Україна

Прем'єр-ліга

Ротань: «Даже не думал оставить сборную после неудачи в квалификации ЧМ-2018»

Руслан Ротань рассказал о своем возвращении в Украину и втором приходе в Динамо, а также четко дал понять – сам завершать карьеру в сборной Украины не думает и вскоре наверняка сыграет 100-й матч за сине-желтых.

Юрий ОСТРОУМОВ, Sportarena.com

2018-03-27 09:30

– Возвращение в Динамо – самый символичный и самый необычный трансфер в вашей карьере?
– Тяжело ответить на такой вопрос, об этом как-то не задумывался… Я всегда стараюсь руководствоваться исключительно профессиональными качествами, и здесь также. Динамо есть Динамо, на предложение из клуба я согласился без раздумий. Команда стабильно выступает в еврокубках и всегда ставит перед собой исключительно высокие цели. Мне это импонирует. Я сам всегда хочу бороться за высокие места, и это серьезная для меня мотивация.

– Когда на вас впервые вышло Динамо с предложением о переходе, какие были первые мысли об этом?
– Это было, конечно, неожиданно. Чего уж кривить душой – я на такое не надеялся, и, когда поступило предложение от киевлян, то над ним не думал.

– Сергей Ребров недавно рассказал, что хотел пригласить вас в Динамо еще год назад. Вы знали о таком интересе?
– Сложно сказать. Лично ко мне никто не обращался по такому поводу. Да, очень приятно, что даже тогда со стороны тренерского штаба Динамо был интерес ко мне. И тогда бы я также согласил без раздумий.

– Уже приехав в Киев, вы говорили, что Хацкевич хотел, чтобы этот переход состоялся. Стоит полагать, что перед приездом в Киев вы лично общались с тренером, и именно это убедило вас?
– Самое главное для футболиста – это доверие тренера. Когда мы с Хацкевичем переговорили первый раз по телефону, то я понял и почувствовал заинтересованность тренера во мне. Это дополнительная мотивация, чтобы работать и добиваться результатов.

– Правильно ли говорить, что Хацкевич изначально не обещал вам место в основе?
– А какой тренер может гарантировать кому-то из игроков место в стартовом составе? Я такого не встречал.

– У вас все-таки имеется огромнейший опыт плюс не самые плохие физические кондиции.
– Я не какой-то там неприкасаемый. Как и все футболисты, доказываю тренерскому штабу свои притязания на позиции в старте. А окончательное решение уже за главным тренером. Мой опыт не может гарантировать мне место на поле. В команде 25 футболистов, и каждый из них хочет выходить и играть. Конкуренция за место в составе – для футбола это нормально.

– Со Славией у вас был заключен годичный контракт, но отыграли вы в Чехии лишь полгода. Какими они вам запомнились? Нет ли сожаления о времени, проведенном там?
– Никакого сожаления нет, хотя трудно делать какие-то выводы и что-то оценивать лишь после полгода игры в Чехии. Мне в Славии и вообще в Чехии все нравилось. Единственное, футбол в Украине и в Чехии очень разный – это мне не совсем импонировало. Славия играла в силовом стиле, использовала много длинных передач, вела много борьбы за мяч. Мне кажется, любой футболист это не сильно любит. В этом был один небольшой минус.

– Почему чехи играют именно в таком стиле?
– Для них это нормально. Чехи всегда, по-моему, играют в таком духе. У них много длинных передач и борьбы.

– Комментируя ваш приход, Хацкевич сказал, что «команде нужен опытный футболист, «дядька» в центр поля». Чувствуете себя этим «дядькой» и по-своему наставником для молодежи?
– Сложно отвечать на такой вопрос… Быть «дядькой» в команде – это больше для СМИ. В коллективе 25 футболистов, все они равны. Каждому нужна как поддержка, так и совет более опытного человека. Когда ты видишь, что кто-то недорабатывает или же откровенно валяет дурака, всегда стараешься подсказать, обратить внимание. Иногда стоит даже прикрикнуть или же сказать что-то более строгое.

Но за два месяца пребывания в Динамо, я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из молодых игроков работал спустя рукава или валял дурака. На мой взгляд, все ребята заслуживают только поддержку. Коллектив сейчас, понятное дело, оказался в непростой ситуации, вокруг много критики. Да, критика всегда чем-то обусловлена, но стоит обратить внимание на то, сколько игроков в последнее время покинуло Динамо – это не способствует стабильности.

Когда нет стабильности с составом, то сложно ожидать больших результатов. Результаты есть, когда все стабильно и хорошо. В такой ситуации необходимо иметь выдержку и проявлять терпение. Динамо именно в поддержке сейчас и нуждается, в первую очередь.

– А сами молодые полузащитники команды – те же Шепелев или Шапаренко – часто прибегают к вашим игровым советам?
– Мы постоянно общаемся, диалог в процессе тренировок и матчей идет всегда. Я с удовольствием иду на контакт. Человек я не закрытый, всегда готов помочь советом, что-то подсказать.

– Вы упомянули критику в адрес Динамо. Команда действительно довольно тяжело стартовала в весенней части сезона, были проблемы как с физическим состоянием, так и с игрой. С точки зрения своего опыта, в чем видите здесь трудности? Или это, по большому счету, обыденные вещи после зимних сборов?
– От Динамо всегда требовали высоких результатов и исключительно побед. Поэтому, когда нет побед, то всегда появляется критика. На мой взгляд, это нормальная ситуация и реагировать на нее необходимо спокойно. В свою очередь, болельщики Динамо должны понимать, что сейчас ситуация у коллектива непростая – команда переживает переходной период, который никогда простым не бывает.

– На старте 2018 года Динамо сыграло в двух раундах плей-офф Лиги Европы. Вначале был повержен греческий АЕК, однако сломить римский Лацио не удалось. На ваш взгляд, чего не хватило в сражениях с римлянами?
– Признаюсь честно – мне очень понравился матч, который мы провели в Риме (2:2). После него я был полон надежд, что мы сможем так же сыграть и дома. В первую очередь, нам необходимо было сыграть сзади «на ноль», но что-то у нас не получилось. Сейчас тяжело сказать, что именно было не так. Наверное, повлияло и то, что в команде много молодежи, у которой еще мало еврокубкового опыта, а значит, нет стабильности. Через такие игры ребята и набираются опыта, становятся старше и сильнее.

– У Динамо на повестке дня остаются борьба в УПЛ и Кубке страны. Не будет ли иметь вылет из Лиги Европы негативных последствий, команда не надломиться?
– Это и будет экзаменом для всех нас. Так называемый «час Х». Мы не должны сломаться, а обязаны стать сильнее, быть единым коллективом. Уверен, мы сможем с честью пройти этот период.

– В одном из трех матчей за Динамо этой весной (против Вереса) вас удалили с поля еще в первом тайме. Насчет той красной карточки много мнений, но вы сами как расцените тот эпизод – некачественная работа арбитра, ваша неосторожность в игровом моменте и фол или что-то еще?
– А как вы сами считаете – удаление было? На мой взгляд, имел место непрофессионализм арбитра, и все.

– Когда вас позвали в Динамо, у многих возник альтернативный вопрос: «А не звал ли Ротаня в Днепр-1»?
– Нет, даже не было таких разговоров. Когда я прошлым летом покинул Украину, то такой команды, как Днепр-1, еще даже не было. Оставался просто Днепр.

– Но вы поддерживаете контакт с Дмитрием Михайленко или опытными днипровскими футболистами – тем же Сергеем Кравченко?
– Конечно же, когда мы видимся, то общаемся. С этим у нас нет никаких проблем.

– После ухода из Днепра вы пересекались или же встречались с Игорем Коломойским?
– Такое было очень давно, несколько лет тому назад. Я сразу даже и не вспомню.

– Вы сами еще допускаете возможность вернуться в Днепр или Днепр-1 и поиграть там некоторое время?
– Тяжело сказать. Нынешняя футбольная жизнь такая переменчивая, и я даже не знаю, что тут ответить…

– Почти всю карьеру вы провели в Днепре, там начинали свой футбольный путь. Однако родом вы из Полтавы, ваш отец играл за Ворсклу, а братья сейчас выступают там за аматорские команды. Хотелось когда-нибудь вернуться на малую родину?
– Из Полтавы я уехал очень давно. Мне было 13 лет, когда я начал учиться в интернате Днепропетровска. Мой папа, действительно, играл за Ворсклу, провел в команде 10 лет. Получается, моего папу в Полтаве знают хорошо, а меня – не очень. Я ближе связан с Днепром.

– Динамо в своем последнем на данный момент матче УПЛ со счетом 4:0 разгромило Ворсклу, которая до недавнего времени реально претендовала на место в топ-3. А ранее полтавчан разбил Шахтер (0:3). Получается, в Премьер-лиге сохраняется ситуация, что вверху есть лишь два клуба и больше никак?
– Ворскла – хорошая команда с добротным подбором футболистов и тренерским штабом. Но также известно, что у полтавчан колоссальные задержки по выплатам. Это, на мой взгляд, напрямую влияет на мотивацию игроков. На поле сразу видно, кому платят, а кому – нет. Получается, ребят обманывают, а времена такие, что постоять за футболистов никто не может. И получается, что у нас игроку могут 2 года играть без денег и при этом молчать. Ну а что еще делать? Футбол – это их жизни.

Поэтому прошедший матч с Ворсклой я бы отнес к игре с немотивированной командой. Ребят из Полтавы я лично прекрасно понимаю. В свое время в Днепре мы также играли без денег, чего-то ждали, нас постоянно кормили обещаниями. Однако мы верили и договорили между собой, что будем делать все возможное, ради результата. В итоге, нас так никто и не услышал, на встречу не пошел, и команда пропала.

На мой взгляд, у президентов клубов должна быть четкая позиция. Мы говорим сейчас о Ворскле, поэтому президент этого клуба должен, я так считаю, четко сказать – будет он платить деньги и выполнять тем самым свои контрактные обязательства или же нет. Профессиональный футбол – это адский труд. Только непрофессионал может говорить, что футболисты получают большие деньги за то, что выходят на поле просто попинать мяч. Однако за всем этим стоит огромный труд на тренировках и сборах. Если кому хочется, то, думаю, он может попробовать работу на сборах. Уверен, хватит одного дня, чтобы понять многое и вернуться к своей работе.

– Сейчас вы вновь вызваны в сборную Украины, но в 2017-м, по окончании отбора на ЧМ-2018, казалось, ваш путь в национальной команде страны заканчивается. Под этим были основания, или были уверенны, что еще сыграете в сине-желтой футболке?
– Я всегда относился к себе очень критично. Сборная страны для меня – это огромная мотивация и работа, в первую очередь, над собой. Всегда хочется прибавлять в тех компонентах, в которых я не очень силен, делать какой-то анализ работы и результатов. Поэтому сборная для меня – это действительно команда номер один. Так, уверен, у каждого уважающего себя футболиста из любой страны мира. Я готов оставаться игроком сборной столько, сколько буду соответствовать ее уровню. Только тренерский штаб может оценивать труд футболиста и принимать решение о его приглашении в команду.

– То есть после товарищеского матча со Словакией в конце 2017-го не было разговора с Шевченко о вашем будущем в сборной?
– Даже не думал об этом. Я сразу сказал, что всегда приеду в сборную, если буду готов и буду соответствовать уровню игрока сборной.

– После неудачного завершения отборочной компании на ЧМ-2018 не было ли морального опустошения, желания самому уйти?
– Я считаю, что это у человека проявляется слабость, если возникают такие мысли. Всегда нужно оставаться сильным. У меня если что-то не получается, то я стараюсь это исправить. И это всегда удается. Так что у меня даже подобных мыслей не было. На мой взгляд, такие мысли – это последнее, что может быть в профессиональной карьере футболиста.

Сейчас я уверен, что наша сборная находится на правильном пути. У команды есть свой четкий игровой рисунок, футболисты получают удовольствие от игр за сборную, поэтому результат к нам обязательно придет.

– В чем вы лично видите свою роль в нынешней сборной Украины, которая, по сути, с каждым новым сбором и матчем становится моложе и моложе?
– Тут все так же, как и в Динамо, о чем мы с вами говорили выше. Я – один из футболистов, который доказывает главному тренеру свои претензии на место в составе. Для меня самое главное – это победа сборной в следующем матче. Буду делать все возможное, чтобы команда в каждом своем последующем матче добивалась только победного результата. Для победы буду делать все возможное, даже находясь на скамейке запасных.

– Осенью этого года сборная будет играть в Лиге Наций. Что вы думаете об этом турнире? Действительно ли он более актуальный и полезный, нежели просто товарищеские матчи?
– На мой взгляд, это классный турнир. В нем есть четкая мотивация, если говорить о турнирной цели. Это главное. Первая команда из группы напрямую завоевывает путевку в финальную часть чемпионата Европы 2020 года. Это будет не серия товарищеских матчей, а настоящая бойня в каждом матче за результат.

– Сборная Чехии – один из соперников сборной Украины по группе Лиги Нации. Чего вы ждете от встреч с этой командой?
– У нас тяжелая группа. Осенью мы встречались в спарринге со Словакией, все могли увидеть силу этой команды. Чехия такого же уровня. Получается, группа очень достойная с непредсказуемым финалом. У нас задача, думаю, всем известна. И уверен, что у нас все получится.

– Сейчас вы стоите на пороге рубежа в 100 матчей за сборную (игра против Саудовской Аравии стала для Руслана Ротаня 99-й в футболке национальной команды. – прим. Ю.О.). Есть конкретная цель «добить сотню»? Мандраж не ощущается?
– Я стараюсь не думать об этом, хотя многие часто напоминают о предстоящем юбилее. Да, нахожусь «на пороге» юбилейного события, но мне это никаких привилегий не дает. Я получаю удовольствие от каждого матча за сборную, и хочется получать его и дальше, а также соответствовать ее уровню и оставаться в обойме. Ну а после можно будет посчитать и посмотреть, можно ли чем-то гордиться или нет.

– Среди матчей за сборную есть самая памятная игра?
– За сборную каждая игра памятна. Можете спросить меня, и я вам расскажу о любом поединке. Я помню их все.

– С кем из тренеров сборной вам было интереснее всего работать? Или Олег Блохин с выходом в финал чемпионата мира 2006 года вне конкуренции?
– Все тренеры оставили свой след, у каждого из них я взял и продолжаю брать только самое лучше. Ни в коем случае не хочу кого-то обидеть, мне было приятно работать со всеми. Это огромный труд и футболиста на поле, и тренера на скамейке запасных команды. И я этот труд уважаю.

– Допускаете в будущем свою работу в тренерском штабе сборной Украины?
– Об этом пока даже не думал. Загадать такое просто так невозможно. Когда завершится игровая карьера, то необходимо будет оставить себя футболиста на поле и уже после этого думать о тренерской карьере. Придет время, и я обязательно об этом подумаю.

– На ваш взгляд, сложно бывшему футболисту, решившему стать тренером, оставить себя игрока на футбольном поле?
– Как показывает практика, то, наверное, сложно. Такое мало кому удается, но если удается, то из таких людей получаются отличные тренеры.

sportarena.com