эта гостиница вообще появилась. Потому что в Харькове настоящего пятизвездочного отеля до этого никогда не было. Это будет первый отель подобного класса, расположенный в центре города, и он станет изюминкой Харькова», – заявил Ярославский. Сейчас, по словам инвестора, достроен уже третий этаж здания будущей гостиницы.