Персони

Історії

Сценарии нашей игры

Андрей КРИКУНОВ, sport.com.ua Мы часто слышим – сценарий игры. И хотя сценариста нет, а точнее он принадлежит не к нашему миру, футбольные матчи обладают примерно таким же разнообразием сценариев, как и художественные фильмы. Точно так же слабый сценарий могут спасти звезды, а когда мастерства не хватает, на выручку приходит лихо закрученный сюжет.

sport.com.ua

2008-11-15 06:45

Итак, какими же бывают сценарии нашей любимой игры. Определенный выбор, если призадуматься, имеется и более того, не может наскучить. По той причине, что, как и в кино, нам важен сам процесс. Он нам нравится.

1. Быстрая завязка. Одной из команд удается открыть счет в самом начале игры. Дальше два варианта – либо проигравшим удается отыграться и, возможно, вырвать победу, либо они пропускают еще и еще на контратаках. Либо оба варианта совмещены и команды по несколько раз за игру выходят вперед и отыгрываются, но это уже следует отнести в категорию триллер или остросюжетное кино.

В кино часто используется быстрое развитие событий в начале, со временем стали даже отделять захватывающую преамбулу от фильма титрами. Сначала кого-то убивают, а потом под дождем волокут тело, а гнусавый переводчик (это если вспомнить молодость) каждые десять секунд сообщает разные имена и фамилии. Затем все успокаивается, начинается обычное развитие событий со вспышками «экшна». Ну, в общем, как и на футбольном поле.

2. Неожиданный конец. Финал в стиле рассказов О’Генри характерен и для кино, и для футбола. В кино почти всегда применяется в веселых фильмах о различных остроумных жуликах (типа «Блефа» или «Отпетых мошенников»). Здесь иначе нельзя. Ну а в футболе неожиданный конец может случиться всегда. Особенно если играет донецкий «Шахтер».

А предшествует этому самому концу, конечно же, саспенс. Правда, убийца подбирается к героине, то есть, нашей команде, не в душе, как у Хичкока и его последователей. А все остальное похоже.

3. Хэппи-энд. В кино, конечно, проще – хорошие парни в белых шляпах рано или поздно забивают всех негодяев. В футбольном матче поди разбери, кто хороший, а кто нет. Нам, конечно, хорошими кажутся свои, родненькие, но хэппи-энд происходит далеко не всегда. То ли они не в белых шляпах, то ли кино мы смотрим некоммерческое. А там с симпатичным нам героем (правды жизни ради) может случиться любая пакость.

4. Трагедия и фильм ужасов. Развитие событий часто бывает таким – одна команда начинает забивать и продолжает, пока финальный свисток не прекращает издевательство. Силы неравны, а матч превращается в трагедию для проигравших или даже фильм ужасов. Футбольные «хорроры» вспоминать неохота, хотя у каждого болельщика подобных воспоминаний предостаточно. Нашим любителям футбола частенько доводится смотреть фильмы ужасов осенью, как раз когда жители прогнившего запада надевают на головы тыквы и празднуют Хэллоуин. Волей еврокубкового жребия отечественным футболистам приходится надевать форму и выходить играть против каких-нибудь еврограндов. Порой фильм ужасов многосерийный, если речь идет о Лиге чемпионов. Вспомните прошлую и позапрошлую осень киевского «Динамо» в ЛЧ, чем не «Кошмар на улице вязов-1,2,3» и т.д.

В качестве ответвления можно вспомнить жанр выездного ужастика. Группа молодых людей в поисках развлечений приезжает в какой-нибудь заброшенный городишко со странным названием («Тюн», там, или «Беллинцона»), и свирепые монстры набрасываются на них со всех сторон.

5. Арт-хаус. Отличная операторская работа, интересные находки, киноцитаты для знатоков, щемящие монологи с применением порой ненормативной лексики, главные герои весь фильм перемещаются в разных направлениях, задумчиво смотрят друг на друга, а потом все заканчивается до наступления какого-либо понимания. Такое тоже бывает с командами, за которые вы болеете. В самые печальные моменты их бытия. Пример – московский «Спартак» последних, да и не самых последних лет.

6. Элементы комедии. Они, конечно, всюду, даже в самой невеселой игре. А еще и комментаторы подбрасывают дровишек… Многие голы становятся следствием комедии положений или наоборот не становятся.

Есть место и пародии. Пантомиму празднования голов футболисты заимствуют друг у друга постоянно. Один только палец ко рту кто только не подносил. В последнее время Андрей Аршавин частотой применения, можно сказать, монополизировал жест в глазах общественности. Чистка бутсы, качание колыбели. Новизны маловато. Вспоминается фотоаппарат в руках Это’О и милицейская фуражка на голове Вагнера. А хулиган стал мельтоном, как пел Андрей Чивурин.

7. Детектив. Подобные истории, как правило, случаются за пределами футбольного поля. Увод игроков, к примеру. Как Александр Глеб в Милане за мороженым выходил, а заодно с людьми из «Интера» встречался – чисто ошибка резидента. Конечно, много детективов можно было бы написать о коррупции в футболе, да вот нет лейтенанта Коломбо, который бы ходил к нашим функционерам, да постоянно их обо всем переспрашивал. И мисс Марпл у нас нет.

За границей детективы не редки. Взять хотя бы Кальчиополи. Правда, как в настоящей лихо заверченной детективной истории от итальянских кинематографистов, в конце остается ощущение недосказанности и только мысль «мафия бессмертна» всегда актуальна. А вот французский комиссар Жюв в свое время вывел на чистую воду Бернара Тапи.

8. Новая волна 60-х. Этот жанр больше всего напоминает нулевую ничью. Много недомолвок, полумоментов, различные искания, все как-то размыто и неясно, а внезапно спокойное и размеренное течение прерывает что-то радикальное. Фигня – скажет болельщик-обыватель, топая в сторону метро. Ну а специалисты покопаются и многое поймут, ибо такая уж у них работа.

9. Фильмы категории В (или ниже). Если брать украинский футбол, то большую часть своего существования он пока, к сожалению, извергает подобные образцы. А за границей, в странах развитой футбольной и киноиндустрии, конечно, все иначе.

10. Боевик. В современном футболе, конечно, очень много боевика. Нас учили, что жизнь – это бой. Вместо восточных единоборств, правда, другие, но часто не менее болезненные. Например, удар Тейлора по ноге Эдуарду – это в стиле «Кровавого спорта». «Одна нога хрясь пополам…». Иной бек опаснее Джекки Чана. Или даже «американского ниндзи».

11. Мелодрама. Ей тоже всегда есть место в футболе. Вспомните хотя бы Зидана и Матерацци – до такого не каждый киносценарист додумался бы. А сколько шаблонных мелодраматических ходов постоянно реализовывается на футбольном поле. Его не любили и не понимали в команде, строили козни и выставили на трансфер, он хотел повесить бутсы на гвоздь в родной деревне, но папа положил ему руку на плечо и сказал: «Сынок, надери им задницу». И он приехал (уже в составе принципиального соперника) и сделал хет-трик.

Или, например, опытного футболиста списали на пенсию, а он взял и стал чемпионом России в составе «Рубина». Это и про Семака, и про Реброва.

12. Молодежная комедия. Матчи дублирующих (а теперь уже молодежных) составов. Та же палитра из фильмов об американском пироге, только они еще и тренируются на футболистов.

Молодежный сериал «Милевский и ребята». В столовой киевского «Динамо» не хватает Алиева. Не наделает ли он глупостей?

13. Раз уж на то пошло – мыльная опера. Переход Андрея Шевченко в «Челси» и из «Челси». Из серии в серию, прильнув к мониторам, читаем одно и то же. Он никогда не вернется в «Милан» - говорит Галлиани. И «большое лицо», то есть, финальный крупный план. «Он предатель», - это уже в следующей серии говорит Анчелотти. «Я не отпущу его в бесплатную аренду, ха-ха-ха, - сатанинский смех Романа Абрамовича, - заплатите нам хоть немного». «Ты никогда не получишь от меня пас», - шипит злодей Дрогба. «Проклятая замарашка получает больше меня» - бьется головой об стену (оставляя в ней вмятины) Терри.

Это близкий нашим телезрителям сериальчик. А есть много других. Например, переброска Роналдиньо в «Милан», Анри в «Барселону», ну и самый рейтинговый, но пока еще не отснятый до конца – Криштиану Роналду и «Реал».

14. Фантастика случается достаточно регулярно. Например, греки находят кусок метеорита и получают суперсилу. Впрочем, пока противники не обзавелись криптонитом или суперсила не растворилась в съеденных оливках, отказаться от которых греки не смогли. Фантастическая четверка планировалась в «Барсе», но Роналдиньо не сработался с коллективом. В «Порту» вообще Халк играет.

 

15. Приключенческое кино. Известный футболист и археолог отправляется на ближний восток в чемпионат, скажем, Катара, где зарабатывает кучу денег, а по ночам разоряет древние храмы.

 

16. Вестерн. Развивающийся в футбольном плане жанр. Или не развивающийся. То и дело какой-нибудь Буч Кэссиди из Европы прибывает на Дикий Запад, но не выдерживает компанию местных хороших, плохих, злых (уродливых). В целом же, история Бекхэма в США – это «Человек с бульвара капуцинов». В итоге, футбольный миссионер с Боярским и женой Викторией поскакали в «Милан».

 

Как видите, похожего немало. Но есть и одно большое различие. В кино, как и в литературе, висящее на стене ружье обязательно выстрелит и даже чаще всего с первых же кадров понятно в кого и почему (Луис Бунюэль еще в далекие 30-е годы составил «сводную таблицу штампов американского кино», с помощью которой легко определялась главная интрига фильма). В футболе ружье может выстрелить, может не выстрелить, может упасть и закатиться под диван. Может случиться все что угодно и за это мы тоже любим эту игру.

www.sport.com.ua