Моніторинг

Аналітика

Обзор СМИ. Евро-2012 – игра командная

Олег ДОЛЖЕНКОВ, политолог Решение Виктора Ющенко собрать заседание Координационного совета по Евро-2012; интервью Григория Суркиса российскому изданию «Футбол»; подтверждение решимости ФФУ не смотреть более сквозь пальцы на проделки ПФЛ. Эти события только на первый взгляд мало связаны между собой. На самом деле, их объединяет некий общий смысл.

2007-10-22 06:30

В чем же он? Попробуем разобраться.

Итак, украинские чиновники, наконец, начали отходить от выборной лихорадки. Тема подготовки к Евро-2012 вновь прозвучала на заседании Кабмина. Причем в довольно конструктивном ключе: если раньше было принято только рапортовать о своих бумажных достижениях, то теперь сам Премьер признал: того, что сделал Кабмин, мало. Правда, нельзя не заметить, что активизация высшего органа исполнительной власти была связана в первую очередь с решением Президента Украины на следующей неделе созвать Координационный совет по Евро-2012.

Эта схема работы нам уже знакома по опыту последнего полугодия: выдвигаются какие-то инициативы по Евро-2012, Кабмин берется их выполнять... и данный извне импульс через некоторое время затухает, маховик Кабмина начинает работать на меньших оборотах, потом крутится вхолостую, а потом вообще останавливается...

Как сделать этот процесс самоподдерживающимся? С нашей точки зрения, одним способом: «моторы» процесса должны находиться не только вовне Кабмина, в лице Виктора Ющенко и ФФУ. «Мотор» должен быть встроен и в саму структуру Кабмина. Да, мы снова говорим о «футбольном вице-премьере».

Причем, учитывая, используя футбольный термин, «сыгранность» тандема Ющенко-Суркис, было бы желательно, чтобы должность «футбольного вице-премьера» была коалиционным соглашением отнесена к квоте Главы государства.

Это было бы логично: ведь общенациональный проект такого уровня не может находиться вне прямого контроля Президента. И это было бы целесообразно: существенный риск для Евро-2012 – назначение на эту должность человека, неспособного к командной игре с УЕФА и ФФУ. Образно говоря, встроенный в структуре Кабмина «мотор» не может работать несинхронно с другими «моторами» самолета Евро-2012. Иначе самолет просто не взлетит. Есть ощущение, что Виктор Ющенко этот риск осознает. Относительно остальных политиков, такой уверенности, положа руку на сердце, нет.

Поскольку коалиционное соглашение, а вместе с ним и схема разделения должностей в Кабмине, начнет действовать не ранее первой сессии Рады нового созыва – Президенту имело бы смысл настоять на своем праве руководить процессом подготовки к Евро-2012 так же, как он уже руководит внешней и оборонной политикой. То есть, оставить за собой, а не за парламентским большинством, право вносить соответствующую кандидатуру в состав правительства.

Когда мы говорим о тандеме Ющенко-Суркис, мы имеем в виду не только их общую публичную позицию по самым важным вопросам футбольной жизни. Гораздо более важно, что они умеют и действовать сообща, что было продемонстрировано впервые в Кардиффе, и впоследствии подтверждалось не раз.

С нашей точки зрения, высказывания Григория Суркиса в интервью «Футболу» и предстоящее первое послевыборное заседания Координационного совета по Евро-2012 – один из примеров такого совместного действия. Вспомним, такое уже было: Президент ФФУ озвучивает ключевые проблемные вопросы в СМИ – и через считанные дни Президент Украины разрешает их на заседании Координационного совета. До сих пор, по вине Кабмина, пробуксовывала их реализация – но новый состав правительства наверняка будет более исполнителен. И алгоритм «ФФУ предлагает – Президент решает – Кабмин выполняет» может наконец заработать в полную силу. Да и выбора другого нет – Евро-2012 приближается, а проблемы сами собой не решаются. Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание механизму назначения «футбольного вице-премьера».

И, кстати, по этой же причине мы призываем очень внимательно относиться ко всему, что было сказано Григорием Суркисом в интервью. Сегодня это мнение, завтра, очень вероятно, – указание к действию, освященное авторитетом Главы государства. А то, что Президент Украины отнюдь не слабый политик, умеющий настоять на своем, видно по последовательности, с которой он вел дело к досрочным парламентским выборам, несмотря на серьезное сопротивление.

Итак, основные позиции, на которых акцентирует внимание Президент ФФУ:

– в системе власти должна появиться дисциплинированность и ответственность в вопросе Евро-2012, невыполнение принимаемых решений будет караться;

– уже в ближайшее время работа инвесторов должна быть кардинально упрощена;

– пресловутый торгово-развлекательный центр у «Олимпийского» должен быть снесен быстро и без всякого суесловия о компромиссах.

Предполагаем, что эти же вопросы будут поставлены и найдут свое разрешение на предстоящем Координационном совете.

Хотелось бы обратить внимание, что чем больше успехи Президента ФФУ как менеджера Евро-2012, чем в большей степени он служит естественным центром притяжения – тем больше кто-то старается подпортить окружающую атмосферу. Это и не стоящий выеденного яйца плач в СМИ об очень дорогих билетах на футбол – заметим, что посещение любого зрелищного или развлекательного мероприятия (концерта, кино, дискотеки, цирка, театра и т.д.) обходится никак не дешевле. Но ведь пытаются же раздуть скандал!

Другая линия дискредитации Г.Суркиса уже традиционно связана с реанимацией старых, несколько лет назад озвученных, опровергнутых и, казалось бы, забытых домыслов. Скажем, вспоминая российского бизнесмена К.Григоришина, тут же припоминают его конфликт с киевским «Динамо» начала 2005 года, но не в контексте тогдашней рейдерской атаки Григоришина на клуб (об этом – молчок), а повторяя те измышления, которыми эту атаку пытались легитимизировать. Случилась трагедия в Днепропетровске – тут же из пыльных архивов достается многолетней давности «утка» о бизнес-интересах, которые Суркис якобы имеет в энергетическом секторе...

И, наконец, об амбициях ПФЛ. Складывается впечатление, что до сентябрьских «двойных выборов» – внеочередных парламентских и внеочередных футбольных – на многие слова и действия Сафиуллина, Попова и иже с ними смотрели сквозь пальцы. Так что те уверовали, что разыгрывать из себя партизанский отряд противника в тылу готовящейся к Евро-2012 Федерации футбола они могут сколь угодно долго и абсолютно безнаказанно. Но те правила игры для ПФЛ, которые обозначены в письме Федерации на имя Сафиуллина, и которые очень недвусмысленно комментировали С.Васильев и С.Стороженко, призваны развеять эти иллюзии.

Ведь, добиваясь внедрения исполнительской дисциплины в органах власти – ФФУ не может далее терпеть невыполнения своих решений одним из своих подразделений, коим является ПФЛ. Совершенно справедливо критикуя министра Коржа за игнорирование решений Президента Украины, невозможно позволять Попову и Сафиуллину игнорировать решения Конгресса ФФУ. Поэтому полагаем, что ПФЛ будет либо вразумлена в предельно сжатые сроки, либо в отношении нее могут быть предприняты крайние меры, вплоть до роспуска или исключения из ФФУ.

Таким образом, разрозненные на первый взгляд события прошедшей футбольной недели предопределили, с нашей точки зрения, повестку дня ближайшего месяца подготовки к Евро-2012. Она состоит в том, чтобы добиться слаженной работы всех задействованных структур, высокого уровня исполнительской дисциплины, пресечь проявления недисциплинированности, личных амбиций, бюрократизма.

И если отдельные персоналии из вертикали государственной власти, или из вертикали футбольной власти не осознают и не применят к себе этих требований – с ними, очевидно, распрощаются. Все выборы позади, а значит – время неразберихи, время уговоров прошло. И осознать это должны не только горе-застройщики площади возле «Олимпийского», но и чиновники всех уровней, и футбольные функционеры. Видимо, это и имел в виду Григорий Суркис, когда говорил в интервью, что главное в подготовке к Евро-2012 – это не возведение инфраструктуры, а перезагрузка сознания.