Моніторинг

Аналітика

Обзор СМИ. Платини верит в Украину

Виктор ЖУРАВЛЕВ, «ПРЕССИНГ» На минувшей неделе отечественные СМИ уделили много внимания последним событиям, связанным с деятельностью Премьер-лиги. В частности – выборам ее президента и судебному иску со стороны владельца «Днепра» к органу местного самоуправления, который зарегистрировал УФПЛ субъектом хозяйственной деятельности.

2009-07-06 17:30

Президент УЕФА Мишель Платини дважды за предыдущую семидневку высказывался по поводу подготовки Украины к Турниру. Сначала, если верить одной из ведущих спортивных газет Европы – французской L’Equipe, он предположил, что Украина может потерять Евро-2012. «Нам нужно принять решение в конце года. До этого время было, сейчас его уже нет. Если не будет Украины, нам нужно найти еще два стадиона». На вопрос, могут ли ими стать арены Берлина и Лейпцига, Платини ответил: «Это вариант».

Вполне возможно, что таким образом глава УЕФА отреагировал на недавние заявления Виктора Ющенко по поводу «гальмування процесу фінансування об’єктів Євро-2012» (president.gov.ua, 22.06.09). Надо сказать, европейская пресса живо комментировала критику президента Украины в адрес правительства и принимающих регионов. И это также могло повлиять на характер высказываний Платини.

К примеру, австрийское издание Die Presse пишет: «Зневірився навіть Ющенко! Чемпіонат Європи Україні не світить, вважає він, через бездіяльність уряду. Поки політики змагаються у взаємних звинуваченнях, інвестори все одно не поспішають вкладати кошти в інфраструктуру. Навіть провідні політики не вірять в успішне проведення Євро-2012. Днями Віктор Ющенко багатозначно заявив про побоювання, що Україна не зможе прийняти запланований на 2012 рік Чемпіонат. Тим самим глава держави присоромив уряд, який місяцями урочисто запевняє УЄФА, ніби тримає підготовку під контролем. Це не відповідає фактам, сказав Президент» (Inozmi.glavred.info, 01.07.09).

Разумеется, знакомые с украинскими реалиями и ментальностью нашего народа люди восприняли слова Ющенко без лишнего смятения. Ведь, по всей видимости, Президент – преднамеренно сгустив краски – попытался подстегнуть центральные и местные органы власти к более активным действиям. И именно это глава Федерации футбола Украины Григорий Суркис довел до сведения членов Исполкома УЕФА на июльском заседании в Вильнюсе.

Кроме того, как сообщает официальный сайт ФФУ, «Григорій Суркіс поінформував своїх колег про те, що керівництво держави провело низку виїзних робочих нарад в приймаючих містах. 5 червня був прийнятий Закон «Про внесення змін до Закону України «Про організацію та проведення Євро-2012» та інших законодавчих актів». 22 червня Кабінет Міністрів схвалив зміни до Державної цільової програми Євро-2012. У результаті переорієнтування коштів вдалося створити більш раціональну модель фінансування об’єктів інфраструктури. Президент ФФУ повідомив колегам і найсвіжішу новину з українського парламенту, де були проголосовані зміни до законів «Про держбюджет на 2009 рік» та «Про Національний банк України», що призведе до збільшення держфінансування Євро-2012 на 9,8 млрд. гривень».

Необходимо отметить, что после беседы с Григорием Суркисом тональность и содержание высказываний Мишеля Платини существенно изменились. На брифинге в Вильнюсе француз, в частности, заявил: «На данный момент я не хочу обсуждать никаких других сценариев. Я верю, что Украина сможет справиться с ситуацией. Мы оставляем Украине и Польше право принять турнир. В то же время мы предупредили эти страны о многих проблемах, которые должны быть решены. Нам обещали хорошие дороги, инфраструктуру, отели, но пока мы этого не видим. Надеемся, что ситуация изменится в ближайшие три месяца» («Сегодня», 03.07.09).

Вообще-то до решающего для нашей страны декабрьского заседания Исполкома УЕФА – целых пять месяцев, хотя и этот срок не такой уж большой. Тем не менее, его вполне достаточно, чтобы продемонстрировать необходимый прогресс в подготовке. И тем самым окончательно убедить УЕФА, что Украине по силам достойно провести столь масштабное мероприятие. Впрочем, это осуществимо лишь при условии полной согласованности действий всех ветвей власти. А также, разумеется, при обеспечении должного финансирования объектов турнира.

ЕВРО-2012. ПАРЛАМЕНТСКАЯ АКТИВНОСТЬ В этой связи уместно вернуться к принятым Верховной радой изменениям к законам о госбюджете и Национальном банке. Они предусматривают увеличение в текущем году платежей НБУ в государственную казну на 9,8 млрд. грн. Эта сумма будет направлена на реализацию Государственной целевой программы Евро-2012. К слову, законопроект поддержали 373 народных депутата.

Один из авторов закона, представитель Партии регионов Борис Колесников рассказал, на что пойдут эти средства: «Мы исходили из такого принципа: без чего Евро-2012 провести вообще невозможно? Это львовский и донецкий аэропорты с аэродромными комплексами. Дорога вокруг Донецка, часть трассы из Львова в Киев, и дороги, выводящие на Харьков и Ростов-на-Дону». О распределении средств между городами нардеп говорить отказался: «Мы не хотели тут кого-то поссорить, это будет решать Кабмин. Но «Шахтер» построил в Донецке стадион за частные деньги. Ну, хотя бы аэропорт можно Донецку построить за государственные деньги?..» (Proua.com, 01.07.09)

Кроме этого, как сообщает Rbc.ua, благодаря закону профинансируют сооружение и реконструкцию ряда мостов (включая возведение железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве), а также строительство станций метрополитена в Днепропетровске, Донецке, Киеве и Харькове.

Следует отметить, что ряд депутатов поддал принятый закон резкой критике. Так, представитель НУНС Ксения Ляпина назвала его «распилом несуществующих, то есть эмиссионных, бюджетных средств в интересах некоторых бизнес-групп» (Proua.com, 01.07.09). А ее однопартиец Станислав Аржевитин заметил, что поскольку получение прибыли не является главной задачей Нацбанка, то такими решениями парламент толкает финансовую систему в пропасть. «Если мы выпускаем в обращение почти 10 миллиардов необеспеченных гривен, то кому нужно такое Евро»? – вопрошает он, прогнозируя новый виток инфляционной спирали. Ему возразил Сергей Терехин (БЮТ), который заметил, что «законопроект выписан так, что им только перераспределяются доходы, полученные НБУ от выпуска денег, а посему вышеупомянутых угроз принятый документ не несет» («Голос Украины», 02.07.09).

Между тем Рада также проголосовала во втором чтении Закон «Об отчуждении земель для общественных нужд». В новой редакции список «общественных нужд» значительно расширен. «По сути, это существенно упростит проблему размещения новых объектов для Евро-2012» («Газета по-киевски», 30.06.09).

Итак, появился очередной повод убедиться, что Евро способно на время объединить даже самых непримиримых политических оппонентов. К примеру, соавторами упомянутых изменений к законам о госбюджете и Национальном банке Украины стали представители Партии регионов и БЮТ. Этот симбиоз в очередной раз доказывает, что у Евро-2012 действительно нет оппозиции. Да и Верховная рада отныне вправе претендовать на место в авангарде подготовки к Турниру.

ЕВРО-2012. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Осознавая важность реализации намеченных на ближайшие месяцы инфраструктурных преобразований, принимающие города Евро-2012 также стараются демонстрировать подвижки в каждом из ключевых направлений подготовки.

КИЕВ. Так, министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко заявил, что проект реконструкции НСК «Олимпийский» является примером оптимального соотношения современных архитектурно-технических решений и минимальных бюджетных затрат. Стадион сможет принять 69 004 зрителя. Общая смета реконструкции 197,196 млн. евро. Иными словами – себестоимость одного места – 2 857 евро.

«Показатель стоимости одного места намного ниже, сравнительно с другими стадионами мира. Скажем, в сравнении с лондонскими аренами «Уэмбли» и «Эмирейтс», он меньший в 4,7 и 3,5 раз соответственно. Этот показатель почти вдвое дешевле немецкой «Альянц-Арены», почти втрое – Олимпийского стадиона в Пекине и дешевле чем место на парижском «Стад де Франс», который был сдан в эксплуатацию еще в 1998 году. С этой точки зрения утвержденная смета реконструкции «Олимпийского» наиболее низкая для стадионов класса элит», – сказал Павленко.

Тем временем Кабмин утвердил план строительства временного терминала F в аэропорту «Борисполь». Он будет использоваться бюджетными авиакомпаниями. Согласно плану, стоимость работ по возведению быстро монтирующегося двухэтажного здания составит 413,1 миллиона гривен. Строительство будет осуществляться исключительно на средства аэропорта. Предположительно, работы будут завершены в январе 2010 года.

А вот строительство других терминалов затягивается. «Аэропорт недоволен, как идут дела по терминалу D», - отметила пресс-секретарь «Борисполя» Людмила Петрив. По ее словам, окончание работ на этом объекте откладывается как минимум на пять месяцев. Напомним, изначально планировалось, что строительство будет завершено во втором квартале 2011 года («Дело», 30.06.09).

ЛЬВОВ. Министерство транспорта объявляет конкурс на строительство международного терминала местного аэропорта. Его победитель будет назван в конце июля. Спорным вопросом до последнего момента оставались условия финансирования строительства терминала. По информации газеты «Дело», Минтранс остановился на варианте передачи аэропорта в концессию на 49 лет. Проектная прибыль будет разделена следующим образом: 80% – инвестору, 20% – государству.

«Хотя в сегодняшних непростых экономических условиях будет очень трудно найти концессионера, более реально было бы привлечь просто инвестора и строителя», — отмечает заместитель мэра Львова по вопросам подготовки к Евро-2012 Александр Жариков. Как сообщили в облгосадминистрации, на участие в конкурсе уже подали заявки 38 компаний, которые представляют Россию, Украину, ЕС и Китай («Дело», 02.07.09).

ХАРЬКОВ. За все время подготовки города к Евро-2012 уже освоено почти 1 млрд. грн. Об этом сообщил директор профильного департамента при горсовете Виктор Христоев. По его словам, 120 млн. грн. составили средства госбюджета, 180 млн. – городского бюджета, около 600 млн. – средства инвесторов (Укринформ, 01.07.09).

Между тем госпредприятие «Укргосстройэкспертиза» утвердило проект реконструкции аэродромного комплекса аэропорта "Харьков". Согласно проекту, общая площадь застройки объекта составляет 115,25 тыс. кв. м, стоимость строительства – 727,4 млн. грн., а работы должны уместиться в 26 месяцев. Реализация этого  проекта позволит Харькову принимать воздушные суда типа Airbus A-320 и Boeing B-737. Финансирование реконструкции будет осуществляться за счет госбюджета. А после завершения объект перейдет из коммунальной собственности в государственную (Пресс-служба группы DCH, 02.07.09).

Как сообщает портал 2012ua.net, «постачальник інформаційних і телекомунікаційних рішень для авіаіндустрії компанія SITA і оператор аеропорту «Харків» DCH підписали п’ятирічний контракт на постачання й інтеграцію ІТ-рішень в новому терміналі. Він буде введений в експлуатацію в квітні наступного року, а до 2011 року обслуговуватиме до 650 000 пасажирів в рік» (02.07.09).

ДОНЕЦК. Директор «Донбасс Арены» Александр Атаманенко заявил, что стадион почти готов к открытию. «Строительство практически завершено, назначена дата открытия — 29 августа. На данный момент утвержденный бюджет работ составляет 400 миллионов долларов, но я думаю, что мы освоим не всю сумму. Это бюджет двух проектов: «Донбасс Арены» и парка, который находится рядом со стадионом. Наш стадион отличается от остальных, скорее всего, своим расположением относительно центра города и окружающим его парком. Еще одно отличие — стеклянный фасад арены. Если говорить о самой чаше, то здесь плюс в том, что абсолютно с любого места – 100%-ная видимость. На это обращали внимание эксперты УЕФА: видимость у нас даже превышает все требования» (Дело, 02.07.09).

Между тем глава областного совета Анатолий Близнюк рассказал о реконструкции местного аэропорта и подготовке дорог. «Для аэропорта необходимо 3 миллиарда 378 миллионов, из них 850 миллионов уже вложено. Есть принципиальное согласие государства финансировать строительство таких объектов, как взлетно-посадочная полоса, перроны для самолетов и аэровокзальный комплекс. Дальше мы говорим о кольцевой дороге вокруг Донецка. 186 миллионов заложено на завершение строительства дороги от Ясиноватской развилки до Песок и дальше – до Мариупольской развилки. И еще нужно сказать о непосредственно самом Донецке. Государство любому принимающему городу должно для развития собственной инфраструктуры оставлять больше средств, а не изымать практически все» (Sovet.donbass.com, 01.07.09).

…Обращает внимание, что в последнее время вести спринимающих регионов касаются преимущественно двух аспектов. Первый – сколько средств из бюджета городами уже освоено, и второй – сколько еще хотелось бы получить. Зато почти не поступает информация о подготовке тех секторов инфраструктуры, под которые планировались в основном частные инвестиции. А ведь Евро-2012 изначально рассматривался как проект, в котором доля государственного финансирования не превышала бы трети.

Естественно, в условиях мирового экономического кризиса трудно ожидать большого притока приватных инвестиций. Однако это не значит, что принимающим городам надо уповать исключительно на государство да на считанных инвесторов, не бросивших на полпути давно начатые проекты. Рецессия никоим образом не может служить оправданием даже для частичного сворачивания поисков путей привлечения средств отечественного и зарубежного бизнеса. Ведь в дальнейшем объемы необходимых финансовых вливаний в Евро-2012 должны только возрастать, и без частных инвестиций принимающим городам с этим не справиться.

ПРОЧИЕ АСПЕКТЫ ЕВРО-2012 Решающему для нас декабрьскому Исполкому УЕФА будет предшествовать серия тщательных и полномасштабных инспекций зарубежных экспертов. В их ходе принимающим городам необходимо продемонстрировать подвижки не только в подготовке ключевых объектов инфраструктуры – стадионов, аэропортов и отелей, но и в других областях. Объединенные общей целью украинские чиновники, бизнесмены, журналисты и рядовые болельщики по мере возможностей прокладывают стране путь к заветной мечте. Однако хватает в Украине и неприкрытых саботажников процесса подготовки.

ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА. Эдуард Гурвиц продолжает тщетно переубеждать общественность в том, что исключение Одессы из списка принимающих городов стало результатом тайных интриг и закулисных договоренностей. Вместо того, чтобы по-мужски признать собственные просчеты, градоначальник все ищет виновных на стороне. При этом местные власти, похоже, даже не пытаются сохранить Одессу в числе активно задействованных в Евро-2012 территорий (например, как место размещения и развлечения туристов). Зато огромные усилия тратятся на пустые разговоры и шумные пиар-кампании по дискредитации УЕФА, ФФУ и Украины в целом.

Так, на минувшей неделе мэрия установила на улицах города биг-борды с карикатурным изображением Григория Суркиса. На них красуется надпись: «Ударим юмором по беспределу УЕФА» и логотип «Свободной Одессы» - молодежной организации, финансируемой горсоветом. Правда, как отмечает веб-портал «Ревизор», более логично на этих «позорных столбах» выглядело бы изображение самого Гурвица (Revisor.od.ua, 29.06.09).

БАСНИ ЧЕРВОНЕНКО. Не забывает напоминать о себе и экс-глава Нацагентства по вопросам Евро-2012, а ныне – первый зам киевского мэра Евгений Червоненко. В интервью «Фокусу» он вновь предвещает возможный провал подготовки к чемпионату Европы, а также рассказал о «плохих» Васюнике и Суркисе. Кроме этого он снова поведал о собственной кристальной честности и героических заслугах по постройке заводов. Главный месседж интервью: лишь Червоненко знает, как правильно подготовить Украину к грандиозному турниру.

В этой связи не лишне напомнить, что в начале года Червоненко был уволен с должности руководителя Нацагентства Евро-2012 фактически по требованию УЕФА. Беспристрастные европейские эксперты посчитали его профессиональную квалификацию слишком низкой. Теперь главный автогонщик украинской политики продолжает саботировать ход подготовительных работ уже в качестве «крайнего за Евро-2012 по Киеву». Правда, так он себя величает, только когда дело касается распределения полномочий. А зайди речь об ответственности, Червоненко сразу уходит в тень. Скажем, в том, что столица до сих пор не получила статус хозяина финального матча Евро-2012 Евгений Альфредович – по примеру Гурвица – обвиняет кого угодно, но только не себя…

КРИТИКАНСТВО В СМИ. Парадоксально, но в Украине по-прежнему активно ведет себя пятая колонна,  которая выступает против самого проведения в стране Евро-2012. Ее представители публично пытаются навязать свою точку зрения общественности. К примеру, журналист «Известия в Украине» Семен Палий призывает выделенные на подготовку к чемпионату средства направить на иные нужды – выплату зарплат, строительство жилья, поддержку системы здравоохранения и пр.

«Я, конечно, патриот и футбол люблю, но вспоминаются люди, ждущие очереди на аппарат «искусственная почка», и множество других первоочередных проблем. Может не поздно просто просчитать наши реальные возможности и исходить из них. Ведь жизнь после Евро не закончится. И сами знаете, сколько народу так и не доживет до него: к примеру – в Украине почти 50 тысяч человек ежегодно умирают только потому, что к ним вовремя не может доехать скорая помощь. А 100 тысяч ежегодно умерших от рака, 80% из которых можно было спасти?», – пишет автор «Известий» (30.06.09).

Нет сомнения, что поднятые в статье проблемы – очень важны и актуальны. Но в данном случае с подачи журналиста происходит осознанная подмена понятий и передергивание фактов. Ведь до Евро-2012 ситуация с доступным жильем, медициной или уровнем зарплат в стране была никак не лучше. И нет никаких оснований утверждать, что этот проект каким-либо образом вредит другим отраслям.

Наоборот – именно благодаря проекту УЕФА и ФФУ Украина получила шанс приблизиться к европейскому уровню жизни. Можно взять в пример то же здравоохранение: реализация соответствующей концепции Евро-2012 позволит намного улучшить качество медицинского обслуживания во всех задействованных регионах. А это, в свою очередь, может послужить толчком к реформации системы во всей стране.

ИНВЕСТИЦИИ. К счастью, подготовка к чемпионату 2012 года сопровождается не одним лишь минором. К примеру, Европейский инвестиционный банк готов к более тесному сотрудничеству с Украиной. Это стало известно после встречи представителей Министерства финансов со специальной миссией банка. В ее ходе обсуждалось сотрудничество Украины и ЕИБ в рамках реализации проектов в госсекторе, а также возможное увеличение финансирования развития муниципальной инфраструктуры во Львове, Донецке, Харькове и Киеве. Кроме этого, банк заинтересован в инвестициях в транспортную и энергетическую отрасли. Особый акцент в инвестициях ЕИБ готов сделать на объектах Евро-2012 (minfin.gov.ua, 04.07.09).

МЕДИЦИНА. Принимающие города получат 7,5 млн. грн. на создание проектов реконструкции лечебных учреждений. «Согласно концепции подготовки к турниру, предусмотрен ремонт ряда больниц. Речь даже не столько о ремонте, сколько о переоборудовании больниц, чтобы приемные отделения были способны оказывать неотложную помощь», – сказал начальник управления медицинского обеспечения Евро-2012 Зиновий Гузар. Сегодня приемные отделения больниц фактически только регистрируют больных, а затем направляют в лечебные отделения. Однако, согласно евростандартам, приемные отделения должны иметь возможность оказать 30 процентам больных специализированную помощь (Укринформ, 02.07.09).

УФПЛ. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА Премьер-лига наконец-то обзавелась собственным президентом – им стал хозяин ФК «Харьков» Виталий Данилов. Напомним, что в прошлом сезоне он управлял делами лиги в качестве и.о. президента. За Данилова отдали голоса 11 представителей клубов, прибывших на общее собрание.

Тем не менее, большинство СМИ предполагает, что на этом эпопея с избранием руководителя УФПЛ не закончится. Ведь на сборы не прибыли делегаты «Динамо», «Днепра», «Металлиста», «Арсенала» и «Кривбасса». Кроме этого не присутствовали первые лица многих других коллективов. Хотя в уставе УФПЛ зафиксировано, что избирать президента могут только владельцы клубов…

Однако новый-старый руководитель лиги заявил: «Я считаю, все было легитимно. Кто хотел покончить с нестабильностью, тот пришел на собрание и проголосовал. Позицию же клубов, которые проигнорировали выборы, я могу понять, но в контексте будущего нашего футбола не могу ее принять» («Газета по-киевски», 02.07.09).

Его поддержал и гендиректор «Шахтера» Сергей Палкин: «Кворум есть – 11 клубов сделали свой выбор! И пусть недовольные хоть тысячу исков подают – те, кто уже проголосовал, все равно еще раз поддержат Виталия Данилова. «Шахтер» вполне устроила программа Виталия Богдановича и его независимость, а у Вадима Рабиновича программы вообще не было...» («Команда», 03.07.09).

Представители проигнорировавших выборы клубов придерживаются иного мнения. «В свое время владельцы клубов, приняли решение, что голосовать за кандидатуру президента имеем право только мы – лично. Наши представители могут обсуждать и проводить в жизнь любые вопросы – но только не этот, – заявил президент «Динамо» Игорь Суркис. – Я знал, что многие мои коллеги – например, Тарута, Живаго, Ахметов – приезжать на выборы не планируют, делегируя в отдельных случаях даже не вторых, а третьих или даже четвертых лиц клубов. Поскольку первоначальные договоренности нарушены, а решение о передаче прав голоса приняли за спиной целого ряда членов премьер-лиги, то я посчитал эти выборы профанацией» («СЭ в Украине», 02.07.09).

«На собрании присутствовали лишь три президента, из которых два не имели права голоса. Имею ввиду президентов «Оболони» и «Закарпатья». Согласно процедуре, мы должны были принять эти клубы в ряды премьер-лиги, одновременно исключив из них «Львов» и «Харьков». Кстати, вы знаете, почему президенту львовских «горожан» Киндзерскому не позволили принять участие в выборах? Потому, что его клуб по-прежнему входит в состав лиги. Не нужно быть юристом, чтобы понять: на том же основании должны были отказать и Данилову», – отметил владелец «Днепра» Игорь Коломойский.

Сторонники версии о нелегитимности выборов указывают и на тот факт, что они были по сути безальтернативными. Хотя это также противоречит уставу Премьер-лиги. «Один из кандидатов – голландский специалист Кристиан Воертс – просто не явился на заседание. Зачем он вообще был нужен – непонятно. Ведь изначально две группы были настроены голосовать за Виталия Данилова или Вадима Рабиновича. Но Вадим Зиновьевич просто снял свою кандидатуру. Напомним, что в мае похожая ситуация (тогда свою кандидатуру снял Томас Курт, и остался один Рабинович) привела к переносу выборов. А в этот раз все 11 представителей клубов просто отдали голоса Данилову», – пишет по этому поводу «Газета по-киевски» (02.07.09).

Сам Данилов утверждает, что голландец заочно таки принимал участие. Хотя накануне газета «Сегодня» связалась с Воертсом, получив от него следующий комментарий: «У меня были переговоры по поводу работы в украинской Премьер-лиге, по-моему, в октябре. Я тогда был в Киеве. Но они предпочли разговаривать с другими кандидатами. И я решил работать в Премьер-лиге Англии. Сейчас я – в «Сандерленде». И я здесь останусь. А то, что я кандидат на предстоящих выборах в президенты Премьер-лиги Украины, — это слухи» (Sport.segodnya.ua, 01.07.09). Как говорится, комментарии излишни…

Свое веское слово по этому поводу еще не сказала Федерация футбола Украины. Не секрет, что очень многие представители клубов, эксперты, журналисты и простые болельщики, которым надоели постоянные склоки и неразбериха внутри Премьер-лиги, требуют от ФФУ взять ситуацию под свой контроль. Однако, скорее всего, следует ожидать, что национальная ассоциация не станет вмешиваться во внутренние дела УФПЛ. Раз уж владельцы клубов решили взять в свои руки бразды правления элитным дивизионом профи-футбола – им необходимо научиться, во-первых, жить по футбольным законам, а во-вторых, - искать   компромиссы и взаимопонимание. Увы, последние события оставляют лишь призрачные надежды, что это произойдет в ближайшем будущем.

УФПЛ. СУД И ТЕЛЕПРАВА Кто бы в дальнейшем не руководил Премьер-лигой, ясно одно: в новый сезон объединение входит с целым ворохом старых и новых проблем. До сих пор не собраны заявочные взносы, не подписан договор с ФФУ, не проведены тендеры на спонсорство и телетрансляции. Кроме этого, директорату лиги предстоит сложное разбирательство в административном окружном суде Киева, куда «Днепр» подал иск к органу местного самоуправления с требованием об отмене его решения о регистрации УФПЛ субъектом хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что в свое время ФФУ провела успешную информационную кампанию, убедив общественность в недопустимости разбирательств «футбольных вопросов» в гражданском суде. Поэтому иск «Днепра», чей владелец Игорь Коломойский является вице-президентом федерации, ожидаемо вызвал некоторое недоумение среди футбольных обывателей.

Приходится констатировать, что на данный момент пресса больше склонна принять сторону УФПЛ. Наиболее характерное для СМИ мнение можно проиллюстрировать выдержкой из материала на популярном сайте Football.ua: «По поводу возможного иска в суд просто и совершенно справедливо сказал гендиректор «Шахтера» Палкин – нам, футбольной организации, "цивильные" суды не указ. И с этим, извините, не поспоришь…» (01.07.09).

Поэтому, по всей видимости, от «Днепра» в скором времени стоит ожидать более подробного изложения своей позиции. А ФФУ, в свою очередь, тоже должна внятно отреагировать на эту спорную ситуацию.

…Меж тем, перед Премьер-лигой встает еще одна весьма серьезная проблема. Как минимум пять клубов – «Динамо», «Днепр», «Металлист», «Арсенал» и «Кривбасс» – не собираются передавать права на трансляции матчей с их участием в общий пул. По их мнению, это просто-напросто невыгодно. В свою очередь Данилов считает, что все клубы фактически обязаны это сделать и даже грозит исключением неповиновавшимся. «Каждый клуб, являющийся участником премьер-лиги, обязан передать права УПЛ. В противном случае он таковым не будет», – заявил он. («Спорт-Экспресс», 27.06.09)

Следует отметить, что такими репликами руководитель УФПЛ снова демонстрирует свой футбольно-правовой нигилизм и непонимание основополагающих норм ФИФА, УЕФА и ФФУ. Ведь в соответствующих регламентных положениях четко выписаны причины, по которым клуб можно исключить из высшего дивизиона чемпионата страны. Наиболее распространенная из них – финиш в «зоне вылета» по итогам чемпионата. Также клуб может покинуть элиту, если не выполнит требования аттестации. Или же – если доказана его вина в коррупционных действиях. Но ни в одном пункте не сказано, что команду можно понизить в классе за отказ в передаче телеправ в общий пул. Ибо это дело – сугубо добровольное.

Раз уж речь зашла о телевизионных правах, нужно отметить следующее. Боссы УФПЛ, как и многие представители клубов, журналисты и болельщики, до сих пор не могут разобраться, кому какие права принадлежат. То ли всеми правами обладает ФФУ, то ли – исключительно клубы. На самом деле ситуация выглядит не такой сложной.

Изначально все права на чемпионат страны (в том числе и телевизионные) принадлежат национальной ассоциации. Ведь и сам турнир, грубо говоря, принадлежит ей. Точно так же, как ассоциация делегирует полномочия по проведению первенства той или иной организации (в нашем случае – УФПЛ), происходит и передача прав на трансляции. Тогда как клубы имеют прерогативу по собственному усмотрению реализовывать предоставленные права.

Для лучшего понимания, можно привести аналогию с цивильным законодательством. Например, в большинстве стран государственные власти предоставляют гражданам право на получение образования. Скажем, посредством соответствующей статьи в конституции. Затем граждане исходят из своих способностей, предпочтений, физических и материальных возможностей и решают: как именно воспользоваться этим правом. Куда поступать – в университет, институт, а может в техникум. Какое получать образование – доктора, педагога, водителя троллейбуса или другое. И вообще – учиться или нет… Но бывает так, что государство по тем или иным причинам не предоставляет своим подданным подобных прав. Например, в некоторых исламских державах женщинам запрещен доступ к вузам. В таком случае – от выбора гражданина, от его талантов и желаний, уже ничего не зависит.

Возвращаясь к теме трансляций, напрашивается вывод: без санкции федерации не может быть показан ни один поединок чемпионата. Но в то же время никто не вправе указывать клубам, как им развивать свои отношения с телевидением. Исключительно от их воли зависит, с какими каналами сотрудничать, какую плату требовать за показ матчей с их участием и т.д. Поэтому в данной ситуации руководству УФПЛ было бы разумнее вести диалог с клубами не языком ультиматумов и требований. Лучше продемонстрировать клубам реальный механизм получения прибыли от формирования общего пула. Если все члены Премьер-лиги осознают, что им действительно выгоднее сотрудничать с телевидением сообща, то и проблема отпадет сама собой.

ВЫВОДЫ Начало недели ознаменовалось резонансной публикацией ответов президента УЕФА Мишеля Платини на вопрос французской L’?quipe, в котором речь пошла о возможной потере Украиной Евро-2012. Но эта новость не успела переполошить наше медиа-пространство, поскольку вскоре она была нивелирована более свежими, дипломатичными и в меру оптимистичными высказываниями француза насчет наших перспектив в глобальном проекте.

На пресс-конференции, подытоживавшей Исполком УЕФА в Вильнюсе, глава Европейского футбольного союза выразил веру в способность Украины и Польши достойно подготовиться к турниру. В то же время он предостерег официальный Киев от нарушения взятых обязательств и гарантий. Существенному изменению акцентов в риторике Платини поспособствовал доклад президента ФФУ Григория Суркиса о ходе подготовки к Евро-2012.

«…Після травневого засідання Виконкому УЄФА у Бухаресті українська сторона мобілізувала усі свої ресурси з метою подолання відставання на деяких напрямках підготовки до Євро-2012», – заявил глава украинской федерации. И добавил, что не склонен искать в каждом публичном выступлении Платини несуществующие намеки на двойные стандарты. «Наш діалог з УЄФА відбувається зрозумілою для обох зацікавлених сторін мовою. І нам не потрібні погані перекладачі, які нав’язують світовій громадськості свої скандальні інтерпретації», – цитирует Григория Суркиса официальный сайт ФФУ.

На минувшей неделе произошло достаточно редкое для последних месяцев явление: две крупнейшие и оппозиционные по отношению друг к другу парламентские фракции – БЮТ и ПР – сначала совместно разработали, а потом и проголосовали за изменения к законам о госбюджете и НБУ. Данный законопроект должен обеспечить поступление дополнительных 9,8 миллиардов гривен на нужды подготовки чемпионата Европы. Это лишнее свидетельство того, что проект Евро-2012 способен объединять даже ярых политических антиподов.

Еще совсем недавно подобное звучало бы нелепо, но футбольному согласию парламентских сил могли бы позавидовать создатели украинской Премьер-лиги. В последнее время УФПЛ постоянно сотрясают внутренние скандалы, а организационный уровень чемпионата страны близок к опасной отметке. Были надежды, что с избранием президента Лиги ситуация изменится в лучшую сторону. Но на поверку оказалось, что и после выборов своего руководителя элита профи-футбола все так же далека от консенсуса, как и раньше.

Будучи задуманной как коммерческое предприятие, Премьер-лига в прошлом сезоне не только не принесла ее участникам обещанную прибыль. Наоборот – расходы клубов на содержание управленческого аппарата УФПЛ существенно возросли. И в данный момент, похоже, у действующего директората нет четкого видения путей развития Лиги. Можно смело признать, что первый тест на успешность – а именно проведение сезона-2008/09 – Премьер-лига едва не провалила. И теперь только от самих ее членов зависит, сумеет ли это «беспризорное чадо» извлечь уроки из допущенных ошибок и уже в грядущем чемпионате решить хоть малую толику задекларированных задач.