Персони

Інтерв'ю

Корж: «Судьба Евро решится летом»

Алина СКОРИК, «Главред» Подключившись к процессу подготовки Евро-2012, министр по делам семьи, молодежи и спорта Виктор Корж был вынужден вместе с правительством Виктора Януковича уйти «в тень». Однако и теперь оппозиционер внимательно следит за тем, как новый Кабмин будет реализовывать этот «общенациональный проект».

glavred.info

2008-01-25 10:45

Похоже, Евро-2012 остается для Виктора Петровича одним из самых важных вопросов, даже несмотря на то, что сейчас в Верховной Раде он входит в состав комитета по вопросам здравоохранения. Итак, экс-министр считает, что главным координирующим органом в подготовке чемпионата должно стать Национальное агентство, но если что, отвечать за все будут только первые лица государства.

– Виктор Петрович, оппозиционное правительство, куда входите и вы, обвиняют в том, что оно только критикует действующее правительство, взамен не предлагая альтернативных решений. Вы что-то планируете делать?

– Во-первых, всю политическую ответственность взяла на себя коалиция и сформированное ею правительство. Во-вторых, задачей оппозиционного правительства, которое на сегодня не имеет реальных рычагов управления экономикой и обеспечением жизнедеятельности страны, является мониторинг действий власти, их анализ и публичная оценка. На днях обсуждались вопросы организации работы оппозиционного правительства как органа достаточно нового для нашей страны. И я прихожу к выводу, что это действительно правильно, это соответствует мировой практике и европейским демократическим ценностям.

– Так в чем вы уже уличили действующее правительство?

– Во-первых, я не могу не сказать о программе «Украинский прорыв». Я считаю этот документ как минимум несерьезным, поверхностным и просто удивительным по степени своего популизма. К примеру, если говорить о разделах, касающихся деятельности министерства, которое я возглавлял, сколько там упоминается государственных программ всего? В разделе «Физическая культура и спорт» только одна, хотя в работе их и официально утверждено на государственном уровне четыре.

Сегодня очень много говорится о Евро-2012, но оно вспоминается в разрезе создания спортивных объектов, из них реально планируется в сфере управления министерства даже не строительство, а реконструкция всего лишь одного.

– А кто будет заниматься остальными?

– Остальные находятся в сфере или частного бизнеса, или местных органов самоуправления. В то же время в этом документе не сказано ни слова о Государственной программе подготовки к Евро-2012, которая получила высокую оценку наших коллег из Польши, высокую оценку Верховной Рады, ни одного замечания Секретариата Президента. Наше правительство работало над ней день и ночь три месяца, по моему убеждению, эта программа будет основой всей подготовки к чемпионату.

Руководство правительства и Минсемьи акцентируют, что подготовка к Евро-2012 – их приоритет, совершенно не упоминая о Чемпионате Европы по футболу среди студентов 2008-го, и Чемпионата Европы среди юниоров 2009 года, право проводить которые мы добились, потому что они будут серьезнейшей репетицией к Евро-2012. Так что ощущение такое, что несмотря на целый ряд публичных выступлений, в правительственных документах это не находит никого отражения — ни государственная программа, ни основные опорные точки подготовки к Евро-2012.

Потом у меня вызывают удивление задекларированные сроки подготовки всех законов, которые необходимо еще доработать или создать заново для обеспечения качественной подготовки к Евро-2012. Устанавливается неделя-две, но я не могу понять, как это можно сделать, когда ни в одном органе центральной исполнительной власти по сегодняшний день не создано ни одного структурного подразделения, которое бы занималось предметно Евро-2012?

В то время, как уже более двух месяцев лежат зарегистрированные в ВР законопроекты, распоряжения Кабинета Министров, подготовленные нами, которые должны были закончить создание системы управления этим процессом. В частности, предусматривалось в наиболее загруженных - Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта и Минэкономики - создать специальные департаменты. В других министерствах и ведомствах создать управления, отделы, сектора. И мы рассчитывали, что при самых худших обстоятельствах, когда появится Закон о бюджете, с 1 января мы запустим эти подразделения.

– И какой из органов был главным в разработанной вами схеме?

– Главным координатором становится Национальное агентство по подготовке к Евро-2012. Главным заказчиком было Минэкономики, им и остается, и Минспорта. Несколько месяцев назад мы предложили типовые положения об этих структурных подразделениях, и для региональных властей тоже. Допустим, мэрия города Львова создала соответственный департамент в составе мэрии, а Киевская городская власть сделала отдел в составе управления по спорту. Я считаю, что это совершенно неправильно, потому что девяносто процентов вопросов выходят далеко за рамки компетенции Управления по делам семьи, молодежи и спорта.

Кто же подготовит за неделю или за десять дней изменения к Закону об интеллектуальной собственности, к Земельному кодексу, к Налоговому кодексу, и к большому количеству других законов, о которых мы не один раз говорили? Это просто несерьезно. Точно так же, я не понимаю, какую юридически правовую нагрузку будет иметь Меморандум по сносу Троицкого торгового центра…

– Хорошо, сегодня у нас есть Координационный совет по подготовке е Евро-2012 во главе с Президентом, есть Организационный комитет во главе с премьером, есть Национальное агентство, возглавляемое Евгением Червоненко, уже не говоря о Федерации футбола. То есть, как минимум, четыре структуры занимаются этим вопросом. Кто же в результате из них будет нести ответственность, если, не дай Бог, подготовка сорвется?

– Безусловно, ответственность в таких случаях несут первые лица государства. Но наибольшая нагрузка и напряжение будут сконцентрированы в Агентстве, потому что этот орган специально создан с одной единственной целью — обеспечить координацию усилий всех органов власти. То есть, вести всю работу согласно генеральному плану подготовки, ставить своевременно вопросы перед Президентом, перед правительством, осуществлять мониторинг, изучать передовой опыт, осуществлять контроль за их исполнением и так далее. На агентство возложена очень большая ответственность.

– В то же время вызывает вопросы официальный статус Агентства…

– Это тоже центральный орган исполнительной власти. Правильно, что сегодня поставлен вопрос о внесении изменений и дополнений к базовому закону о подготовке к Евро-2012. Безусловно, эти изменения должны быть подготовлены, в том числе и в разрезе деятельности Агентства. Хотя возьму на себя смелость сказать, что на сегодня это делать некому. В Министерстве спорта освобожденных для этих целей специалистов нет, по моим сведениям, такой человек был один и он переходит в Агентство.

В Министерстве экономики, кроме ОксаныСлюсаренко, там больше никто этим вопросом не занимается. Как и в Министерстве транспорта, руководство которого, на мой взгляд, такое же далекое от транспорта и связи, как и от Евро-2012. Я просто не представляю, в какие сроки, и какими силами они охватят масштабы тех проблем, которые перед ними стоят, потому что около восьмидесяти процентов объема государственной программы подготовки к Евро-2012 лежат в плоскости транспорта, связи, дорог, аэропортов и коммуникаций и так далее. То есть, на мой взгляд, проблемы огромные, и правительство мало приблизилось к их решению.

– Судя по тому, что из необходимых на нужды чемпионата 126 млрд.грн., сто миллиардов планируется получить от инвесторов. К кому они в случае заинтересованности должны обращаться?

– В Агентство.

– И кто должен им давать гарантии?

– Гарантии должно давать правительство и местные органы исполнительной власти, если они обращаются на местном уровне. Обеспечить законодательную базу должно правительство как субъект законодательной инициативы вместе с задействованными центральными органами. Я думаю, что не нужно никому объяснять, насколько это кропотливая и серьезная работа, которая должна пройти согласование в профильных комитетах и так далее. Поэтому я абсолютно не верю в те сроки, которые сегодня указаны (неделя-две), потому что по моим сведениям, никто над этими законами на сегодня еще не работал. И это вызывает большие опасения.

Что касается инвестиций, то они приходят в страну со стабильной политической ситуацией и предсказуемой экономической политикой. Но если правительство объявляет о привлечении очень высокого плана приватизации на восемь миллиардов, и еще более десяти сверхплановых, то ничем другим, как реприватизацией это назвать нельзя. Слова «реприватизация» инвесторы боятся, как черт ладана. А такие заявления правительства, такое формирование бюджета-2008 абсолютно не содействует привлечению инвесторов в нашу страну. И, конечно же, это удар в сердце государственной программы - концептуальной основы подготовки к Евро-2012, которая была создана на основе европейской модели и ничего общего с реприватизацией не имеет.

– Но новое правительство ни о какой реприватизации даже не упоминает, наоборот, уверяя, что повторной продажи объектов не будет. Разве, что по решениям судов…

– Будем надеяться, что не будет, но сегодня четко говорится о реприватизации, в частности Луганского тепловозного завода и других объектов, это реальность.

– Если вы говорите, что высшее руководство страны несет ответственность за проведение Евро-2012, так что, Президент должен лично давать гарантии инвесторам…

– Президент как первое лицо государства давал лично гарантии о том, что этот чемпионат будет проведен успешно. При этом три правительства по очереди дали двадцать пять исчерпывающих гарантий, которые предусматривают все экономические, социальные и даже определенные политические аспекты этого вопроса. То есть, исчерпывающие обязательства Украина на себя взяла, и наше правительство, которое работало в форс-мажорном режиме с первого дня подготовки к Евро-2012, в обстановке полного отсутствия в системе управления опыта проведения подобных событий, сделало государственную программу и полностью подготовило всю основу для будущей работы. Более того, изучило весь передовой европейский опыт от Португалии и Германии до Швейцарии и Австрии. Мы продуктивно работали с Федерацией футбола, вместе осуществляли все эти шаги, более того, привлекли всемирно известную консалтинговую компанию «МакКензи», которая сопровождала наш проект с первого дня. Эта компания имела опыт участия в обеспечении подобного рода мероприятий.

Мы провели презентацию нашего генерального плана и всех концепций на встрече президента Качиньского с нашим Президентом в Гуте, которая была фактически посвящена подготовке к Евро-2012. Всем нашим организационным мероприятиям была дана высокая оценка, и наша концепция легла в основу межгосударственного соглашения, которое мы подготовили два с половиной месяца назад и передали польской стороне, однако она нам до сих пор его не вернула. Поэтому мне очень неприятно выслушивать беспочвенные обвинения, и вместо того, чтобы новому правительству сконцентрироваться на реальных практических вопросах, идут какие-то пиар-препирания, реплики, совершенно ненужные оценки.

Сегодня в условиях кадрового голода в Агентство должны быть приняты восемьдесят человек, но я не представляю, из кого они будут набраны. Департамент в Кабинете Министров, созданный нами для реализации Евро-2012, недоукомплектован, и никаких нет сомнений, что создавать структурные подразделения центральных органов исполнительной власти все равно придется.

– Почему вы так уверены, что Тимошенко продолжит начатые вами процессы в плане проведения Евро-2012? Может у нее другое видение?

– У нее нет другого выхода. Другого не дано. Использовав опыт наших предшественников, мы выработали оптимальную систему управления. Государственная программа подготовки к Евро-2012 прошла широчайшее обсуждение со всеми облгосадминистрациями, мэриями и всеми центральными органами власти, которые там фигурируют. Она просчитана, взвешена, там пропорции между бюджетными вливаниями и привлечением инвестиций разработаны исходя из европейского опыта.

То есть, те обязательства, которые взяло на себя государство, предусмотрены в бюджетном финансировании, а остальное - это частные инвестиции. Правильно говорит Суркис – это проект экономического ренессанса, проект развития. Поэтому, в случае не создания инвестиционного климата и не привлечения инвестиций, этот проект превращается в бессмыслицу, и становится антагонистичным государству Украина, его экономике и его гражданам.

– Получается, с одной стороны, вы обвиняете правительство Тимошенко в том, что оно рушит выработанные вами схемы, ставя под угрозу срыва сам процесс, а с другой - говорите, что оно ничего не делает…

– Во-первых, оно не рушит, просто не наполняет их конкретным содержанием. А разрушить их невозможно, потому что они правильные. Во-вторых, я не видел ни одного изменения в государственной программе, которое бы сегодня инициировало правительство. Тот план действий, который будет на днях опубликован, я готов поспорить, будет всего лишь фрагментом государственной программы в разрезе ее выполнения на 2008 год. Другого быть не может.

А из откровенных глупостей, которые уже сделаны, - это исключение трехсот миллионов из бюджета Министерства на реконструкцию НСК «Олимпийский». Сегодня эти средства, которые якобы предусмотрены в бюджете города Киева для выполнения функций столицы. Скажите, пожалуйста, какая депутатская фракция, которая имеет обязательства перед своими избирателями города, проголосует за изъятие трехсот миллионов из бюджета города и передачу их некоему министерству на выполнение общегосударственной задачи? Я думаю, что ни одна из фракций этого не поддержит. Это будет крайне сложно провести в городе, а самое главное, когда?

– Зачем это было сделано?

– По моей беглой оценке, бюджет многих министерств был урезан с одной единственной целью - создать какой-то потенциал для выплат вкладчикам Сбербанка. И сегодня наши граждане должны понять, что у них в правый карман вкладывается тысяча гривен, вынутая из другого кармана социальных программ, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность. Именно поэтому в «Украинском прорыве» не фигурирует целый ряд государственных программ, которые обязаны в ней присутствовать.

Вместе с тем мы видим увеличение содержания на Президента и его структуру до миллиарда и двухсот миллионов - на четыреста шестьдесят миллионов! Просто уму непостижимое увеличение финансирования большого оздоровительного центра в Феофании и так далее. Поэтому, я считаю, что сокращение льгот должно быть пропорциональным и адекватным для всех, у кого они есть. Точно так же, как и неприкосновенность. Не может быть здесь избирательности, потому что Президент неоднократно заявлял и заявляет, что закон один для всех. Я в этом с ним полностью согласен и буду вести себя соответствующим образом. А Юлия Владимировна эти основополагающие заявления Президента нарушает сегодня, сформировав такой бюджет.

Поэтому наше оппозиционное правительство будет это комментировать, будет говорить о диспропорциях, об обмане избирателей, потому что сегодня из 24 миллионов вкладчиков получить компенсации по вкладам могут только 6. Это не решение вопроса, потому что никаких сегодня объективных предпосылок улучшения в экономике мы не видим, за счет которых нормальное правительство компенсировало бы эти вклады. Это ни что иное как предвыборная кампания в неприкрытом виде.

– В рамках реконструкции НСК «Олимпийский» остается еще спорным вопрос снесения объекта, который строит компания «Юджин»…

– Что касается самого НСК «Олимпийский», то правительство сегодня делает большую ошибку, не находя возможностей немедленного подписания контракта с фирмой «Хохтиф». Этот контракт нами полностью отработан, прошел горсовет, согласование с Антимонопольным комитетом и был готов к подписанию с 1 декабря, когда отставание составляло уже три месяца. Сегодня мы будем иметь отставание уже минимум на полгода, которое приведет к тому, что уважающая себя всемирно известная фирма «Хохтиф» может отказаться вообще от участия в этом проекте. Это практически единственная фирма, которая взялась в такие сжатые сроки реализовать проект реконструкции. Подчеркиваю, что это фирма одна из трех самых известных в мире по объемам работ и профессионализму в этих вопросах, мы не случайно на ней остановились.

– Вы намекаете на то, что это умышленно делается правительством Тимошенко?

– Нет, это просто говорит о том, что они не понимают сути вопроса. И я очень сожалению, что правительство Тимошенко себя сразу противопоставило своим предшественникам вместо того, чтобы на первое заседание Оргкомитета или просто в рабочем порядке пригласить нас - людей, которые день и ночь работали над этим проектом. Мы могли бы поделиться видением проблемы, заострить внимание, на что, в первую очередь, нужно направить свои усилия правительству. Я считаю, что в подобного рода общенациональных проектах не может и не должно быть никакой фракционности, партийности и политизированности. Это общенациональный проект, и мы очень переживаем за честь нашего государства и первых лиц, которые будут нести вместе с нами, со всем народом, ответственность за все это.

Что касается снесения торгового центра «Троицкий», то прокуратура могла бы обратиться не только к хозяйственному субъекту, но и к городской администрации, которая не выполняет указ Президента от 31 августа прошлого года. Официальных результатов работы комиссии, которую они обязаны были создать, нет, сумм экспертных оценок, которые они должны были предоставить, нет. Апелляции к правительству в этом вопросе о выплате компенсации, я считаю не совсем уместными, потому что это не зона ответственности правительства.

– А чья?

– Города Киева, городских властей, они давали разрешение на строительство, они получали выплаты за разрешение и так далее. Компенсаторы - это тоже мера их ответственности. Понимаете, найти пять-десять гектаров земли, чтобы компенсировать застройщику, представляется невозможным, а в это время полторы тысячи гектаров в течение последних нескольких месяцев с необыкновенной легкостью были розданы решением сессии горсовета. Причем, если проанализировать, то большинство из них были розданы с формулировкой «под рекреационно-оздоровительные нужды и цели» для каких-то фирм, совершенно не известных. При этом, ни Управление по делам молодежи и спорта города, ни Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, как и парламентские комитеты, не лоббировали, не ходатайствовали ни по одному из этих вопросов. Поэтому, это просто несуразные вещи. И я еще раз хочу сказать, что тот Меморандум, который планируется подписать с застройщиком и властями, ничем кроме декларации не станет, и никаких обязательств ни одной из сторон не добавит. Поэтому я не уверен, что это тот путь, по которому сегодня нужно идти.

– Вы считаете, что выделение Киевсоветом другого земельного участка застройщику сняло бы проблему компенсации?

– Да, необходимо определение независимой экспертизой стоимости ущерба и выделение компенсаторов. В таком случае, наверное, мог быть меморандум между объектом хозяйствования и Киевской мэрией и  больше никем! Все остальные не имеют к этому никакого юридического отношения.

– А что касается сноса объекта перед «Олимпийским», ваше мнение не изменилось?

– Я согласен с постановкой вопроса о сносе только наземной части, подземная часть его крайне необходима для решения проблемы парковки во время проведения Евро-2012, а также парковки автотранспорта граждан Киева. Она крайне необходима. И соответственно стоимость компенсации должна быть уменьшена на стоимость самой дорогостоящей подземной части этого объекта.

Правда, меня удивляют цифры компенсаций, которые постоянно нарастают, причем из уст киевских властей, начиная с шестидесяти миллионов, потом сто, потом сто двадцать, а недавно я услышал сумму в двести миллионов. У меня такое впечатление, что кто-то из чиновников на этом тоже очень хочет заработать. Поэтому к вопросу оценки ущерба нужно подходить очень серьезно.

– Почему до сих пор нет единого мнения о том, где же построить второй стадион в Киеве? Президент настаивает, что он должен быть на Левом берегу, на месте танкового завода. Его переубеждают в пользу Выставочного центра в Голосеево…

Проблема вся в том, что никто не хочет расстаться с землей: Госуправление делами – с землей на территории Феофании возле Выставочного центра, Министерство обороны - с землей возле Танкового завода. Город Киев не хочет расстаться ни с одним даже квадратным метром своей земли. Обратите внимание, Киев не внес ни одного предложения по земле, которая находится в распоряжении столицы. Вот вам и государственная позиция наших чиновников. Хотя позиция Президента здесь абсолютно адекватная и правильная.

– Но второй футбольный стадион должен быть в Киеве, потому что это столица колоссального европейского государства, город, в котором имеется пять футбольных команд, три из которых играют в первой лиге, а две в высшей. НСК «Олимпийский» останется универсальным, там будут сектора для легкоатлетов, дорожки и многое другое. А стадион должен быть построен максимум на шестьдесят тысяч зрителей - это требование УЕФА.

– Но Павленко говорит о «стотысячнике»…

– Я не знаю, из какого источника взял информацию министр Юрий Павленко, но никто, ни в Федерации футбола, ни в Министерстве спорта, ни в УЕФА не озвучивал строительство стотысячного стадиона в Украине. Более того, я думаю, что ни один инвестор не возьмется строить объект, который никогда не будет в таком объеме востребован. Поэтому, на мой взгляд, стадион будет, и я думаю, что Президент все-таки заставит чиновников-бюрократов отступиться от своих личных и ведомственных интересов.

Думаю, что построить такой стадион по плечу как Федерации футбола, как футбольному клубу «Динамо» Киев, о чем заявляли Игорь Суркис и Григорий Суркис, так и, возможно, другим частным инвесторам. Такой стадион не будет убыточным, его можно насытить инфраструктурой так, как это сегодня делается повсеместно в Европе, когда стадион – это еще и объект развлечений и культурных мероприятий.

– Наверное, Суркису обидно, что он так много сделал для того, чтобы Украина имела возможность провести у себя Евро-2012, а сейчас его фактически отстраняют от этого процесса?

– Я могу посочувствовать и его терпению, и его выдержке в реализации этого проекта, преданности этой идее, и его упорству в реализации поставленной задачи.

– Евро-2012 называют скорее коммерческим проектом. Кто в случае успеха, кроме Украины, может заработать на нем?

– На нем однозначно заработает УЕФА. Это вытекает из официальных сообщений, из текста договора, который подписала Федерация футбола с УЕФА. Государство может заработать в случае синхронных и срочных мер власти, оппозиции, Верховной Рады и всех причастных к этому субъектов. В противном случае, это все будет делаться в авральном порядке, из государственного бюджета и в ущерб экономике Украины.

– Сегодня многие уже говорят, что подготовка к Евро-2012 под угрозой срыва. Есть основания так говорить? – После окончания Чемпионата Европы по футболу в Австрии и Швейцарии в начале июля этого года все внимание УЕФА будет приковано к Украине с Польшей. Встанет вопрос о немедленном создании управляющей компании, которая будет реальным хозяином проведения Евро-2012 в Украине и в Польше. Я думаю, что месяц после проведения УЕФА будет действительно решающим в вопросе, быть ли Чемпионату Европы-2012 года в Украине и в Польше. Как только они повесят медали чемпионам, ровно на следующий день все освободившиеся специалисты приедут сюда и увидят, что мы собой представляем.

www.glavred.info