Єврo-2012

Стадіони

Атаманенко: плюсы «Донбасс Арены»

Ольга СОРОКОЛЕТОВА, «Дело» Директор «Донбасс Арены» Александр Атаманенко в преддверии официального открытия клубного стадиона донецкого «Шахтера», которое состоится 29 августа, раскрыл некоторые финансовые подробности строительства, а также поведал о степени комфорта для болельщиков и условиях работы для журналистов.

2009-07-02 06:45

– Строительство стадиона практически завершено, даже назначена дата его открытия – 29 августа. Вы уже можете сказать, во сколько обошлось его возведение?

– На данный момент утвержденный бюджет составляет 400 миллионов долларов, но я думаю, что мы освоим не всю сумму. Это тот объем инвестиций, который был нам выделен. Это бюджет двух проектов: «Донбасс Арены» и парка, который находится рядом со стадионом.

– Стадион соответствует всем требованиям УЕФА?

– При проектировании и строительстве «Донбасс Арены» мы руководствуемся несколькими документами. Прежде всего это требования к инфраструктуре и безопасности от УЕФА, второй документ – это контракт на прием Евро-2012, который у нас подписан с Национальной федерацией футбола и завизирован УЕФА. Третий документ позволяет нам принимать финалы Лиги чемпионов и Кубка УЕФА.

– В чем будет изюминка «Донбасс Арены»?

– Стадионов класса «элит» во всем мире не так много. Сейчас их 22, но я надеюсь, что мы тоже получим сертификацию «элит» и таких арен станет уже 23. Наш стадион отличается от остальных, скорее всего, своим расположением относительно центра города и окружающим его парком. Еще одно отличие – стеклянный фасад арены. Если говорить о самой чаше, то здесь плюс в том, что абсолютно с любого места на стадионе – 100%-ная видимость. На это обращали внимание эксперты УЕФА, которые проводили серьезную инспекцию. Так вот, видимость у нас превышает все требования УЕФА.

– Для нас, журналистов, очень важна возможность выхода в Интернет. Говорят, на стадионе к Сети можно будет подключиться практически в любой точке.

– Это еще одна изюминка арены. Такого нет не только в Украине, но и в Европе – мы установили оборудование Wi-Fi, которое будет охватывать всю чашу стадиона и все помещения. Это первая поставка в Европу через компанию Cisco.

– А в целом сколько инвестиций было вложено в IТ-технологии «Донбасс Арены»?

– Общий объем бюджета – 21,5 миллиона долларов.

– На что потратили больше всего?

– Самой затратной у нас вышла установка серверного оборудования. Телекоммуникационное оборудование компании Cisco нам стоило, например, порядка 6 миллионов долларов.

– IТ-технологии обеспечивала компания Microsoft. В чем их преимущества?

– Ведущие клубы – «Челси», «Манчестер Юнайтед», «Реал» – используют технологии Microsoft для взаимодействия с клиентом. Такие же технологии Microsoft будут использоваться и на «Донбасс Арене». Эта система будет полностью взаимодействовать с клиентом, а также отслеживать все его перемещения по стадиону.

– А как же вопросы конфиденциальности?

– Это важный вопрос. Наша структура гарантирует, что только люди определенного уровня доступа смогут получить всю информацию о болельщике.

– Знаю, что стадион должен быть оборудован современной системой контроля.

Совершенно верно. И эта система включает в себя многие нюансы. Например, она должна предотвращать подделку билетов, также она касается турникетов, которые попадают в систему контроля доступа.

– Это будут какие-то особые турникеты?

– На данный момент у нас предусмотрено несколько типов турникетов: полуростовой – для обычного зрителя; ворота, которые будут обеспечивать проход на арену людей с ограниченными возможностями; VIP-турникеты. Всего их 116 штук. Причем мы рассчитываем, что пропускная способность одного турникета будет равна 600 человек в час. Кроме того, за полчаса до начала матча турникеты должны обеспечить проход на стадион уже 50% посетителей. Также у нас есть наладонные компьютеры, которые будут использоваться мобильно, в случае если какой-то турникет выйдет из строя.

– Интересно, сколько такая система стоит?

– 1,5 миллиона долларов.

– «Донбасс Арена», претендующая на класс «элит», подразумевает должный уровень обслуживания, который предполагает высокие цены на услуги. А для среднестатистического болельщика что-то предусмотрели?

– Мы предлагаем несколько вариантов обслуживания в ресторанах: у нас есть четыре серебряных бара, золотой, платиновый, бриллиантовый ресторан, лаундж-бар. Кроме дорогих заведений, также будет открыто 52 фастфуда.

– Зимой стадион будет отапливаться?

– Да, надеюсь, что к началу холодов мы сможем запустить систему инфракрасного отопления. Если на улице будет 0, то внутри арены +14.

– За границей есть системы, которые отслеживают поведение фанов на стадионе. В случае инцидентов администрация арены может запрещать им приходить на стадион. У вас что-то такое предусмотрено?

– За границей это сложившаяся практика. Но там ведь и другие требования к фанам. На данный момент в Украине таких жестких мер к болельщикам нет. У нас будут как персонализированные сезонные абонементы и билеты, так и неперсонализированные. Тем не менее все системы безопасности направлены на обеспечение максимальной безопасности. Мы рассматривали вопрос идентификации каждого болельщика при входе на арену по фотографии, но, к сожалению, технологии пока не позволяют внедрить эту систему и обеспечить необходимую скорость прохождения людей на стадион.

– По какому принципу вы будете персонализировать людей?

– Полностью персонализируются все сезонные абонементы, продажа которых стартует 1 июля. Также мы будем вводить членские карты – фанкарты. Внедрение системы автоматизации от Microsoft позволит расширить коммуникационные возможности клуба и задействовать все доступные способы коммуникации с болельщиками: звонок, SMS, MMS, электронную почту, Интернет и обычное письмо. Мы будем информировать каждого болельщика, который пользуется карточкой постоянного посетителя, о мероприятиях и программах лояльности, которые проводятся на стадионе. В то же время система будет анализировать потребности и уровень удовлетворенности посетителей, чтобы как можно лучше определить их вкусы и предпочтения, популярность тех или иных сервисов и реакцию посетителей стадиона на новые услуги.

– А новых болельщиков чем привлечете?

– Мы готовы поощрять своих активных гостей, начисляя им на карточки бонусы. Такую карточку могут получить владельцы сезонных абонентов и члены клуба. В зависимости от количества накопленных бонусов гости смогут, например, поехать с клубом на выездной матч команды «Шахтер».

– Известно, что УЕФА очень требовательно относится к тому, чтобы на стадионах были созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

– У нас для таких гостей предназначены две специальные парковки, спецтурникеты и пандусы, а также секторы, на которых они будут находиться (в нескольких метрах от зон размещения болельщиков с ограниченными возможностями расположены и специально оборудованные туалеты. Также предусмотрена соответствующая сигнализация для вызова экстренной помощи).