Персони

Статті

Памяти Валерия Васильевича Лобановского посвящается

В день десятой годовщины смерти Валерия Васильевича Лобановского Информационный отдел ФК «Динамо» (Киев) мог бы написать очередную Оду памяти Мэтра.

Информационный отдел ФК «Динамо» Киев

2012-05-13 14:30

В день десятой годовщины смерти В.В. Лобановского Информационный отдел ФК «Динамо» (Киев) мог бы написать очередную Оду памяти Мэтра. Мы знали его лично, некоторые из нас работали с ним напрямую, готовя интервью и другие информационные материалы. Но полагаем, что охотников сочинять Гимны и Оды, ваять Памятники хватит и без нас. Лобановский не был «памятником», он был великим тренером и интересным человеком. Очень живым человеком, а не «белым и пушистым».

 Именно поэтому мы хотим познакомить вас с уникальной рукописью. Главой из личного дневника (забытые нынче слова – личный дневник) другого замечательного человека, также оставившего свое имя в истории и в сердцах людей. Человека, которого Лобановский очень уважал, даже любил как одного из самых близких друзей, А таких, конечно, немного. Как известно, личные дневники пишутся только для себя и не предназначены для всеобщего чтения. По крайней мере, при жизни автора. Поэтому они были подготовлены к печати отдельной книгой сыном этого человека, тоже очень интересным и самобытным творцом, и опубликованы лишь через восемь лет после смерти автора. Как раз в год смерти Валерия Васильевича. Возможно, те либо иные фразы из этих дневниковых записей некоторым приверженцам образа Лобановского именно как «забронзовевшего памятника» покажутся несколько смелыми и даже, малость, бросающими тень на того, о ком написаны. Если в Лобановском видеть «памятник», то, возможно, они правы, а если – видеть человека со своими поисками в жизни и профессии, со своими принципами и волей, наконец, со своими маленькими слабостями, то такая «осторожность» – просто глупость и трусость. Впрочем, прекращаем темнить, кто автор этой рукописи. Это Олег Борисов.

Борисов Олег (по паспорту Альберт) Иванович. Годы жизни: 1929 – 1994. Выдающийся актер, заслуженный артист Украины (1963), народный артист России (1974) и СССР (1984), дважды удостоенный Государственных премий СССР и еще многих наград за его работу на сцене и экране. Получив актерское образование в одном из самых знаменитых в мире театральных институтов – Школе-студии МХАТ в Москве, в 1951 году Борисов приезжает работать в Киев, в Театр имени Леси Украинки, где играет много интересных ролей. В 1964 его приглашает в Ленинград, в один из самых новаторских театров той поры – Большой драматический театр (БДТ) – главный режиссер, знаменитый Георгий Товстоногов. В Питере Борисов проработал почти 20 лет, и был приглашен в Москву, во МХАТ его художественным руководителем Олегом Ефремовым. Параллельно с занятостью в театральных спектаклях, Борисов много снимался в кино. Конечно, все помнят его «звездную» роль Свирида Петровича Голохвастова в комедии «За двумя зайцами». Но считать Борисова только комиком было бы неправильно. У него много и комических и трагических ролей. Он прекрасно мог «слепить» как положительный образ, так и отрицательный. И в театре и в кинематографе. Это и Григорий Мелехов в «Тихом Доне», и Ганя Иволгин в «Идиоте» по Ф. Достоевскому, и Астров в «Дяде Ване» А. Чехова, и Император Павел Первый в пьесе Д. Мережковского. Это и инженер Гарин по А. Толстому, и шустрый сват Кочкарев в «Женитьбе» Н. Гоголя, и атаман пиратов Джон Сильвер в «Острове сокровищ», и Иван Грозный в «Грозе над Русью», и даже Мефистофель.

Работая в Театре имени Леси Украинки, он познакомился и сдружился с Олегом Базилевичем, Валерием Лобановским и другими футболистами «Динамо». Интересны две детали в главе дневниковых записей Борисова, посвященных Лобановскому. Первая: эта глава написана 6 января 1979 года. Т.е. в день сорокалетия тренера. Но об этом юбилее – ни слова. Либо Борисов не знал того, что само по себе – маловероятно, либо забыл, но интуитивно думал в этот день о Лобановском. Другая, не менее важная деталь – это сам Борисов назвал главу о Лобановском «Сухой лист», да еще поставил эти слова в кавычки. Вряд ли он имел в виду только «фирменную» подачу угловых Валерия Васильевича. Что такое сухой лист? Обычно он летит в одиночку, а не кучей, и летит по непредсказуемой траектории. Как Лобановский, как сам Борисов. Оба талантливые в своих сферах, оба самостоятельные, и оба «ершистые» по характеру. Наверное, оттого и дружили.

6 января 1979 года «Сухой лист» (из личного дневника Олега Борисова)

Ко мне в больницу приходит Лобановский. Котеночек, как его называет супруга. У него есть и другое прозвище – Шампусик. По количеству выпитого шампанского у камина, я думаю, у Шампусика нет равных. Ни одна печень в мире не могла бы этого выдержать.

Удивительно, что за те годы, пока я веду дневник, я еще ничего не написал о своем лучшем друге. Наверное, оттого, что футбол – не в основном фарватере, о футболе – всегда успеется. Но ведь и сам Василич (я буду называть его так) никогда не попадал в основной фарватер, всегда был сам по себе. Я увидел его в первый раз в Киеве на «Динамо». Зашел после матча к Базилевичу в раздевалку: все футболисты, их подружки, бездельники-журналисты «точили лясы». Не было только Лобановского. Он сидел в автобусе на заднем сидении с книжкой. Нас познакомили, но от книжки он оторвался ненадолго. После этого я увидел его уже в Донецке: они с Базилевичем там заканчивали играть. На матч с «Шахтером» приехало киевское «Динамо», откуда их год назад отчислил Маслов.

У Базилевича была кличка Штангист – он умудрялся попадать в штангу из положений, когда любой другой бы забивал. Зато он забивал – и часто! – из положений самых немыслимых. У Лобановского была кличка Балерина. Он подолгу «водился» с мячом, плел паутину. Его финты, угловые «сухие листы» пытались повторить во всех киевских дворах. Они играли в аритмичный футбол, оба они были футбольные гении, индивидуалисты от Бога. Об аритмии я только начинал задумываться. Что-то интуитивно чувствовал, но объяснить научно, с демонстрацией синусоид и кривых мне смог Лобановский. К тому времени у него, как на рентгене, начинало просвечиваться серое вещество, вскипающее в коре головного мозга. В Донецке в 1967 году этот мозг, уже отяжелевший и мешавший ему играть в футбол, заработал в новом для него направлении. На игру против Маслова вышло четыре форварда: Лобановский, Базилевич и еще двое родных «шахтеровских», которых я не помню. Четыре форварда против чемпиона, лучшей команды страны, победившей «Селтик» – неслыханная дерзость! Но Василич, который и убедил тренера Ошенкова сыграть этот вариант, все просчитал: «Основное оружие Киева – полузащита. Так? (Это междометие ТАК он любит употреблять до сих пор). Полузащита – Биба, Сабо, Мунтян, Медвидь. Но кто такой отдельно взятый Медвидь? Спрашивается, кто? (выдерживается актерская пауза). Линейный игрок! Организаторские функции выполняют только Биба, Мунтян и Сабо. Их и нужно закрыть. Так? А Медвидь пусть бегает свободным…». Журналист Аркадий Галинский подробно описывает эту установку в своей книге «Не сотвори себе кумира». Ее мне Василич в свое время презентовал, при этом добавив: «У этой книги правильное название. Программное».

Так я впервые услышал от него это слово… Начиная с 1973 года, он каждую зиму приезжает в Ленинград на каникулы. Приезжает «совершенствоваться». И даже в каникулы выполняет программу, которую составляет для себя сам. Утром бегает вокруг гостиницы «Ленинград» (в ней он любил останавливаться). Днем его Юра (см. прим. №1) образовывает по части музеев, потом у них партия в шахматы. Вечером обязательное посещение БДТ. (Цель – пересмотреть весь репертуар – давно перевыполнена). В тот день, когда БДТ выходной, идет в МАЛЕГОТ (см. прим. №2) слушать «Евгения Онегина». Но не выдерживает надолго, не находит там идеи. После спектакля – неизменный ужин в «Садко». Выполняет программу, даже когда подается его любимое блюдо «осетрина по-монастырски». У нас текут слюнки, льется водочка. Но его мозг работает. Чуть расслабляется он только к двум часам ночи, когда на сцену выходят цыгане. В свой первый приезд просит посодействовать команде «Динамо» попасть на спектакль «Три мешка сорной пшеницы». Достает календарь игр на следующий сезон и бронирует двадцать пять мест за полгода вперед. Мне это приятно, я в главной роли, но все-таки сомневаюсь: нужно ли это всей команде? Спектакль тяжелый, длинный, у них заболят ноги… и они проиграют «Зениту». От Василича следует ответ, который можно предвидеть: «Все будет по программе, мы в этот день на ноги дадим нагрузку поменьше». Через полгода точно в назначенный день вся команда в строгих костюмах и галстуках, когда зрители уже расселись по местам, появляются в партере. (С костюмами – абсолютное помешательство! У него есть один «счастливый», который в день игры ему привозят из химчистки. Он его надевает в шесть часов вечера – и направляется на игру. Если матч проигрывается, все равно, в следующий раз – тот же костюм, из той же химчистки). Возвращаемся в БДТ. В зал вошло киевское «Динамо», зрители встречают их аплодисментами. Еще бы – чемпион страны, обладатель Кубка кубков в полном составе! Антракт затягивается на полчаса: у команды – режим, она ужинает за кулисами. Ленинградская публика относится к этому с пониманием. Случайно слышу реплику одного из игроков: «Ну и кому это нужно? ТренерА (ударение, конечно, как у всех футболистов на «А») хотят свою образованность показать!» Пересказываю это Лобановскому. Он смеется: «А что ты хотел? Все пОнять с первого раза им трудно. Надо будет еще их сводить в следующем году (в слове «понять» упорно делает ударение на «О». Сколько я не намекал). Зато – продолжает Лобановский – Веремеев попросил разрешение после спектакля не автобусом до гостиницы добираться, а пешком. Спектакль его так потряс, что он не захотел ни с кем разговаривать. Всю ночь не спал, и в игре с «Зенитом» после первого тайма я его заменил».

Теперь Василич принес мне в больницу график бега. Он разработал его специально для меня – легкая трусца! Все высчитал по секундам, с учетом даты и времени моего рождения, биоритмов. Вот выпишусь из больницы, куплю секундомер и побегу.

Нужно жить по программе – пора бы это на старости лет пОнять!

Примечания:

№1. Юра – Юрий Борисов – сын Олега Борисова (1956 – 2007), литератор и театральный режиссер, ставил в основном музыкальные спектакли, в т.ч. оперные и балетные во многих театрах мира, а также на телевидении. Написал книгу «По направлению к Рихтеру», подготовил к изданию книги «Без знаков препинания» и «Иное измерение», посвященные отцу.

№2. МАЛЕГОТ – Малый Ленинградский государственный оперный театр имени М. Мусоргского. Малый, чтобы отличали от Большого Ленинградского оперного театра имени товарища Кирова. Сейчас оба великих театра вернули свои исторические названия: Малый – Михайловский, т.к. первым покровителем его был Великий Князь Михаил Павлович, младший сын царя Павла Первого. Находился и находится театр в обширной резиденции Великого князя – Михайловском дворце. Большой – Мариинский Театр (обычно питерцы называют его Мариинка) в честь Императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго.

Семен СЛУЧЕВСКИЙ

ВАСИЛЬЧ. ВЗВЕШЕННОСТЬ, ОСМЫСЛЕНИЕ…

13-го мая, ровно 10 лет тому назад, не стало Валерия Васильевича ЛОБАНОВСКОГО, гениальность которого с каждым годом открывается все новыми и новыми гранями…

...Всякий раз, когда мне приходилось летать в Соединенные Штаты, захватывал с собой свежую почту для друзей и знакомых от их родных и близких с Украины. Всегда надеялся принести людям какие-то добрые вести. Но, увы. В середине 90-х, о чем невольно вспоминаю именно сегодня, все чаще невольно их огорчал: уж больно грустными были письма с родной земли. Однажды, в марте 1997-го, друзья процитировали мне строки одного из них. Из Киева. От кандидата наук, к слову, мастера спорта по альпинизму.

«Вообще на Украине, кроме возвращения Лобановского в киевское „Динамо“, перемен к лучшему пока не чувствуется», – писал он. Научный работник по основной своей профессии, автор письма с грустью констатировал полное отсутствие работы в его НИИ и, естественно, заработной платы. Удержаться на плаву ему помогали навыки альпиниста и случайные заработки «на высоте» – починка крыш, покраска водосточных труб и прочее.

Невольно вспомнил и некоторые детали возвращения Васильича в родной клуб…

...18 июля 1995 года, закончив видеосъемку развернутого интервью для своей программы «Украина. Вчера, сегодня, завтра...», выходившей на первом в США русскоязычном телевидении RTN, я презентовал в то время Председателю Верховного Совета Украины Александру Морозу одну из своих книг – «Футбол Лобановского».

– За книжку спасибо, – сказал Александр Александрович, листая вкладку с фотографиями. – С Валерием Васильевичем я встречался где-то года полтора-два назад. Спросил его: «Сколько надо времени для того, чтобы создать такую команду?» – Мороз задержал взгляд на одном из снимков. – Лобановский ответил: «При наличии финансов – восемь лет».

– Пожалуй, что так оно и есть, – предположил я. – Ведь после двух великолепных сезонов семьдесят четвертого – семьдесят пятого годов следующий взлет «Динамо» был уже только в восемьдесят шестом.

К слову, я недавно общался с Лобановским, когда он прилетал в отпуск. Между прочим, в разговоре с ним я высказал сожаление, что в свое время судьба не объединила в одном деле его и Григория Суркиса.

– Это верно, – Мороз кивнул головой.

– Думаю, такой симбиоз был бы полезен не только киевскому «Динамо», но и всему футболу Украины.
– Согласен с вами, – сказал Александр Александрович, давний динамовский болельщик. – Григорий Суркис молодец. Знаете, в наше тяжелое время он порой, казалось бы, делает невозможное, ну, нереальное даже…

Надо же, именно в те дни девяносто пятого года, когда я в беседе с Морозом сетовал, что судьбе так и не было угодно объединить в одном деле таланты Валерия Лобановского и Григория Суркиса, они уже напрямую вели между собой переговоры, о которых было известно только им самим да весьма узкому кругу лиц, а в конце 1996-го года возвращение Мэтра в родной клуб состоялось.
Весной 97-го на мой вопрос: «Долго ли созревало решение и были ли сомнения перед тем, как руководство клуба пригласило Лобановского?» – в ту пору президент акционерного общества «Футбольный клуб „Динамо, Киев“« ответил:

– Какие колебания?! Какие сомнения?! Никаких колебаний вообще не могло существовать потому, что с 1995 года с Лобановским велись постоянные переговоры в отношении его возвращения в клуб. – Григорий Суркис мягко улыбнулся. – Ну, скажем так, из долгосрочной командировки, которую он сам себе выписал. И я думаю, что обе стороны довольны тем, что состоялся союз.

...И хотя переговоры о возвращении Лобановского вели две стороны, окончательное решение было все же за ним. Я понял это из его ответа на мой вопрос:

– А были ли с вашей стороны мучительные раздумья, прежде чем дать согласие на возвращение?
– Ну, если учесть, что переговоры велись длительное время, – сказал Лобановский, – не месяц и не два, а годы...

– Что же смущало?
– Самое главное, мне необходимо было почувствовать уверенность в своих силах, что можно изменить кое-что к лучшему. А для этого следовало располагать полнейшей информацией об обстановке в клубе, о команде, ее тактическом кредо, об игроках. Какое-то мгновенное решение, я считаю, было бы нецелесообразным. К тому же время, когда велись основные переговоры, как раз пришлось на разгар сезона. А для того, чтобы принять команду и попытаться что-то сделать, естественно, для этого лучше межсезонье. Я все время получал видеокассеты из Киева, информацию о каждом из игроков. И вот, когда я все это получил, просмотрел, увидел игру «Динамо», Киев, пришла уверенность в том, что можно браться за это дело…

Как именно Васильич взялся за дело, в разных уголках планеты Земля теперь известно миллионам поклонников легендарного клуба, которые помнят, гордятся и почитают гениального Тренера и прекрасного Человека, земля ему пухом и царствие небесного…

Дэви АРКАДЬЕВ

ИГОРЬ СУРКИС: «ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕГДА БУДЕТ В МОЕЙ ПАМЯТИ»

В последние годы жизни Валерия Лобановского одним из самых близких его соратников был нынешний президент ФК «Динамо» Игорь Суркис.

– Валерий Васильевич был для меня не просто тренером киевского «Динамо». Я могу назвать его близким человеком, товарищем, – рассказывает Игорь Михайлович.

– Таким он для меня навсегда остался в памяти. Точно так же и семья Лобановского, с которой поддерживаем близкие отношения. Часто созваниваемся с Аделаидой Панкратьевной, вчера, например, общались полтора часа. В хороших дружеских отношениях и с его дочерью Светланой, можно сказать, что мы дружим семьями. Они выражают мне слова сожаления, когда болеют мои родители, я помогал, когда проблемы со здоровьем были у Аделаиды Панкратьевны.

Не хотел бы сейчас говорить о качествах Валерия Лобановского-тренера, они всем известны, а дополнительные дивиденды ему от меня не нужны. Единственное, что могу сказать – за 10 лет, которые прошли со дня его смерти, ничего подобного для киевского «Динамо» мы не смогли найти. Валерий Васильевич всегда будет в моей памяти, я прихожу на кладбище не только в дни годовщин, которые, скорее, считаются официальным событием, а и в обычные дни. Часто сижу и вспоминаю все приятные минуты, которые были с ними связаны.

– Есть ли у вас чувство, что на протяжении всего этого времени его гений открывается все новыми и новыми гранями?
– В футболе он опережал время. То, что сейчас показывают европейские команды, он демонстрировал, с той же сборной СССР на чемпионате Европы в 1988-м году. Он был великим в своей профессии. У него не было мелочей, он отдавался футболу с утра и до позднего вечера и просто не мог по-другому, потому что он был у него в душе. Нам же остается лишь помнить о том, что был такой великий тренер, который всю жизнь посвятил киевскому «Динамо» и сожалеть, что он так рано от нас ушел. Бессмысленно пытаться ему подражать, нужно идти вперед. Те, кто пытается его копировать, не знают, что бы он делал, живя сейчас. Мне кажется, он бы и сегодня опережал время, ведь он отдавал всего себя футболу в ущерб многим жизненным вещам.

– Он был максималистом в любом деле, за которое брался?
– Для него в футболе не было мелочей. Перед командой в любом турнире, будь то в официальном, или в товарищеском, он ставил одну задачу – победить. Наверно, именно поэтому он умел создавать великие команды.

– Какой самый яркий момент можете вспомнить в ваших отношениях с Лобановским?
– Когда он во время матча посадил меня на скамейку запасных. Событие уникальное, даже люди, знавшие его много лет, не могли предположить, что человека не с тренерского цеха, а из руководства, можно во время матча видеть на скамье запасных и во всем ему доверять.

– Как бы, на ваш взгляд, Валерий Васильевич относился бы к нашей действительности?
– Думаю, ему было бы приятно видеть, какие стадионы построены в Украине – «Олимпийский», «Донбасс-Арена», «Металлист» в Харькове, «Арена-Львов». А еще большую радость вызывало бы у него то, что меньше, чем через месяц мы примем у себя Евро-2012. Думаю, этим можно гордиться. Надеюсь, он все это видит.

– Наверняка, Валерий Лобановский хотел, чтобы футбол объединял?
– Конечно, это же спорт. Но конкуренция должна быть честной, а не так, как у нас порой происходит.

fcdynamo.kiev.ua