Персони
Інтерв'ю
«Узбекистон ифтихори» для Украины
Ефим БРУСИЛОВСКИЙ, «Команда» Товарищеский матч Польша – Украина, который состоится в Варшаве 4 сентября, будет обслуживать бригада арбитров во главе с Равшаном Ирматовым. Об этом судье из Узбекистана до чемпионата мира в ЮАР знал ограниченный круг специалистов. Но в Южной Африке Ирматов вместе со своими ассистентами, соотечественником Рафаэлем Ильясовым…
2010-08-08 06:15
…и казахстанцем Бахадыром Кочкаровым, безупречно отсудил пять поединков, включая матч открытия ЧМ-2010 ЮАР – Мексика и полуфинал Уругвай – Голландия. Работа на мундиале принесла 32-летнему Равшану звание самого перспективного футбольного рефери планеты.
Достойно отметили работу Ирматова и на родине – по возвращении домой президент Узбекистана Ислам Каримов удостоил арбитра ФИФА почетного звания «Узбеки-стон ифтихори» (Гордость Узбекистана). Все это, вкупе с тем фактом, что Равшан вскоре будет судить поединок нашей национальной дружины, и побудило корреспондента «КОМАНДЫ» позвонить Ирматову в Ташкент.
– В числе арбитров, которых ФИФА отобрала для обслуживания чемпионата мира, значились Халил Аль-Гамди из Саудовской Аравия, Субхиддин Мохд Саллех из Малайзии, венгр Виктор Кашшаи, Карлос Батрес из Гватемалы, Джоэл Агилар из Сальвадора, Коман Кулибали из Мали и представитель Сейшельских островов Эдди Майе. Согласитесь, все рефери представляют не самые футбольные страны. Уровень местного первенства не особо влияет на квалификацию служителей Фемиды?
– Я так понял, это намек и в мой адрес? Если человек талантлив, то его заметят, невзирая на национальность. И почему вы считаете, что квалифицированными арбитрами могут быть только представители тех стран, которые доминируют в мировом футболе? В конце концов, все перечисленные вами мои коллеги также набираются опыта через международные матчи. Поверьте, ФИФА проводит очень тщательный отбор судей. По блату стать арбитрами ФИФА просто нереально.
– Экс-арбитр ФИФА россиянин Алексей Спирин, который судил матчи чемпионата мира в Италии в 1990 году, рассказывал, что в ваших действиях прослеживаются черты советской судейской школы – якобы, это досталось вам в наследство от отца – судьи республиканской категории Сайфиддина Ирматова. Согласитесь с точкой зрения коллеги?
– Я считаю себя учеником узбекской школы. Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что все наши учителя судили еще в чемпионатах СССР. Та к что, скорее, я – ученик совместной школы.
– Каждый матч для вас сродни вызову?
– Конечно! Причем для меня не имеет значения уровень поединка – обслуживаю ли я встречу первенства Узбекистана, игру Азиатской конфедерации или поединок чемпионата мира. Я должен одинаково ответственно относиться к любому матчу. И обязан судить так, как мне подсказывают мои глаза и мое сердце.
– Вы стали арбитром ФИФА в 25 лет. Первая игра на международном уровне была для вас настоящим стрессом?
– У меня перед каждой встречей наблюдается легкое волнение. Как и у футболиста. Но когда выходишь на поле и начинаешь разминку, все сразу исчезает. Дебютировал на международной арене я в 2003 году. Легкий мандраж, естественно, присутствовал, но он испарился со стартовым свистком.
– Нередко национальныеассоциации на центральныематчи своих первенств вызывают иностранные бригадыарбитров. Вас не приглашали судить матчи чемпионатов Ирана, Японии, Саудовской Аравии или ОАЭ?
– Судил поединки в первенствах Китая и Катара. Не так давно приглашали на финал Кубка короля в Кувейт. Но у нас в Узбекистане ведь тоже свой чемпионат идет. У меня там напряженный график – в Кувейт выбраться не смог.
– Если Федерация футбола Украины вышлет приглашение отсудить поединок «Динамо» – «Шахтер», приедете в нашу страну?
– Я не против. Главное, чтобы у меня была такая физическая возможность.
– Правда, что вы до сих пор параллельно работаете тренером в одной из футбольных школ Ташкента? В досье ваш род деятельности указан как школьный футбольный инструктор...
– Правильнее сказать, работал. А сейчас на занятия в школе просто не хватает времени. Теперь меня полностью поглотило профессиональное судейство. Игры, семинары, перелеты – даже на семью времени катастрофически не хватает.
– Вы религиозный человек? Ходите перед матчем в мечеть? В ЮАР, кстати, как с мечетями обстояло дело – вам удавалось помолиться накануне игр?
– Я верю в Бога. В Южной Африке ФИФА продумала все организационные вопросы до мелочей. Нам регулярно организовывали подобные мероприятия. Предоставлялись транспорт и охрана. И мы ездили в те места, которым соответствовало наше вероисповедание – кто в церковь, кто в мечеть, а кто в буддийский храм.
– Какое ваше самое нелюбимое упражнение при сдаче судейских нормативов?
– Все утвержденные ФИФА упражнения я воспринимаю как должное. И со сдачей необходимых нормативов никаких трудностей не испытываю. У нас много упражнений на общую выносливость. У меня в этом плане все в порядке. В тесте Купера нет ничего страшного. Обычно за 12 минут пробегаю 3200 метров.
– После института физкультуры вы закончили финансовый университет. Для чего вам образование финансиста? У вас есть собственный бизнес?
– В 19 лет я получил травму, которая поставила крест на моей футбольной карьере. На тот момент у меня не было особого желания стать судьей. Тогда я ведь находил еще в шкуре игрока. Вы, наверное, знаете, как обычно футболисты относятся к арбитрам. Вот и я рефери не слишком жаловал. Мне нужно было что-то решать в своей судьбе. Поэтому после института физкультуры поступил в финансовый университет. Судьей же стал во многом благодаря случаю. На один из рядовых матчей арбитр по каким-то причинам не приехал на игру. Отец предложил отсудить поединок. Я попробовал. Понравилось. Постепенно втянулся. И карьера пошла в гору.
– Еще как пошла! Когдат прилетели из ЮАР в Ташкент, вас действительно ваэропорту встречали несколько сотен болельщиков и весь судейский корпус Узбекистана?
– Да, встреча выдалась очень трогательной. Я и подумать не мог, что арбитров могут так тепло встречать. У меня после такого приема появилось огромное желание доказать не случайность успехов нашей судейской бригады в ЮАР. В Узбекистане люди верят в нас, и нужно оправдывать это доверие.
– В Южной Африке дообъявления арбитра финальной встречи было ли у васпредчувствие, что вашей судейской бригаде доверят ирешающий поединок первенства?
– Нужно здраво смотреть на вещи. Мы и так отсудили пять матчей – больше всех остальных. Мы уже и на полуфинал-то особо не рассчитывали. Это ведь только кажется, что судьям обслуживание матчей дается легче, чем футболистам. На самом деле мы испытываем колоссальную нагрузку – и физическую, и психологическую...