Єврo-2012

Підготовка

Коп и миллионер

В варшавском отеле Hilton на этой неделе собрался цвет европейской футбольной Фемиды. Как уже сообщала «Команда» во вчерашнем номере, на протяжении четырех дней 80 арбитров и среди них 12 рефери категории «элит», на которых возложена главная миссия по проведению...

Юрий ТРОХИМЧУК, «Команда»

2012-05-06 06:20

…матчей финальной части ЕВРО-2012, слушали лекции и проходили специальное физическое тестирование, которое должно было выявить малейшие неполадки в их функциональном состоянии. «Нам нужны настоящие атлеты», – сообщил старший офицер УЕФА по вопросам арбитража Пьерлуиджи Коллина. Благо результаты проверки бравых служителей Фемиды не обманули ожиданий их харизматичного руководителя. Все без исключения арбитры прошли тесты успешно, лишь один ассистент травмировался – его на турнире заменит коллега-соотечественник.

В рамках дня открытых дверей аккредитованные журналисты получили возможность лично пообщаться с элитными судьями. Согласитесь, такая возможность в современном футболе выпадает редко, а потому ваш корреспондент не мог упустить шанс задать свои вопросы двум довольно колоритным представителям судейской братии.

40-летний британец Ховард УЭББ – один из самых популярных и успешных рефери. Об особом доверии к нему со стороны высших футбольных органов свидетельствует то, что в личной коллекции Ховарда – финальные поединки чемпионата мира и Лиги чемпионов (кстати, их он провел в один и тот же год – в 2010-м). Пока что не хватает лишь решающего матча Евро на «Олимпийском»… Однако Уэбб, основная работа которого – сержант полиции (правда, он взял «творческий отпуск» на пять лет), похоже, не против восполнить и этот пробел.

– Ховард, вы намерены снова судить финал – на этот раз чемпионата Европы?
– Безусловно, это хорошая цель для рефери. После финалов ЛЧ и Кубка мира мое воображение разыгралось (улыбается). Однако, чтобы прийти к решающему матчу 1 июля в Киеве, нужно, в первую очередь, думать не о нем, а концентрировать все внимание на каждой следующей игре.

– В документальном фильме Les Arbitres, вышедшем на телеэкраны после ЕВРО-2008, довелось увидеть ваших родителей и то, как они вас поддерживают. Теперь они собираются в Польшу и Украину?
– Да, думаю, они приедут. Мой отец говорит о том, что хочет побывать на еще одном чемпионате Европы. Я, разумеется, сейчас еще не знаю, какие матчи мне достанутся – первые назначения начнут выдаваться 6 июня. В общем, мы успеем согласовать планы с отцом…

– А ведь именно он в свое время привел вас в профессию арбитра…
– Да, я этого никогда не забываю. Мой отец сам в прошлом арбитр, и однажды он записал меня на курсы рефери. Матчи региональных турниров я начал проводить в 19-летнем возрасте.

– А ваш сын тоже станет арбитром?
– Не знаю. Если у него будет такое желание, я, безусловно, поддержу его в этом. Парень сейчас играет в футбол за местную детскую команду. А если ему разонравится быть с мячом, тогда и дам ему в руки свисток (улыбается).

– Вы ощущаете себя знаменитостью?
– Рефери – такая же профессия, как и все остальные. Мы отвечаем за то, чтобы футбольный праздник не был испорчен, и люди им наслаждались. В то же время работа у нас нервная. В каждой игре возникают напряженные ситуации, в которых ты должен быть хозяином положения, находиться постоянно в психологическом тонусе. Знаменитость ли я? Знаете, на улице меня узнают – даже здесь в Варшаве, куда мы приехали на семинар (а вскоре будем жить здесь во время Евро). Люди подходят ко мне, просят автографы. Это вообще-то хорошо. Это означает, что я неплохо выполняю свою работу.

38-летний Йонас Эрикссон – едва ли не самая любопытная фигура во всем судейском корпусе, обслуживающем чемпионат. Готовясь к интервью, изучил досье собеседника: в частности, на размещенном снимке был изображен улыбающийся, довольный жизнью швед … на фоне яхты. Конечно, уникальность его фигуры состоит не в этом, а в том, что Эрикссон – наверное, самый состоятельный арбитр на планете. Но обо всем по порядку.

– Йонас, я знаю, что вы бывший журналист…
– Да, это так. Правда, вашим коллегой был уже давненько. С 2004-го по 2006 год я работал в крупнейшей газете Скандинавии – Aftonbladet. Писал на разные темы – спорт, развлечения… Необязательно на первом плане был футбол. Я – швед, а это подразумевает, что я хорошо разбираюсь в хоккее (улыбается), также писал о гандболе. Но журналистская карьера длилась недолго. С двумя друзьями я возглавил продакшн-компанию, мы занимались продюсированием ТВ-программ. Дело оказалось успешным, и нам оно нравилось. Я владел 15% акций этой фирмы.

– Но в итоге вы решили продать свой бизнес? Почему?
– Возникли удачные предпосылки для этого. Проработав в компании на протяжении долгого времени, мы получили от этого проекта и моральное, и финансовое удовольствие. Но настала пора что-то изменить. Нашли хорошего покупателя (по информации зарубежных СМИ, личная доля Эрикссона в этой сделке составила около 10 млн. долларов. – Прим. авт.).

– Учитывая все это, работа арбитра для вас скорее похожа на хобби…
– Для каждого человека его хобби должно быть работой! Я счастлив, потому что мои мечты, которые питал в юности, сбылись: я мечтал стать журналистом и стал им. Затем долгое время мечтал судить в качестве рефери большой футбольный турнир. И вот уже через месяц эта мечта также воплотится в жизнь.

– Кстати, сейчас в свободное время пописываете что-то в свое удовольствие?
– Нет, даже на ведение блога времени не остается (улыбается). К счастью или к сожалению, арбитраж занимает все больше времени.

– Какие из последних матчей, проведенных вами на международной арене, запомнились больше всего?
– Вот, например, пару недель назад я судил первый полуфинальный матч Лиги Европы «Спортинг» – «Атлетик». А до этого был четвертьфинал Суперлиги – «Милан» – «Барселона».

– Каково это – быть главным на поле, когда выясняют отношения такие гранды?
– Не буду говорить за других, но чем выше градус напряжения, тем больше это тебя мобилизует, тем больше требует концентрации усилий. Лично я от таких дерби наивысшего накала получаю максимум удовольствия. На сто процентов уверен, что каждый из 12-ти основных арбитров, которые будут работать в Польше и Украине, спят и видят себя в финале. В этом смысле мы не отличаемся от футболистов…