Єврo-2012

Турнір

Олкович: «Футбол – не только игра»

Последствия Евро-2012 еще долго будут будоражить общественность как в Польше, так и в Украине. Одни будут считать убытки и напоминать о долгах. Другие – ностальгировать о футбольном фестивале, заставившем хоть на месяц забыть о текущих проблемах.

Алексей БЕЛОВОЛ, «РБК-Украина»

2012-07-05 15:30

Но однозначно, для обеих стран-хозяек Евро-2012 станет новой точкой отсчета, новым этапом в развитии и самопознании.

Накануне финала чемпионата «РБК-Украина» взяло небольшое интервью у директора турнира в Польше Адама Олковича, который вкратце коснулся финансовых аспектов и эмоциональной стороны Евро-2012.

– Ваше краткое резюме по итогам турнира?
– Официальную оценку дал президент УЕФА Мишель Платини. И это очень высокая оценка для Украины и для Польши. Я благодарен УЕФА за то, что наши страны получили возможность организовать такое мероприятие – самое большое в истории наших стран.

Мы сделали все очень качественно. В УЕФА довольны, команды довольны, очень много болельщиков уехало с положительными эмоциями касательно турнира. Плюс для Украины и Польши Евро-2012 ознаменовался новыми достижениями.

– Каковы финансовые итоги Евро-2012?
– Согласно данным УЕФА, прибыль составила 1,3 млрд евро (без учета финала). По продажам билетов установлен мировой рекорд: по итогам всемирной жеребьевки количество людей желающих купить билеты составило 12 млн 195 тыс. 325 из 206 стран.

Остальные цифры не менее впечатляющи. Так, количество волонтерских заявок составило почти 25 тыс. с 142 стран. Прямые трансляции охватили более 200 стран. Это свидетельствует о силе футбола, о могуществе футбола.

Футбол – не только игра. Это и религия, и, к сожалению, иногда война между странами. И, прежде всего, большие эмоции. Пусть расцветает футбол, потому что мы все им гордимся, а поляки и украинцы после завтрашнего дня, я уверен, смогут себе и всем сказать: «Мы сделали хорошую организационную работу».

Немного жаль, что национальные команды не прошли дальше своих групп. Но начинается отбор на чемпионат мира в Бразилии. Поляки и украинцы будут играть в одной группе между собой.

– Помимо финансовой и имиджевой выгоды, не менее важен и ментальный фактор турнира. Я помню, когда мы с Вами только обсуждали шансы украинско-польской заявки, речь шла о том, что после Евро-2012 Украина и Польша изменятся. Вы уже видите подобные перемены? В чем они выражаются, если говорить о Польше?
– Мы получили внутреннее убеждение, что мы способны организовывать мероприятия такого масштаба. Вспомните, сколько сомнений было перед турниром: сможем лм, найдем ли деньги, дадут ли нам турнир, не отберут ли его у нас на определенном этапе? Но все сомнения в прошлом. Мы провели очень хороший турнир, продемонстрировав отличную организацию. Все довольны. Десятки тысяч людей получили бесценный опыт от организации турнира подобного уровня.

– Сколько болельщиков посетили Польшу за время Евро-2012?
– Более миллиона, но полных данных еще нет. И мы думаем, что многие вернутся. Потому что Польша, так же, как и Украина (вы знаете, как я уважаю Украину) – это чудесные страны, с чудесной историей, с чудесными перспективами, где футбол является абсолютным спортом №1.

– Из этого миллиона, какое представительство было по странам? Немцы – понятно. Но кто еще?
– Ирландия. Ирландцев приехало больше 50 тыс. Я лично был на трех матчах с участием Ирландии. Это потрясающе. Ирландцы – чудесные болельщики. Болельщики из Ирландии получают специальную премию за качество болельщиков. И Платини будет вручать лично им эту символическую премию.

– А сколько всего посетило фан-зоны?
– Здесь установлен очередной рекорд. В 2008 г. количество посетивших фан-зоны принимающих городов было рекордным и составило 4,2 млн. А перед полуфинальными матчами уже было более 5 млн фанатов.

– И в Украине, и в Польше?
– Да. В Киеве – 160 тыс. В Варшаве было три раза по 120 тыс. Просто не было больше места.

– Насколько угроза политического бойкота Евро-2012 отразилась на проведении матчей турнира в Польше?
– Моя точка зрения такова: хорошо, если бы политика не лезла в спорт. Да, политика была, есть и будет. Но спорт – вне политики. И, если несколько чиновников сказали, что не приедут и не приехали, то турнир не пострадал. Приехали все команды, сотни тысяч болельщиков. Наибольшее внимание Европы было сосредоточено именно на спортсменах и фанах. А, если несколько человек не приехали, это их личное дело.

– Но как раз вследствие бойкота и в целом негативного фона вокруг проведения Евро-2012 в Украине, именно на Польшу выпала основная нагрузка по размещению сборных – 13 вместе с польской сборной. Насколько удалось справиться с решением подобной задачи?
– Конечно, работы было много. Но это не было тяжело. Ведь для людей, имевших отношение к размещению сборных – это большой престиж, новый опыт и удовольствие. Было видно, что эти люди, команды, эти новые герои (потому что футболисты – это герои, и не только своей страны) вели себя очень корректно и дисциплинированно. Никаких проблем не возникало.

А в городах, где разместились сборные, вообще был ажиотаж. Так, первая же тренировочная сессия голландцев собрала 25 тыс. человек. И была проблема с их размещением, поскольку желающих было намного больше.

– Полуфинал Германия – Италия стал последним матчем Евро-2012 на территории Польши. С какими мыслями Вы прощались с турниром? О чем думали в тот момент, что вспоминали?
– Подумал, что эти 10 лет было особенным временем в моей жизни. Так сложилось, что именно мне Григорий Суркис сказал весной 2003 г., когда был открыт первый мемориал Валерия Васильевича Лобановского: «Адам, а что бы ты подумал, если бы мы решили провести Евро?».

Григорий Михайлович – человек не пьющий. Надо серьезно подходить к его словам. Я вернулся на родину и сказал Михалу Листкевичу, который на тот момент возглавлял Федерацию футбола Польши: «Миша, Гриша говорит, чтобы мы попробовали организовать чемпионат!». А он мне на это: «Adam is the science fiction! (Это фантастика!)». Говорю: «Ну и что?! Что мы потеряем? Могут дать».

С большим трудом, но мы завоевали право на проведение турнира! И последние 10 лет моей жизни – это была жизнь для турнира.

– По прогнозам, в Украине туристический поток после Евро-2012 возрастет на 20%. А как насчет Польши?
– Прогноз – это только прогноз. Благодаря инвестициям в Евро, мы ускорили темп своего развития на 3-5 лет – в экономической и инфраструктурной ситуации. И это уже большое достижение.

Мы бы не построили шесть больших и 60 малых и средних больших стадионов, если бы не Евро. Не построили бы шесть новых терминалов аэропортов.

За пять лет построены тысячи километров автобанов, отремонтировали 1,5 тыс. км железных дорог. Мы инвестировали, в положительном смысле этого слова, около 20 млрд евро. И все инвестиции остаются на польской земле, они будут служить нам, нашим детям и внукам.

– В эти 20 млрд евро входит и финансовая помощь Евросоюза.
– Деньги из разных источников. Евросоюз оказал очень серьезную помощь. И мы довольны тем, что на 2013 г. Польша является бенефициаром 10% бюджета Евросоюза. 27 стран, а поляки получают 10%. Это 880 млн евро.

– После проведения Евро-2012 насколько ближе стали Польша и Украина?
– Во-первых, мы посмотрели в будущее, оставив историю в прошлом. Молодые хотят жить, радоваться футболу, встречаться, любить. Думаю, Евро – это очень хороший источник дружеских, братских отношений между поляками и украинцами.

Но это только предварительные итоги. Я лично подписал больше 5 тыс. договоров. Работы еще минимум на полгода. Надо закрыть вопросы с налоговой, отдать 500 машин. Уже сдаем стадионы владельцам, которые за месяц перед турниром мы взяли в свое руководство. Таких дел очень и очень много.

Всем надо сказать «спасибо», пожать руку. Дать свидетельство, что он был сотрудником, работал на Евро.

Но на этом работа не останавливается. В прошлом году мы принимали чемпионат Европы по баскетболу. В 2014 г. мы примем чемпионат мира по волейболу. А сейчас мы завоевали право на проведение форума по гандболу на 2016 г. Так что мы не останавливаемся.

rbc.ua