Персони
Інтерв'ю
Яковенко: «Не знаю, где окажусь»
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, «СЭ в Украине» Любуясь мячами, забитыми 22-летним воспитанником киевского футбола Александром Яковенко в ворота «Сент-Труйдена» в минувший уик-энд, автор этих строк невольно начал припевать перефразированный вариант старого детского мультфильма о домашних животных: «Один – правой, другой – левой: два красивых гола».
2009-10-03 06:50
Держу пари, что эти удары не испортили бы видеоколлекции как нынешнего наставника «Вестерло» Яна Кулеманса, так и игравшего против него отца нашего героя – Павла Яковенко.
«ОТПУСК» В СЕНТЯБРЕ
– А ведь после пребывания в «Генке» и «Андерлехте» ваш переход в скромный «Вестерло» на родине оценивали, как безоговорочный шаг назад, – обращаюсь я к Александру Яковенко, которого в Бельгии все называют не иначе, как Саша.
– Секундочка… Во-первых, ни о каком переходе речи пока не идет. В «Вестерло» я выступаю на правах аренды сроком на полгода. Ну а по их истечению уже буду выбирать: оставаться мне здесь, возвращаться в Брюссель или же подыскивать другой вариант продолжения карьеры. В «Андерлехте» я регулярно выходил на замены, но необходимого объема игровой практики не получал. А ведь в моем возрасте сидеть на скамейке запасных противопоказано. Спасибо руководству столичного клуба, которое вошло в мое положение и не возражало против временной «командировки».
– «Вестерло» оказалось не единственным из ваших вариантов?
– Нет, более того, мною интересовались представители некоторых клубов за пределами Бенилюкса. В том числе и из Украины. Но я решил, что в данный момент будет правильнее остаться в Бельгии. Ведь это самый центр Европы, и здесь проще показать себя перед скаутами из других европейских чемпионатов.
– Конкуренция на вашей позиции в «Андерлехте» была заоблачной?
– Ключевым игроком в моем амплуа считался лучший игрок минувшего сезона бельгийской лиги Мубарак Буссуфа. Сами понимаете, что вытеснить его из основного состава было практически невозможно.
– Тем не менее, по словам вашего менеджера Андрея Головаша, предсезонную подготовку вы провели на высоком уровне и немало забивали?
– Это правда. Буссуфа получил неприятную травму – перелом челюсти, и я играл практически во всех контрольных матчах, причем не только на привычном месте левого атакующего полузащитника, но и на других позициях. Но, увы, в самый ответственный момент подхватил воспаление легких и пропустил почти месяц в тот самый момент, когда тренерский штаб формировал костяк исполнителей с прицелом на стартующий сезон.
– Как вы умудрились заболеть пневмонией в самый разгар лета?
– Я и сам не знаю, как так вышло. Сначала мы отправились в Австрию, а затем на недельку переехали в Венгрию. Вот там-то я вдруг начал покашливать, но не придал этому никакого значения. Ну, думаю, в худшем случае – легкий бронхит. Ничего страшного. Врачи подтвердили мою догадку, прописав микстуру, которую я принимал один раз в день. Но уже в Португалии после тяжелой, изобиловавшей тяжелыми нагрузками тренировки я проснулся с высокой температурой. Углубленное обследование позволило поставить диагноз: воспаление легких.
«СТАНДАРТЫ» ОТ МАСТЕРА-ПРАВШИ
– В четырех первых встречах за «Вестерло» вы блеснули высокой результативностью, отличившись три раза. Что помогло так быстро адаптироваться в новом коллективе?
– Меня очень хорошо приняли в команде, а наставники сразу доверили место в основном составе, отрядив на позицию «под нападающими». Кроме того, проявить себя в более скромном клубе оказалось чуть проще, чем в составе одного из признанных грандов местного чемпионата.
– Что интересно, именно с вашим появлением шедший в аутсайдерах коллектив стал стремительно покидать дно турнирной таблицы…
– В четырех встречах мы трижды победили, а уступили только «Брюгге», да и то не по игре. Это признали не только наши болельщики и журналисты, но и президент клуба, премировавший нас после игры по расценкам ничьи. Думаю, что мы и вправду отняли бы у «сине-черных» два очка, если бы не чудовищное невезение. Один из мячей в наши ворота стал результатом, какого-то немыслимого «парашютика» за «шиворот» голкиперу, еще один гол мы пропустили уже в компенсированное арбитром время. Сами же при этом упустили «тучу» прекрасных голевых моментов.
– Победа над недавним лидером турнира «Сент-Труйденом» стала возможна исключительно за счет вашего дубля. Причем, один из голов вы забили после розыгрыша штрафного.
– «Стандарты» стал исполнять с первого дня пребывания в команде. Это касается также и угловых.
– Свой первый мяч в этой встрече вы забили правой ногой, а второй – левой. И это притом, что большинство источников ссылаются на то, что вы ярко выраженный правша…
– Считать меня одноногим футболистом, было бы неправильно. Левой забивал не только «Сент-Труйдену», но и «Брюгге», хотя корнеры, разумеется, подаю более привычной правой.
– 17-й номер, который вы носите в «Вестерло», был выбран неслучайно?
– Абсолютно случайно. Я появился в команде в разгар сезона, а он как раз оказался свободен. Для меня магия чисел особого значения не имеет. Если бы предложили 13-й номер – тоже согласился бы, особо не раздумывая.
ПОД РУКОВОДСТВОМ ЖИВОЙ ЛЕГЕНДЫ
– Вестерло – совсем небольшой городок с маленьким уютным стадиончиком, чья вместительность не превышает восьми тысяч зрителей. Каким образом клуб разрешил ваши бытовые проблемы?
– Мне предоставили квартиру, в которую я уже переехал. Поначалу предпочитал добираться на тренировки из своего брюссельского дома, расположенного всего лишь в часе езды. Но потом решил, что сэкономлю больше времени, если буду жить в том же городе, в котором играю.
– С жилищными условиями разобрались. А как насчет транспорта: его вам тоже предоставили?
– Нет. На новом месте передвигаюсь на том же автомобиле, что и по столице. Имею в виду BMW 5-й серии.
– Просматривая состав вашего клуба, я обратил внимание на отсутствие ярких «звезд». На этом фоне выделяется разве что живая легенда бельгийского футбола Николас ван Керкхофен…
– Нико уже почти 38 лет, но играет он регулярно и очень качественно, цементируя оборону команды в самых «горячих точках». В свое время ван Керкхофен поиграл в немецким «Шалько-04» и менхенгладбахской «Боруссии», хотя громкого звания «легенды» в большей степени заслуживает наш главный тренер – знаменитый Ян Кулеманс.
– Кого бы вы назвали в числе тех исполнителей, на которых строится игра «Вестерло»?
– Лидеры имеются в каждой линии. Ворота защищает молодой и талантливый Ив де Винтер. В обороне выделяются ван Керкхофен и недавно появившийся в команде босниец Аднан Мравач – быстрый, цепкий и исключительно неуступчивый защитник. Наконец, в линии атаки нельзя не отметить лучшего бомбардира прошлого сезона – Жайме Руиса. Очень жаль, что в связи с травмой колумбиец не поможет нам в течение трех ближайших месяцев.
СЕРДЦЕ НА БЕРЕГУ ДНЕПРА
– С кем из соотечественников поддерживаете отношения посредством мобильного телефона?
– Неплохо знаю воспитанников академии Яковенко 1985 года рождения. Кроме того, общаюсь с экс-партнерами по юношеской и молодежной сборным из «Шахтера». В частности, с Сашей Гладким. Это не означает, что мы часто переписываемся или созваниваемся, но я всегда рад встрече с этими людьми.
– То же самое касается и выступающих в «Серкле» Олега Ящука и Сергея Серебренникова?
– Безусловно, хотя они и представляют другое футбольное поколение. Периодически мы общаемся по телефону, так как эти ребята живут в Брюгге, а это далеко не самый ближний свет.
– А где сейчас экс-форвард «Стандарда» Сергей Коваленко?
– Его следы я, к сожалению, потерял.
– Молодежную сборную, которой руководит ваш отец, вы уже переросли. Значит ли это, что новой глобальной целью Яковенко-младшего станет попадание в главную команду страны?
– Не буду скрывать, есть такая мечта. Но поспособствовать моему вызову в национальную дружину может только моя хорошая игра.
– Пример экс-хавбека «Гронингена» Евгения Левченко, дожидавшегося своего шанса долгие годы, показывает, что Бенилюкс – не лучшее место для решения подобных задач…
– Ну, подождите. Никто ведь не знает, где я окажусь через год.
– Может быть, даже на родине?
– Почему бы и нет? Я абсолютно не зацикливаюсь на футбольной географии.
– А вот интересно, сколько украинских клубов могут заинтересовать вас своим предложением? Два или больше?
– Один (смеется). Под названием «Динамо».
– Неужели откажетесь вступать в переговоры, если пригласит «Шахтер»?
– Не откажусь. Но в глубине души хотелось бы выступать именно в составе киевского клуба, за который я болею с детства.