Єврo-2012

Стадіони

Одиноко сверкающий бриллиант

По материалам The Guardian (Великобритания) Возводимый в Донецке стадион «Донбасс-Арена» блистает шокирующей яркостью посреди грязи, окружающей стройплощадку. Все говорит о том, что после завершения строительства летом следующего года сооружение получится великолепным. Но это – то малое, чем на сегодняшний день может похвастаться Украина.

2000.net.ua

2008-11-21 07:00

Почти все происходящее в эти дни в украинском футболе подчинено мыслям о совместном с Польшей приеме европейского чемпионата в 2012 году, и «Донбасс-Арена» будет готова к этой дате. Строительство затянется на год дольше, чем планировалось изначально, но Александр Атаманенко, контролирующий реализацию проекта, изо всех сил старается доказать – так произошло только потому, что планы претерпели изменения в лучшую сторону.

Установлена инфракрасная система обогрева, которая, очевидно, сможет повысить температуру внутри помещения до 14 градусов, в то время как снаружи будут трещать морозы. Вокруг стадиона будет парк (его стоимость – 30 млн. евро) с розами, которыми так славится город, фонтанами, каскадами водопадов и огромным гранитным футбольным мячом, вращающимся на водном ложе. Парк станет, по уверению Атаманенко, «короной, брильянтом которой будет стадион».

Все это несколько ошеломляет. Говорят, идея строительства собственного стадиона возникла у президента «Шахтера» Рината Ахметова после поездки в 1999 г. на «Стад де Франс» на матч Франция – Украина. Через четыре года он объявил тендер на строительство арены в Донецке, а в 2005-м выбрал подрядчиком ArupSport – компанию, разработавшую дизайн стадиона «Птичье гнездо» в Пекине. Иными словами, данный проект стал частью глобальной программы Ахметова по инвестициям в Донецк, а вовсе не строился специально к 2012 г.

Нам еще предстоит увидеть, сможет ли «Шахтер» (регулярно признаваемый лучшей по финансированию командой на территории бывшего СССР) добиться заполнения 50-тысячного стадиона, но это уже другая тема. Учитывая приближение Евро-2012, трудно отделаться от впечатления, что «Донбасс-Арена» – бриллиант, сверкающий в одиночестве. В Донецке проводятся работы по модернизации аэропорта, железнодорожного вокзала, строится новая полукольцевая дорога. Все это хорошо и необходимо.

«Мы хотим превратить Донецк в деловую столицу», – заявил Анатолий Близнюк, председатель Донецкого облсовета.

Говоря о 2012 г. как о «великолепной возможности», Близнюк выглядит непринужденно и харизматично. Совершенно очевидно – он убежден, что Донецк станет крупным туристическим центром, если только удастся убедить людей ехать сюда.

«У нас хорошо развита металлургическая промышленность. Мы богаты знаменитыми людьми. Здесь жил Прокофьев. Нашу область посещал Пушкин. Я очень люблю классическую музыку и хочу поместить оркестр в соляную шахту на глубину 380 м. У нас огромный потенциал. В 2012 г. мы ждем 100 000 гостей, а в 2013-м хотим принять 120 000».

В его оптимизме нет ничего плохого, но когда с наступлением кризиса шахтеров и металлургов увольняют сотнями, разговоры о новаторских фонтанах и подземных концертных залах несколько неуместны.

Ринат Ахметов невероятно популярен в Донецке, и не только за инвестиции в инфраструктуру города и местную футбольную команду, но и за то, что он предоставляет людям работу. Но если эти рабочие места закроются, может растаять и поддержка проекту огромного сверкающего стадиона.

Складывается впечатление, что помимо этого проекта, здесь отсутствует понимание реалий и практических моментов проведения крупного турнира. Правительственные источники твердят о наличии в Донецке 70 отелей на 3 350 номеров. Тем не менее согласно отчету, подготовленному лондонскими экспертами по недвижимости (компанией Jones Lang Lasalle), в реальности есть лишь 25 гостиниц с 2 076 номерами. Из них только 592 номера относятся к категории «три звезды» и выше. Запланировано строительство 10 новых отелей с дополнительными 1 800 номерами, но если в городе действительно ожидают 100 000 приезжих (даже если студенты потеснятся и поселятся в общежитиях), наблюдается поразительная нехватка мест.

Близнюк говорит о том, что поселиться можно где угодно на территории Донбасса, но возникает вопрос – как, например, доставлять тысячи фанатов, к примеру, в Мариуполь после матчей? Ответа нет. Город намерен инвестировать средства в покупку 55 новых поездов, 120 троллейбусов и 150 автобусов до 2012 г., но факт остается фактом: недавняя бизнес-конференция, собравшая немногим более 500 гостей, привела к хаосу на дорогах города.

Последняя инспекционная делегация УЕФА, утверждает Близнюк, неофициально поставила Донецку оценку «4+» (по пятибалльной шкале), раскритиковав только нехватку гостиничных номеров. Вероятно, такую оценку можно считать почти справедливой, но огромную тревогу вызывает ситуация в других принимающих городах: процесс подготовки в Донецке, по словам чиновников УЕФА, идет самыми быстрыми темпами.

В Днепропетровске завершили строительство стадиона, но проблема с инфраструктурой там еще острее. Торговый центр, блокирующий реконструкцию «Олимпийского» в Киеве, уже снесен, но, по оценкам, строительные работы в столице идут с отставанием от графика на год. Большие проблемы с возведением новой арены во Львове.

Александр Атаманенко называет процесс подготовки в приему турнира «командной игрой», а Анатолий Близнюк признается в «тревоге за остальную Украину».

В Польше также существуют огромные проблемы: последняя инспекция УЕФА (выставляющая аренам оценки в цвете – от белого (нет проблем) до зеленого, желтого, оранжевого и красного (опасность) выставила Кракову как наиболее продвинутому проекту оценку «зеленый – желтый». Учитывая, что Краков изначально даже не входил в список четырех городов, отобранных для проведения игр, можно понять, насколько хаотично идут приготовления.

Все это по крайней мере отчасти связано с массовым уходом в отставку совета польской федерации футбола. На смену ему пришел новый совет во главе с бывшим форвардом сборной страны Гжегожем Лято. Но Лято уже успел продемонстрировать политическую неопытность, допустив ляп на первой неделе в должности, когда признал, что Польша готова принимать чемпионат совместно с Германией, если Украина не сумеет выполнить взятые на себя обязательства.

Коррупция в польском футболе остается фоновым источником беспокойства для УЕФА, однако более насущной и актуальной проблемой для команд, фанатов и журналистов является инфраструктура.

Донецк очень близок к успеху, но одной арены недостаточно. За излишне оптимистичным фасадом скрывается правда – существует очень высокая вероятность того, что чемпионат перенесут в другое место.

Константин ВАСИЛЬКЕВИЧ, газета «2000»

2000.net.ua