Персони

Інтерв'ю

Игорь Суркис: «Я Коломойскому не папа с мамой, не брат и не сват»

Во второй части интервью президент «Динамо» Игорь Суркис рассказал о назначении Александра Хацкевича, возвращении игроков из аренды, телеэкспертах и многом другом.

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО

2017-06-07 11:18

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

– Да, Реброву, наверное, не хватило опыта, который был у Валерия Лобановского, чтобы вывести команду из непростого психологического состояния, – признает Игорь Суркис. – Но вместе с тем, я не склонен ни в чем его винить. Напротив, бесконечно ему благодарен: Сергей Станиславович не просто выиграл пять трофеев за три года, что для динамовской новейшей истории – блестящее достижение, но и построил надежную клубную вертикаль, которая работает теперь как часы.

Появилась преемственность: игроки органично переходят из одной возрастной категории в другую. Скажем, 16-летний Георгий Цитаишвили уже сейчас заявлен за команду U-19. В прошлом сезоне, за одним исключением, мы стали чемпионами страны во всех возрастах, в нынешнем – уверенно победили в турнире молодежных команд и 19-летних. Близки к победному завершению чемпионата и более юные динамовцы.

– Возвращаясь к первой динамовской команде: считают, что причиной провала в прошлом сезоне стало недостаточное кадровое усиление…
– Возможно, мы и не усилились по определенным позициям, как того бы хотелось. Но если говорить о действительно сильных исполнителях, то это ведь не моим, а тренерским решением было отпустить в аренду Артема Кравца, Юнеса Беланда, Лукаша Теодорчика, Дьемерси Мбокани… Имея в распоряжении таких качественных футболистов, следовало ли искать усиление на стороне? Тем более в наше время, когда новые игроки подобного уровня вряд ли пойдут в украинский чемпионат.

Наверное, мы в минувшем сезоне добились бы большего, если бы в атаке играли Кравец и Теодорчик, а Артем Беседин конкурировал с ними за место в стартовом составе. Реальным тестом для нападающих становятся в наших широтах игры с «Шахтером»: я вовсе не хочу критиковать сейчас молодого парня, он был хорош во многих поединках, но ведь не нанес в створ ворот горняков ни одного удара за три матча!

Ответственности с себя за просчеты последнего года я не снимаю. Но не случайно же говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Критиковать по итогам этого сезона можно и президента, и главного тренера, и игроков, но разница, когда это делают эксперты и я, заключается в том, что они не несут за свои слова и суждения никакой ответственности.

Пусть бы сказал сейчас кто-то из тех, кто дает советы с телеэкрана – да хотя бы тот самый эксперт, что не раз принимал «Динамо» в качестве главного тренера: «Дал бы мне Суркис команду на год – гарантирую, что добился бы с ней успеха на всех фронтах!» Так ведь не скажет: телевизионные критики могут лишь говорить, причем озвучивают в эфире чаще всего не собственное мнение, а точку зрения канала.

***

– Не любите вы экспертов, Игорь Михайлович…
– Наверное, просто знаю им цену. Помню, к примеру, как перед возвращением в Киев Лобановского одна из газет устами такого эксперта утверждала: придет мэтр – и сразу разгонит всех нынешних игроков, набрав совершенно другой состав. Но Лобановский провел первое собрание, познакомился с ребятами, и ничего радикально менять не стал. Внес точечные коррективы – и год спустя практически та же команда, что позорнейшим образом уступала швейцарскому «Ксамаксу» в Кубке УЕФА, играла в четвертьфинале Лиги чемпионов!

Кто-то сейчас ставит задачу выиграть самый престижный еврокубковый турнир, а я – честно скажу – был бы рад, если бы мы для начала стали стабильно выходить из группы. По крайней мере пока наш чемпионат не поднимется на качественно новый уровень или хотя бы вернется на пик, на котором находился еще недавно. Перед командой я склонен ставить реальные цели – именно потому, что действительно хочу их добиться, а не всего лишь во всеуслышание о них заявить.

– Понятно, что теперь, когда у «Динамо» есть новый главный тренер, вы не станете говорить о том, кто кроме Александра Хацкевича мог стать преемником Реброва. Но можете ли, не называя имен, сказать, из какого количества претендентов его выбирали?
– На самом деле, выбор был довольно широк, причем претенденты стали появляться на горизонте, как только стало известно, что Ребров может не продлить контракт. Кого не рассматривал совершенно точно, так это иностранцев – да они, если говорить о тренерах высокого класса, и не пошли бы сейчас в украинский чемпионат.

В остальном – для меня не имело значения, есть у претендента динамовское прошлое или нет. Не это оказалось решающим и при моем выборе в пользу Хацкевича. Работая в дубле и «Динамо-2», он неизменно был душой команды, находил с футболистами общий язык и умел избегать конфликтов. Таким же помню его и во времена игровой карьеры.

А еще – мне импонировали его информированность о положении дел в команде (зимой Хацкевич следил даже за спаррингами на сборах) и его готовность взять ответственность на себя при четко оговоренных в контракте задачах на внутренней и европейской арене. А там, к примеру, прописано обязательство пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов.

***

– Верно ли понимаю, что покидающие «Ниццу» и «Халл» Беланда и Мбокани, об аренде которых вы сожалели в нашей беседе, могут оказаться в скором времени распоряжении Хацкевича?
– Если по ним не будет достойных предложений, эти футболисты, естественно, вернутся в «Динамо». Должны же они где-то получать зарплату. (Грустно улыбается). Однако будьте уверены: получая деньги у нас, они станут отрабатывать их на все сто процентов.

– Не станет ли их возвращение обузой для современного клубного бюджета?
– Послушайте: если у нас перед игроками существуют финансовые обязательства, мы выполняем их, как бы тяжело это ни было. Репутация клуба превыше всего. С другой стороны, если возвращение перечисленных футболистов – речь не только о Беланда и Мбокани – станет реальностью, команда заметно усилится. В том, конечно же, случае, если Хацкевич на этих исполнителей будет рассчитывать.

Как президент я никогда не вмешивался в работу тренеров – прислушивался, напротив, к их мнению, и, насколько это возможно, старался им помогать. На выбор состава и тактики при этом категорически не влиял: за результат отвечает только наставник, а если я стану диктовать ему свое мнение, значит, и ответственность должен буду как минимум с ним разделить. Так что нередко я узнавал состав одновременно со зрителями.

– Тем временем появилась информация, что за Мбокани выстроились в очередь сразу три бельгийских клуба – «Стандард», «Андерлехт» и «Брюгге»…
– Прекрасно! Как только публикации в прессе и так называемая инсайдерская информация превратится в реальные предложения на моем столе – я буду готов их обсудить. А пока – у меня нет ни одного предложения по принадлежащим «Динамо» игрокам.

– Это касается и Беланда с Домагоем Видой, которые вроде бы согласовали детали личных контрактов соответственно с «Галатасараем» и «Бешикташем»? Стамбульские источники уверяют, что загвоздка по названным футболистам исключительно в цене.
– (Твердо). Если я говорю, что предложений не поступало, значит, имею в виду всех наших футболистов. Возможно, агенты Беланда или Виды что-то и согласовывают с турецкими клубами без нашего ведома, но это, если действительно происходит, – как минимум неэтично.

Я к обсуждению вариантов готов, но заинтересованной стороне следует прежде всего свой интерес обозначить. Ведь не могу же я сам выходить на тот или иной клуб, предлагая: «Не хотите ли купить Беланда?» Юнес – квалифицированнейший игрок, и заиграть способен в любой европейской команде.

***

– Ваш клуб отдавал игроков в аренду не только в зарубежные, но и в украинские клубы. Кто-то из динамовцев, выступавших в прошлом сезоне за другие команды премьер-лиги, окажется интересен Хацкевичу?
– Наверняка могу говорить на данном этапе про Дмитрия Хлебаса и Сергея Мякушко – как и Кравец, они отправятся с командой на предсезонный сбор. Остальное же будет зависеть, во-первых, от самих футболистов, а во-вторых – от мнения тренера.

– А насколько достоверна информация о возвращении в команду Олега Гусева?
– Буду не против подписать с ним новый контракт – тем более, что в свое время вовсе не я был инициатором расставания Олега с «Динамо». Но тут требуется совпадение сразу двух факторов – желания игрока и главного тренера. А поскольку на днях они встретятся, надо просто немного подождать.

– В клуб вернулся и Огнен Вукоевич – теперь в качестве ответственного за балканское направление селекционера. Значит ли это, что трансферный вектор клуба все больше станет смещаться в восточноевропейском направлении?
– Это значит, что мне понравились предложения Огнена по отработке знакомого ему досконально региона. Скажу вам больше: Вукоевич предложил целую концепцию – и в течение ближайших четырех лет постарается ее воплотить.

– Раз уж мы затронули финансовый аспект существования клуба: верно ли, что его бюджет оптимизирован в сравнении с докризисной порой, и теперь в большей степени зависит от трансферов и еврокубковых выплат?
– Так можно было бы говорить лишь в том случае, если бы мы отказались от опытных игроков и оставили в команде одну молодежь. Свои обязательства, повторюсь, выполняю, чего бы мне это ни стоило. Естественно, мы существуем не в безвоздушном пространстве, и кризис в стране отражается на всех сторонах нашей жизни – и на футболе в том числе.

Но есть и другая принципиальная сторона вопроса: ни для кого не секрет, что произошло с деньгами, которые мы держали на счетах «Приватбанка» и которые работали на футбол, на «Динамо». Надеюсь, суд даст надлежащую юридическую оценку блокировке средств, а пока – нам приходится доказывать, что мы никогда не были акционерами «Приватбанка», а я – не прихожусь Игорю Валерьевичу Коломойскому мамой, папой, братом или сватом. (Грустно улыбается).

В подробности мне бы пока не хотелось вдаваться. Но если суд примет справедливое решение, «Динамо» в современных условиях однозначно станет легче дышать.

***

– Известно, что принципиальной задачей, поставленной перед командой, является выход в групповой турнир Лиги чемпионов. Ставится ли в зависимость от выполнения этой задачи перспектива расставания уже этим летом с рядом ведущих игроков?
– Тут существует множество факторов: будут ли предложения, кто проявит интерес? Если, к примеру, речь о Ярмоленко, который может оказаться в сфере интересов выступающего в Лиге чемпионов клуба, то захочет ли этот клуб тратить немалые деньги на футболиста, в этом турнире заигранного? И как найти компромисс, чтобы не поломать карьеру капитану нашей команды?

Андрею уже 27, но он ведет себя абсолютно порядочно, подчеркивая, что при появлении выгодного всем сторонам предложения готов перейти в европейский клуб. А если такого предложения не будет – продолжит работать на благо родного клуба. Следует отдать ему должное: Ярмоленко не потерял мотивации, и во второй части прошлого сезона показал, что действительно является лидером команды.

Слово, данное Андрею при подписании нового контракта, я намерен сдержать. Конечно, хотелось бы сохранить боевой состав, чтобы иметь больше шансов попасть в групповой турнир Лиги чемпионов и там не затеряться, но если возникнут подобные противоречия – будем рассматривать их по мере поступления.

Мне вспоминается уход в «Байер» Александара Драговича: мы отпускали его за большие деньги, но со слезами на глазах. Знай он, как не заладится немецкий этап карьеры, может, и не торопился бы уходить, поиграв за «Динамо» еще какое-то время. Но прогнозировать такие вещи всегда сложно, и я, кстати, не исключаю, что у Алекса всего-навсего затянулся период адаптации – и в новом сезоне он проявит себя наилучшим образом.

***

– И в завершение: ваша команда действительно опасается играть в Мариуполе?
– Моя позиция предельно проста. Лично у меня нет никакого предубеждения к этому симпатичному городу. Более того, и я, и коллеги по «Динамо» с большим уважением к нему относимся – нас тут всегда тепло встречали. Я сам любил бывать в Мариуполе во времена президентства в здешнем клубе Владимира Семеновича Бойко. Мне нравилось гулять по улицам – и тут, и в Донецке, и ни разу не доводилось сталкиваться с какими-то проявлениями некультурного и тем более агрессивного поведения.

Но дело тут вот в чем. Идет война, будем называть вещи своими именами, Мариуполь находится на небольшом расстоянии от линии фронта. И мы, при всем уважении к городу, не считаем на данный момент возможным проводить тут матчи. Ни федерация, ни лига, ни местные власти не дают даже минимальных гарантий безопасности. Кто гарантирует, что под клубный автобус, которому пришлось бы доставить «Динамо» из запорожского аэропорта, никто не заложит взрывчатку? Кто даст гарантию, что против наших игроков, тренеров и персонала не будет никаких провокаций?

Наконец, можем ли быть уверены в том, что не пострадают патриотично настроенные болельщики команды? Ведь в Мариуполе нет, подчеркну, не только гарантий, которые казались бы убедительными, – даже общего видения подхода к обеспечению безопасности. И то обстоятельство, что сюда не боялись приезжать клубы первой лиги, не кажется мне убедительным аргументом. Дайте железные гарантии – и мы сыграем хоть в Донецке!

Мы не категоричны в своем нежелании проводить тут матчи, но если существует хотя бы один процент реальной опасности – игры следует проводить на нейтральном поле. 

sport-express.ua