Єврo-2012

Підготовка

Разруха – не в клозетах!..

Георгий ГУРЬЯНОВ, «ПРЕССИНГ» С того момента, как Украина и Польша получили Евро-2012, прошло почти четыре месяца, однако планы по изменению облика нашей столицы все еще далеки от своего воплощения в жизнь. О том, в каких именно переменах нуждается главный мегаполис страны, я побеседовал с Леонидом Косаковским – первым всенародно избранным мэром Киева.

«ПРЕССИНГ»

2007-08-13 16:15

 За четыре месяца, которые минули с момента выигрыша Украиной и Польшей тендера на проведение Евро-2012, Киев нисколько не изменился. Создан городской оргкомитет турнира, принято несколько законов, однако планы по изменению облика столицы все еще далеки от своего воплощения в жизнь. О том, в каких именно переменах нуждается главный мегаполис страны, я побеседовал с Леонидом Косаковским – первым всенародно избранным мэром Киева. 

– Леонид Григорьевич, вы согласны с теми людьми, которые, говоря о подготовке к чемпионату Европы, зачастую сводят ее к реконструкции/строительству стадионов, дорог, гостиниц и аэропортов?

– Выведение на качественный уровень перечисленных объектов – условие необходимое, но отнюдь недостаточное. Существует уйма малозначительных, на первый взгляд, вещей, которые в совокупности могут оставить у наших будущих гостей не самое благоприятное впечатление о Киеве. Время неумолимо приближает нас к 2012 году, а значит, менять свое отношение к проблеме и активнее включаться в процесс должен каждый, кто причастен к процессу подготовки. Помните, что писал наш земляк Михаил Булгаков? Разруха не в клозетах, а в головах!

Давайте посмотрим правде в глаза: мы пока не готовы принять десятки тысяч туристов по высшему разряду – то есть так, как они привыкли. Наш «ненавязчивый» сервис шокирует кого угодно. Посетив в свое время более 30 стран, все ведущие столицы, принимая участие во многих масштабных форумах и празднествах, могу об этом судить по личному опыту.

– С какими же трудностями в первую очередь столкнутся приезжие болельщики?

– Например, с поиском мест, где можно недорого и вкусно перекусить. Ведь в большинстве наших ресторанов и кафе цены зашкаливают, а качество блюд оставляет желать лучшего. С западной культурой питания в таких заведениях делать нечего.

Идем далее. Ожидается, что много фанов прибудут сюда на собственных машинах. Между тем, в Киеве – острый дефицит автомоек, их услуги за последнее время возросли на 20-30%. Еще год назад бесконтактная мойка стоила 25 гривен, нынче – 45. По мнению экспертов, сейчас предложение на этом рынке существенно отстает от спроса. В Киеве нет ни одной мойки европейского уровня, даже из числа новых. Большинство – вообще допотопны. Между тем, в контексте подготовки к Евро-2012 эта тема даже не звучит.

– Выходит, у тех, кто оставит личное авто дома, будет на одну проблему меньше. В конце концов можно просто воспользоваться услугами такси.

– Еще то испытание! Грязь, антисанитария, хамство таксистов и диспетчеров, низкий уровень обслуживания при непомерных ценах, незнание водителями города…

В этой связи вспоминаются лондонские «кэбы», которые заслуженно стали визитной карточкой английской столицы. Чтобы устроиться в тамошнее такси, преденденты колесят по городу с картой в руках, изучают все улицы и переулки. В противном случае им просто не сдать экзамен приемной комиссии. Проверку проходят избранные, и за рулем они потом безупречны. Это своего рода закрытая каста. Можно также привести в пример таксистов из японского Киото – нашего города-побратима. В салонах их машин – идеальная частота, а сами они – в строгой униформе и белых перчатках.

Вы можете представить наших таксистов, которые общаются на английском, принимают плату за проезд по кредитным карточкам и выдают чеки? То-то же…

Москва, кстати, уже берет эту сферу под контроль мэрии. Ведь сколько таксомоторов бегает по Киеву – точно не знает никто. По оценкам СМИ, лишь около 10% столичных водителей работает в легальном секторе… Видимо, нужно готовить программу развития такси в Киеве до 2012 года. Можно подумать о создании собственного муниципального таксопарка – эталонного – АО, закупить партию машин, добавить конкуренции частникам.

В общем, проблем не счесть. Чтобы их решить, одних разговоров недостаточно.

– Я, естественно, не могу обойти наиболее горячую тему – тему застройки площади перед НСК «Олимпийский»…

 – У меня вообще возникает ощущение дежа-вю. Ведь с подобными сложностями городская власть сталкивалась в 1993 году. На территории Центрального стадиона функционировал самый большой рынок Украины – «Патент», который облюбовали преступные структуры, а за теми стояли очень влиятельные лица. Рынок не только мешал нормальному функционированию стадиона, становясь рассадником антисанитарии, – он составлял реальную угрозу с точки зрения ухудшения криминогенной обстановки.

Процесс прекращения деятельности «Патента» проходил тяжело и встречал сопротивление на каждом шагу. Расставить все точки над «i» удалось лишь после моего доклада Президенту страны Леониду Кравчуку и его личного «нагоняя» руководителям силовых структур. Стадион мы очистили, как и площадь перед ним.

Уже после моего незаконного отстранения от должности в 1996 году, чему в немалой степени поспособствовали и те, кого я потеснил с территории спортивной арены, на предстадионной площади появился рынок «Троицкий», а потом развернулось строительство торгового центра…

Между тем, протесты в связи с возникновением скандального проекта, который сегодня стал камнем преткновения, открытые письма к главе державы поступали еще семь лет тому назад. Тогда был шанс пресечь это начинание на корню. Но власть предержащие оказались глухи к мнению специалистов и общественности, позволив начать строительные работы. Словом, сами создали проблему, которую теперь героически преодолевают.

– Как, по-вашему, можно разрубить этот гордиев узел?

– Исходя, опять-таки, из своего личного опыта, утверждаю: для разрешения конфликта нужна лишь политическая воля, умение принять решение и обеспечить его выполнение. Властных механизмов для этого предостаточно.

Судя по сообщениям прессы, инвесторов ожидает многомиллионная компенсация за возможный демонтаж недостроенного центра (хотя были и здравые идеи по трансформации его в подземный паркинг) – за наш, налогоплательщиков, счет, между прочим. Выходит, на головотяпстве чиновников кто-то еще неплохо заработает. Интересно, а понесут ли ответственность, в том числе и материальную, бывшие руководители города, чьи действия оборачиваются для державы значительными убытками и «подмоченной» репутацией? Вопрос риторический.

Резюмируя, хотел бы еще раз подчеркнуть: право на проведение матчей Евро-2012 – большая честь для Киева. Это громадный шанс не только продемонстрировать свои возможности, а и осуществить колоссальный прорыв в развитии городской инфраструктуры и сферы услуг. И не воспользоваться им – грех.